В Волжском историко-краеведческом музее открылась выставка «Русский фарфор». На ней представлены дореволюционные сервизы, предметы роскоши советской эпохи и современные фарфоровые изделия.
При слове «фарфор» воображение рисует что-то легкое, воздушное и очень красивое. Поэтому на выставку я пошла с предвкушением волшебной сказки. Интуиция не обманула — сразу бросилась в глаза изящная голубая дымка в центре зала.
Чайные чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница, сливочник, розетка в россыпи нежных цветов на фоне цвета неба…
Тарелки для рекламы и агитации
– Этому чайному сервизу почти 200 лет, — объясняет старший научный сотрудник Волжского краеведческого музея Екатерина Лоскутова. — Знаменитый гарднеровский фарфор. Интересно, что английский купец Франц Гарднер торговал лесом. Приехав в Россию, смекнул, что фарфоровая ниша свободна, и основал собственное производство возле села Вербилки Дмитровского уезда. Долгое время оно не имело конкурентов — до Гарднера фарфор привозили из-за границы.
По соседству с «царскими» сервизами – другие предметы обихода дореволюционной России. Затейливая икорница в форме рыбы, популярные в зажиточных домах полоскательницы, изящные чайные и кофейные пары, супницы, выделяющаяся на общем фоне своей солидностью чаша для умывания.
Среди раритетных изделий – рекламные тарелки. На «фарфоровых буклетах» царицынского купца Титкина – перечень всего, что продавалось в купеческой лавке того времени: лампы, зеркала, швейные машины, велосипеды и даже мотоциклы.
Рядом оригинальный образец уже революционного агитационного фарфора — белая «общепитовская» тарелка с лаконичной надписью – РККА (Рабоче-Крестьянская Красная армия) и клеймом завода «Красный фарфорист». Такая посуда была очень популярна в 1920-1940 годы, но теперь это большая редкость.
– Во время революции бумаги не хватало, чтобы печатать агитационные материалы, — говорит Екатерина Лоскутова. — Поэтому большевикам в голову пришла идея использовать «белье» — так специалисты называют белую посуду. Для революционных рекламных акций в ход шли тарелки, подносы, кружки и кувшины.
Гжель — наше всё
Один из распространенных образцов советского фарфора – знакомые многим статуэтки. Раньше произведения Ломоносовского завода (до революции он назывался Императорским и был поставщиком двора Романовых) украшали серванты, пожалуй, каждой советской семьи. Сервизы, как и во все времена, были дорогим удовольствием, а вот фарфоровые миниатюры своей красотой и доступностью завоевали популярность в послевоенное время.
Кстати, статуэтка мальчика с кистью винограда – это семейная реликвия главного хранителя Волжского краеведческого музея Ольги Гавриленко.
– Такие малые скульптуры собирали мои родители, – говорит она. – Но все дома хранить невозможно. Поэтому часть я передала в музей, чтобы их смогли увидеть все. Кстати, однажды я проводила экскурсию для делегации из Кливленда, города-побратима Волжского. Особенно восхитила иностранцев наша коллекция гжели. Такие наборы за рубежом только в частных коллекциях очень богатых людей. А у нас экспонаты безвозмездно дарят обычные жители, рабочие заводов.
Оригинальное собрание гжельской керамики подарил в 90-е годы Волжскому в честь Дня города Виктор Букин. Известно, что в его семье коллекционированием занималось не одно поколение. Позже к экспозиции советской гжели добавились и современные образцы. Всю уникальную коллекцию русского фарфора в Волжском краеведческом музее собирали много лет.
— Наша заветная мечта – приобрести сервиз «Мадонна», — делится Екатерина Лоскутова. – В Советском Союзе это был культовый фарфоровый набор. На нашей выставке он тоже занял бы почетное место.
Выставка «Русский фарфор» продлится в Волжском краеведческом музее до конца лета. Так что у всех ценителей изящной посуды будет время, чтобы насладиться красотой изделий старых и современных мастеров.
12+
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru