Герой русской сказки Емеля очень любил самодвижущиеся предметы: у него и сани ехали в лес сами, и печка шагала во дворец, грея бока лежебоке. Но это сказка. А в реальной жизни приходится прикладывать определённые усилия, чтобы техника плавала, ездила, летала.
Хотя, как выясняется, инженерная мысль не стоит на месте: в студенческом конструкторском бюро при Волжском политехническом институте разработан проект катамарана на солнечных батареях. Чтобы прокатиться с ветерком по водной глади, не нужно крутить педали — для этого есть джойстик, как в игровой приставке.
— Автономные транспортные средства сегодня — модный тренд, — рассказывает декан автомеханического факультета ВПИ, кандидат технических наук Василий Костин. — Разработкой «умного» катамарана команда Волжского политехнического института занимается с 2014 года. К проекту подключились кафедра механики (они отвечают за конструктивную часть) и кафедра автоматизации (разрабатывают систему управления и энергообеспечение).
В 2016 году мы провели испытания модели одноместного катамарана на озере Круглом, они прошли успешно: мы даже прокатили с ветерком всех желающих из числа тех, кто отдыхал на берегу. В настоящее время занимаемся доводкой модели.
— Как можно использовать «умный» катамаран?
— Мы разрабатываем три модели: прогулочный, технического назначения и беспилотник. Несомненные плюсы нашей машины — бесшумность, экологичность (он работает на электродвигателе и на солнечных батареях), лёгкость в управлении. И самое главное — не нужно прикладывать физических усилий, чтобы передвигаться по воде. Вы просто нажимаете на кнопку. В перспективе разработка катамарана с программным управлением: оператор даёт вводную, и машина выполняет задачу (катает отдыхающих или передаёт данные о состоянии воды).
Выглядит автономный автоматизированный гелиокатамаран почти так же, как и обычный. Только педалей нет, а над сидением навес, на котором закреплены две пластины — солнечные батареи. Заряда при рассеянном солнце хватает на 4 часа использования, а в солнечный день можно кататься до темноты.
— В Волгоградской области и весной, и летом, и даже осенью много солнечных дней, так что на наших водоёмах машина будет востребована. Тем более, сегодня на рынке лишь итальянские модели (причём с ручным управлением), цена которых на порядок выше. Наш катамаран и подвижнее, и маневреннее, и проще в управлении. Опытная модель рассчитана на одного пассажира, но несложно создать катамаран с большей грузоподъёмностью (он сможет перевозить 2-3 человек). Машина более остойчива, нежели обычные вёсельные лодки, развивает скорость 4-5 километров в час. Можно оборудовать её сонаром, чтобы не села на мель и не налетала на препятствия — и пожалуйста, катайтесь сами или вместе с детьми.
Вторая, технологическая, модель катамарана уже заинтересовала представителей рыбного хозяйства: её можно использовать на прудах любого назначения (вырастных, нагульных, нерестовых). Гелиокатамаран поможет задавать корм малькам, а также осуществлять мониторинг состояния воды и передавать данные на пульт «Главрыбвода». Это действительно хорошая помощь специалистам, потому что рыбные хозяйства у нас обычно занимают площадь более сотни гектаров. Для того чтобы получить данные о параметрах воды в прудах, требуется преодолеть значительные расстояния, а датчики, установленные на катамаране, могут передать их на диспетчерский пульт по беспроводным каналам связи. В итоге специалистам нет необходимости объезжать все пруды хозяйства для замеров, данные собираются и обрабатываются автоматически. Предусмотрена и обратная связь: если показатели не соответствуют нормам, оператор проведёт внесение минеральных удобрений в воду и известкование или скорректирует состав корма для мальков.
И, наконец, беспилотник предназначен для отработки технических решений. Но, без сомнения, и он в хозяйстве пригодится: поможет проводить мониторинг водных объектов на территории Волго-Ахтубинской поймы (особенно во время нереста, когда спускать на воду лодку с бензиновым мотором не рекомендуется). Размеры и вес позволяют доставить его до места назначения на обычном автомобиле и, управляя с помощью планшета, получить все нужные данные.
Остаётся добавить, что в конце апреля в Волгограде на базе ВолгГТУ проходил региональный этап Всероссийского научно-технического фестиваля «Вузпромфест-2018». Команда ВПИ, в которую входили студенты Клим Новгородов и Михаил Луговой (ребята как раз и занимались разработкой проекта), им помогали экономист Марина Молоканова и инноватор Олеся Рязанова и их наставник, доцент кафедры «Автоматика, электроника и вычислительная техника» Артём Савчиц — в жёсткой конкурентной борьбе заняла второе место. Теперь волжане будут представлять Волгоградскую область на финальном этапе фестиваля, который пройдёт в Москве в декабре этого года.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru