Волгоградский музей открыл доступ к сокровищам русского искусства

821
реклама

В Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. Машкова на пр. Ленина, 21 начинает работать выставка настоящих шедевров из фондов музея Машкова —  «Сокровища русского искусства». Посещение по записи по тел. 38-24-44, 38-59-15. Рекомендовано для лиц старше 12 лет.

Выставка приурочена к 60-летию со времени своего основания музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова. Она включает более 80 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами XVIII- начала XX веков. Среди них есть работы практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей 55-летней истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (В. Тропинин «Женский портрет», А. Саврасов «Распутица», К. Маковский «Портрет неизвестной в черном платье», И. Шишкин «Осенний лес»). В то же время, выставка дарит возможность встречи с шедеврами, по которым зритель успел соскучиться.

После долгого перерыва в экспозицию возвращаются коллекция редких портретов XVIII в., произведения гениальных русских пейзажистов Ф. Алексеева и М. Лебедева, поражающие роскошью неповторимых приемов живописные работы творцов Серебряного века: В. Серова и Ф. Малявина, Б. Кустодиева и М. Ларионова, К. Коровина и А. Савинова. Зритель увидит скульптуру «Сеятель» Ивана Шадра, ставшую символом целой эпохи. Изящным дополнением экспозиции является коллекция русского фарфора.

Выставка порадует всех ценителей качественной живописи и тех, кто только начинает узнавать главные имена русского искусства.

Зрителю предоставляется возможность встретиться с работами К.П.Брюллова, К.А.Коровина, И.К.Айвазовского, К.Е.Маковского, с которых начиналось в 1960 г. формирование коллекции музея. Украшением собрания стал щедрый дар Н.А.Арнинг-Зайцевой, вдовы известного московского коллекционера К.Ф.Арнинга, передавшей музею в 1980 г. 38 произведений. Среди них были подлинные шедевры, работы В.А.Серова, И.И.Шишкина, М.Ф.Ларионова, которые зритель также может увидеть на выставке. Фонды музея пополнялись за счет приобретений у наследников художников и у частных коллекционеров (А.К.Саврасов, «Распутица», Ф.Малявин «Портрет девушки»).

Выставка дает возможность проследовать путями развития русского искусства во всем богатстве его жанрового разнообразия — от XVIII до 20-х годов ХХ века. Русское искусство XVIII века представлено галереей портретов. Произведения иностранных художников (П. Ротари, Я. Гроота) и их учеников («Портрет Е. С. Куракиной) соседствуют с портретом, близким к парсуне («Портрет морского офицера»), что демонстрирует многоукладность, полифонию, свойственную русскому искусству. Представление об искусстве второй половины века, эпохи Просвещения, о формирующейся Академии художеств дают портретный бюст М. В. Ломоносова, выполненный Ф. И. Шубиным и «Морской пейзаж» родоначальника русского пейзажа Ф. Алексеева.

Академическая традиция, достигающая расцвета в XIX в. и в большой степени определяющая художественную жизнь России нашла свое наиболее совершенное выражение в феномене Карла Брюллова. Его искусство представлено в коллекции картиной «Ангел и Пери», написанной на сюжет романтической поэмы В.А. Жуковского.

Учеником К.Брюллова был один из самых известных отечественных мастеров натюрморта И.Хруцкий. Зарождение новой, московской линии развития русского искусства связано с творчеством В.А.Тропинина. «Женский портрет» был написан им в Москве 1844 г., вскоре после освобождения от крепостной зависимости. Его понимание портрета как изображения человека в его естественном облике и типичном душевном состоянии, в окружении реальной обстановки заложило основы нового этапа в развитии жанра.

Историческое полотно «Бегство болгар с Дуная» К.Филиппова является свидетельством нового понимания назначения искусства, ориентированного на познание современности и истории как судеб целых народов, формирующееся в середине XIX в. Картина запечатлела события Крымской войны, участником которых был сам художник.

Искусство «серебряного века» представлено произведениями А.Савинова, М.Ларионова, К.Горбатова. Каждый из них создал свою неповторимую художественную реальность. Их воля к обновлению художественного языка поддерживалась грандиозными мечтаниями, ошеломляющими своей смелостью и надеждами на преображение мира, предощущением грандиозных перемен, ожидающих Россию в ХХ веке.