Неделю назад отгремела Масленица, но раньше этот праздник имел для людей другое значение и назывался иначе. В советское время проводы зимы были по-настоящему долгожданным событием, фестивалем радости, смеха и веселья.
Жители города всегда предвкушали тот миг, когда улицы наполнятся ароматами блинов, выпечки и шашлыка, а в парке и на площади Ленина раскинется широкая ярмарка. Своими воспоминаниями о тех временах с нашей редакцией поделились волжане, и вот что они рассказали.
«Музыканты сидели с синими губами»
Валентина Докина, ведущий методист Дворца Культуры «Волгоградгидрострой»:
— В 70-е годы в день проводов зимы в Волжском царила особая атмосфера. По заданию горкома партии крупные предприятия оформляли автомобили в соответствующем стиле. По перекрытым улицам в виде своеобразного санного поезда двигались машины, в кузове которых восседали участники самодеятельности заводов и предприятий. Они проезжали по всему городу, а в завершение, прибывали к нам на площадь у Дворца Культуры «Волгоградгидрострой», где и проходил основной праздник.
Там раскидывались торговые ряды, усеянные выпечкой, жареными курами и шашлыками, тканями, сувенирной и промышленной продукцией. В этой ярмарке участвовали кафе, кулинарии, заводские столовые и народ на это гастрономическое раздолье стягивался с самого утра.
Люди гуляли по торговым рядам под звуки духового оркестра. Обычно стоял сильный мороз, музыканты, как сейчас помню, сидели с синими губами. К слову, они хорошенько согревались горячительным. А уже с 11 дня начиналась праздничная программа: костюмированное шоу, выступление творческих коллективов самодеятельности, живой звук баяна…
Певцы обходились без фонограммы, аккомпанирование тоже живьём, только представьте! Затем, разворачивался танцевальный тур. Конкурс на лучшего танцора включал в себя «Барыню», «Цыганочку», и, наконец, «Лезгинку». Главным призом был электрический самовар, отличный стимул для участников, чтобы выложиться на все сто. Люди веселились, выпивали. В любой компании был и стол, и дом, как говорится!
«Все мальчишки мне завидовали»
Александр Коробов, пресс-секретарь Волжской городской думы:
— В 70-х, когда я учился в школе, Проводы Русской Зимы обычно отмечались в старом парке Гидростроитель. А перед самим празднованием происходила целая демонстрация, которая раскачивала весь город. По улицам мчались сани, украшенные гирляндами и запряженные лошадьми, а на машине, обитой фанерой под видом русской печки, гордо сидел Емеля — символ Русской Зимы.
Мой дядя, работавший на одном из предприятий города, был ответственный за управление такой машиной-печкой. Однажды мне даже представилась честь проехаться внутри этой занимательной конструкции и почувствовать себя частью праздничного шествия. Мы были в самом начале колонны и глядя на меня все одноклассники кусали локти от зависти.
А однажды, во время традиционного сжигания чучела масленицы, произошел казус. Моя одноклассница, неожиданно для всех, внезапно воскликнула и заплакала горькими слезами, погрузив в волнение в окружающих. Ее рыдания разносились, наверное, по всему парку! «Не хочу, чтобы масленицу сжигали!» — кричала она, и как бы мы не пытались успокоить и утешить сентиментальную девочку, ничего не действовало. Ей не нужны были ни мороженное, ни пирожные. «Жалко масленицу!» и всё тут…
«Да что мне твоя стопка, давай бутылку!»
Евгения Манолова, заведующая отделом организации досуга Дворца Культуры «Волгоградгидрострой»:
— Ещё будучи в родном Казахстане и работая там в местном дворце культуры, на проводы зимы я организовывала разнообразные конкурсы. Один из таких – кто оригинальнее всех выпьет рюмку водки – всегда шёл на ура. Приехав в 1997-м Волжский, я решила устроить такой конкурс и нашим горожанам.
И вот я стою, в одной руке главный приз – бутылка горячительного, а в другой стопочки. Молодые люди не заставили себя долго ждать, выходя друг за дружкой продемонстрировать свои умения в этом необычном поединке. Один из конкурсантов подошел ко мне на уже не совсем уверенных ногах. Со словами: «Да что мне твоя стопка, давай бутылку!» мужчина вырвал из моих рук пузырёк и вылил в себя всё содержимое, буквально залпом… Честно сказать, я сильно такому удивилась. Правда, затем бедолагу стало изрядно шатать, но он не сдавался и стоял на своём. «Давай приз», — говорит. А я ему: «Так вы же его весь выпили». Не найдя что возразить, и кое как сохраняя равновесие, обиженный мужчина удалился ни с чем… Ну никак он понять не мог, почему целую бутылку выпил, а приз ему так и не дали!
А в волжском парке «Гидростроитель» по традиции устанавливали призовой столб, на верхушку которого подвешивали петухов в сетке. Сумевшие влезть туда удальцы хватали птицу и спускались вместе с ней вниз. Но некоторые участники конкурса просто скидывали сетку с крестовины, и бедные петухи падали на землю… Добрые волжане, переживающие за живность, стали предлагать сменить концепцию конкурса на более гуманный вариант. Так вместо настоящих призов, на столб стали вешать записки, на которых указывались призы, а петухов было решено вручать победителям в подарочных пакетах в момент награждения. Но всегда находились хитрецы, которые ещё до начала состязания залазили и срывали этикетки… Поэтому сейчас на столб мы ничего не вешаем и предлагаем покорителям вершины карточки с перевернутым вниз наименованием приза на выбор.
«Нас катали на плетеных санях»
Светлана Лавренкова, председатель первичной ячейки №5 Совета ветеранов города:
— Моё детство прошло в Костроме, а туда я приехала в 1959-м году из Могилева. В моменты проводов зимы помню себя 11-летней девочкой. Ребята всегда очень ждали этого дня, ведь ассоциировался он в нас не только с запахом блинов, но и с катанием, которого в другое время и представить было невозможно.
Дело в том, что в этот праздничный день, мы костромичи, маленькие и беззаботные, сбивались на определенном месте, где нас усаживали в плетеные санки, с запряженными лошадьми. Ах, как же мы смеялись и радостно визжали, когда кони тащили нас по заснеженным улочкам города!
После увлекательной поездки ребята расходились по домам. Моя мама всегда накрывала праздничный стол и к нам в гости приходил сосед, поющий в церковном хоре. Пожилой мужчина обладал прекрасным басистым голосом, и мы очень любили слушать песни в его шикарном исполнении. Конечно, все взрослые выпивали, веселились и гуляли. А я наслаждалась происходящим.
Уже в Волжском, на масленицу вместе со своим ансамблем я выступала на разных площадках города с народными песнями. А в старый парк приходила полюбоваться на выставки поделок и погулять по ярмарке.
«Мой знакомый снял со столба польские ботинки»
Николай Варавин, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий, артист театра:
— Конец 60-х годов, однозначно могу назвать настоящим возрождением русского народа. В те времена я был ещё мальчишкой, школьником, и потому присутствовал на Проводах Зимы на центральной площади родного города Ленинска в роли впечатлённого зрителя. Организацией мероприятия, по обыкновению, занимался отдел культуры райисполкома. Эта была выездная торговля, традиционная жарка блинов, игры, песни, баянисты, разнообразные конкурсы и поединки. Танцплощадка тоже не пустовала — многие ведущие женихи, желающие проявить себя во всей красе, изрядно плясали, скажу я вам.
Кульминацией праздника всегда считалась традиционная забава – покорение столба. Он был скользким от слоя льда, и, чтобы залезть на него надо было иметь определенную сноровку. Парни раздевались до штанов, но даже это часто не помогало – многие неожиданно, и под общий смех сползали вниз. Запала у них было хоть отбавляй, ведь и призы были добротные. Одному моему знакомому все же удалось добраться до цели и сорвать шикарную польскую обувь. Помню, как сейчас, как парнишке вручают импортные желтые полуботинки…
Проходили и другие соревнования: преодоление препятствий на лыжах по снежной трассе, перетягивание каната. Да и катание с горок было очень хорошо организовано. Народ весело и энергично падал в снег. Его, правда, не всегда было столько, сколько хотелось бы, но это никогда никого не останавливало. Также, всем желающим предлагалась возможность прокатиться на санях.
Не буду скрывать, что в один ряд с блинами на ярмарке продавалась водка, разливалось пиво. Некоторые были навеселе, но никто такое состояние не осуждал, ведь пьяных вдрызг, я, сказать честно, и не наблюдал. Даже в изрядно выпивших присутствовал своеобразный внутренний кодекс поведения на улице. Думаю, раньше люди вообще были более подготовленными и менее хулиганистыми. В те времена у многих был всего лишь один выходной, в субботу люди тоже работали, хоть и день был сокращённый. В общем, отмечали проводы зимы широко, всем городом, и очень весело.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru