Волжанин Сергей Клопов более 20 лет создает автобусы

617
реклама

«В советские годы мы были нацией инженеров, а стали нацией продавцов», — сказал один известный журналист. Действительно, был период, когда престиж России как промышленной державы упал просто потому, что прекращали существование целые отрасли. Например, станкостроение. Но, разговаривая с такими профессионалами, как наш сегодняшний герой, понимаешь, что далеко не все потеряно.

Сергей Клопов возглавляет конструкторский отдел на самом высокотехнологичном из местных предприятий – ООО «Волгабас Волжский», и это тот случай, когда можно смело сказать: человек на своем месте.

Большие надежды

Правда, сначала с вариантами жизненного пути все было не так очевидно. Если папа – инженер, а мама – учитель истории, поневоле задумаешься, «физик» ты или «лирик». Сергей Анатольевич признается, что в школе хорошо шли дисциплины и точные, и гуманитарные. Читал запоем – годы учебы пришлись на 90-е, когда доступными стали многие не любимые прежде авторы: Солженицын, Дудинцев, Можаев. Но и в гараж с отцом ходил с удовольствием.

— Папа был инженером, работал механиком на нескольких предприятиях, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Работал на заводах РТИ, ЭВТ, заканчивал трудовой путь на ЛПК начальником производства. Конечно, во многом он был для меня примером. К тому же у него был мотоцикл, позже — автомобиль, он часто брал меня в гараж «крутить гайки», и мне все это очень нравилось.

Было и еще одно большое увлечение – спорт. Но это сейчас дзюдо по известным причинам «на пике», а в 90-е инфраструктура потихоньку усыхала, соревнований проводилось все меньше, и никакого оптимизма по поводу возрождения еще не было.

— Сначала я учился в школе № 8, потом перевелся в спорткласс школы № 23, – продолжает рассказ Сергей Анатольевич. – Тренером моим был Валентин Владимирович Беднов, и так получилось, что он стал для меня одним из первых учителей. Не только в спорте, но и в жизни вообще. Например, он очень ревностно следил, чтобы мы хорошо учились по общеобразовательным дисциплинам – проверял дневники, общался с педагогами. Ему было не все равно, какими людьми мы станем. Может быть, поэтому учились мы хорошо, и несколько наших ребят закончили школу с медалями. Я, например, – с серебряной.

К сожалению, были и другие примеры – борцов тогда охотно вербовала «братва», и не всем из сверстников Сергея Клопова удалось избежать такой судьбы. Но большинство парней, что называется, вышли в люди и до сих пор с удовольствием встречаются.

Главным достижением Сергея в спорте стала победа на областном первенстве, но дальше он «не пошел» — зональных соревнований уже просто не проводили. Так что этот вариант при выборе будущей профессии даже не рассматривался.

— Я посмотрел, подумал и решил идти в горхоз на факультет «Строительно-дорожные машины и механизмы», – говорит Клопов. – Отец мой выбор одобрил, хотя и не без тревоги – он же видел, как непросто в условиях общего упадка промышленности трудоустроиться. Но будущее показало, что я не ошибся.

Наука или производство?

Институт Сергей Клопов закончил с красным дипломом, хотя «ботаником» никогда не был: успел и в КВН поиграть, и общественной деятельностью заняться – вступил в КПРФ, в рядах которой остается по сей день. Но после окончания вуза решил связать жизнь с наукой: поступил в аспирантуру, начал писать диссертацию. И, как ни странно, именно эта стезя привела его на сегодняшний «Волгабас».

Автобусы

— Пришел я в автоколонну 1732 к тогдашнему главному инженеру Виктору Бабайцеву. Говорю, так, мол, и так – аспирант, пишу диссертацию, хочу подсобрать у вас практический материал. Он меня и отправил на автобусное производство «Волжанин» (Прежнее название «Волгабаса». — Прим. авт.).

Правда, сразу должности ИТР для молодого выпускника не нашлось. Для начала предложили поработать слесарем, и Сергей согласился. Во-первых, расположенный на Пушкина, 67 завод был рядом с домом – жил он в 17-м, практически в километре. Во-вторых, был предложен очень удобный для дальнейшей учебы график – 4/2. Но со временем наука ушла на второй план, а вот производство осталось навсегда.

Согласно кадровой политике предприятия приходящие сюда выпускники вузов сразу же берутся на карандаш, и при первой возможности им предлагают повышение. Именно так получилось с Сергеем Клоповым.

— Мы его взяли к себе уже через пять-шесть месяцев после трудоустройства, – вспоминает главный конструктор ООО «Волгабас Волжский» Виктор Князев. – А первым большим заданием стала разработка А-образной рамы передней подвески для новой модели автобуса, и с этой задачей Сергей Анатольевич справился отлично. Мы потом эту конструкцию использовали еще 10 лет – до 2012-13 годов.

Технологии автомобилестроения никогда не стоят на месте: усложняются запросы заказчиков, меняются комплектующие, рынок требует не только качества, но и оптимальной стоимости. Найти между всем этим золотую середину – задача конструктора. Очень быстро вчерашний выпускник Сергей Клопов стал в этом деле одним из лучших. И чем сложнее была экономическая обстановка в мире, тем более «продвинутые» технологии внедрял «Волгабас».

— Я бы сказал, что вся история нашего предприятия связана с преодолением, с ответом на различные вызовы, – размышляет вслух Клопов. – Нам всегда приходилось быть на шаг впереди других. К примеру, самым тяжелым временем для российских автопроизводителей стал глобальный кризис 2008-2009 годов. Тогда хорошо помогало государство, и оно требовало определенную продукцию. Нужно было делать «социальные» автобусы, например, для нужд инвалидов, и мы постоянно были в поиске новых конструкторских решений.

Еще одним прорывным моментом истории предприятия Сергей Клопов считает освоение алюминиевых кузовов. В середине нулевых правительство Москвы запустило программу тотального обновления общественного транспорта, но, чтобы побороться и за этот «кусок пирога» и за рынок Санкт-Петербурга, нужны были нестандартные ходы. Они не заставили себя долго ждать.

— Любой организатор перевозок заинтересован в том, чтобы его автобус прослужил как можно дольше, – говорит Сергей Анатольевич. – Один из принципиальных моментов – устойчивость кузова к коррозии. У наших конкурентов были оставшиеся в наследство с советских времен электрофорезные ванны — с их помощью наносилось специальное покрытие. Мы себе такого позволить не могли, поэтому первыми на постсоветском пространстве начали делать целиком алюминиевые кузова. Сначала по бельгийской технологии, а потом и по своей. Это помогло нам получить крупные заказы и в очередной раз заявить о себе как об очень серьезном производителе.

Чтобы мотор был пламенный

Сегодня Сергея Клопова считают уникальным специалистом в области установки двигателя и коробки передач. Непосвященному это не скажет ровным счетом ничего. Если узлы готовые – чего не поставить? Крути гайки с болтами, и все.

— Дело в том, что к каждому двигателю и к каждой коробке прилагается огромный талмуд с инструкциями по установке, – улыбается Сергей Анатольевич. – И у каждого производителя этот талмуд разный. Ты должен все это изучить а потом еще и решить массу практических задач. Ведь что такое двигатель? Он похож на человеческое сердце и, как любой организм, требует целого комплекса систем жизнеобеспечения. Это и электроснабжение, и подача воздуха, и система выхлопа, и охлаждение и многое другое. Сотни проводов и патрубков невиданных конфигураций. Для всего этого нужно найти оптимальное место и удовлетворить при этом запросы заказчика. Хочет он, к примеру, очень-очень большой радиатор, но при этом в салон войдет меньше пассажиров, а значит – упадут доходы. Как быть? Все эти вопросы и решают конструктора.

Именно поэтому, считает Клопов, его отдел – самый дружный и сплоченный на предприятии. Объяснение простое – теоретически каждый специалист других подразделений может отвечать за какой-то отдельный фронт работ. И только конструкторы все вместе отвечают за одно изделие. Если не справились они – новая машина просто не состоится.

— У нас очень развито чувство локтя, и мы всегда готовы помочь друг другу хоть в производственных вопросах, хоть в бытовых, – констатирует начальник отдела. – Скажу больше, мы поддерживаем связь и с теми коллегами, кто по каким-либо причинам работает в других организациях. Конструкторов в нашей отрасли не так много, и кто-то может позвонить для консультации мне, кому-то — я. Это нормально.

Сейчас выходцы из конструкторского отдела «Волгабаса», вчерашние ученики Сергея Клопова, возглавляют аналогичные структуры на других предприятиях. И это лучшее свидетельство того, что школа волжского автопрома рулит.

— Знаете, я его про себя называю «ходячим архивом», — рассказывает непосредственный руководитель Клопова Виктор Князев. – Память у него уникальная: бывает, спрошу какие-то цифры по разработке 20-летней давности, он подумает минуту и выдает точный ответ. Просто удивительно. А еще он лучше всех конструкторов работает с компьютерными технологиями – эти компетенции в наше время не только востребованны, а просто необходимы.

Да что там говорить – профессиональные навыки Сергея Анатольевича пригодились ему даже на даче. Еще до появления аналогов в продаже он сконструировал автоматическую систему капельного полива, сам написал к ней софт и сейчас выращивает любимые полосатые помидоры высокорослых сортов с её помощью. Что в очередной раз доказывает: профессия «конструктор» — это на всю жизнь.

Подготовил Алексей Архипов

Материал подготовлен в рамках проекта: «Промышленность: вектор развития»