Знаменосец в косоворотке: волжанин Николай Кухаренко умел любить, работать и… бунтовать

535
Николай Лукьянович Кухаренко
Николай Лукьянович Кухаренко
реклама

«Волжская правда» продолжает публикацию материалов нового информационного проекта. Наши корреспонденты рассказывают читателям о людях, чьи портреты изображены на памятных досках города Волжского, и объясняют, почему именно им выпала такая честь.

Сегодня расскажем о легендарном волжанине, Герое социалистического труда Николае Лукьяновиче Кухаренко.

Лицом к лицу

Уже 24 года, как улица Колхозная в нашем городе переименована в улицу имени Кухаренко. И вот что написано на памятной доске: «…названа именем заслуженного строителя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, бригадира Волгоградгидростроя Николая Лукьяновича Кухаренко».

Николай Кухаренко, бригадир Волгоградгидростроя, заслуженный строитель РФ, Герой Социалистического Труда

Нетрудно представить, сколько сотен, если не тысяч, страниц написано об этом человеке. Горжусь, что была знакома с ним лично.

Довелось увидеть Николая Лукьяновича в первый раз на стройке. Тогда его комплексная бригада строила производственный комплекс «Спандекс». Если честно, то вначале вообще не признала в нем бригадира.  

— Как найти Кухаренко? – обратилась я к коренастому черноволосому рабочему. Это, как потом выяснилось, он и был.

— Зачем он тебе, девочка?

— Я не девочка! Я корреспондент, – тут же запротестовало мое юное эго. — Из «Стройки коммунизма», уже три месяца работаю, интервью надо взять.

…Правда, ждать пришлось до обеда. От работы на пустые, как он считал, разговоры никогда не отвлекался. Не сказать, чтобы мы после того интервью задружили, но он меня запомнил, судя по дальнейшим встречам. Наверное, потому, что газетный материал принесла ему на проверку: слишком уж много было в статье специфических терминов, боялась ошибиться.  

И не знала тогда, как «проехалась» в свое время эта газета по бригадиру. А он даже виду не подал, что не очень-то мне рад. Хотя вполне мог бы в связи с неприятными воспоминаниями послать со стройплощадки отдыхать «на танцы». С одной знакомой журналисткой, попавшей ему под горячую руку, однажды именно так и поступил.

Поправив текст, бригадир сказал: «Всегда так делай. Проверяй написанное. Ошибки журналиста могут дорого стоить». И только через много лет узнала, что он имел в виду: заметку в «Стройке коммунизма», которая вышла вслед за разгромным фельетоном в «Правде» под названием «Они отказались от наград». Мол, зазнался бригадир… «Стройка коммунизма» подхватила тему. А все дело было – в ошибке корреспондента, который не перепроверил информацию.

Писатель Рафаил Дорогов и Николай Кухаренко (справа). Конец 70-х

А если бы копнул поглубже, то отличил бы правду от интриг. Так за что же оклеветали хорошего человека? Об этом написал Рафаил Дорогов в книге «Цветы на бетоне»:

«Дня через два Кухаренко встретился после выступления в коридоре с Рачковым.

— Зайди ко мне, — бросил тот, а в кабинете холодно спросил: — Ты почему так грубо выступал? Считаешь, что неправильно отказал в квартире? Другие и этого не имеют.

— Другие в трехкомнатных квартирах живут, держат для пса отдельную комнату, — прорвался вдруг Кухаренко.

Лицо Рачкова окаменело. Чуть шевельнулась презрительно нижняя губа и застыла в неподвижности. Помолчал с полминуты и процедил:

— Вспомнишь ты когда-нибудь этого пса…

Вот и дождался подлец подходящей ситуации…

Насчет квартиры, которую бригадир якобы себе выпрашивал, тоже вранье. Когда Кухаренко выбрали  партгрупоргом участка, то он уже сам участвовал в распределении жилья. И вот на участок выделили две квартиры. Одну из них предложили Николаю Лукьяновичу. А он прямо так с ходу и отказался. Отдал ребятам из бригады. Посчитал, им нужнее.

Про канатку, стихи и соцсоревнование

Однажды мы сидели вчетвером у секретаря парткома Волгоградгидростроя Ивана Погасия: сам Иван Михайлович, редактор газеты «Стройка коммунизма» Николай Александрович Гришин, бригадир «Химстроя» Николай Лукьянович Кухаренко и я. Обсуждали газетный номер в честь очередного Дня строителя, какие материалы нужно подготовить. Понятное дело, рассказать есть о чем: ВГС был достойным преемником Сталинградгидростроя.

И вот тогда бригадир Николай Лукьянович Кухаренко, воодушевленный разговором, озвученными цифрами, характеризующими успех, вдруг прочитал… стихотворение собственного сочинения! Потом коллеги рассказывали, что он забирался на самую высокую отметку цеха «Спандекс», смонтированного его бригадой, и читал оттуда свои стихи. Вот и думай после этого, кто он: отважный человек или…хулиган. Кстати, однажды по канатке прошел и чуть не погиб при шквалистом ветре. На «слабо» себя, что ли, проверял? Но это так, штрих к портрету.

Совсем недавно в Интернете попались на глаза сведения о том, что Николай Кухаренко окончил Литературный институт. Вот не знала! Что техникум и партийная школа за его плечами – это да. Но диплом единственного в стране Литературного института… Сам Николай Лукьянович никогда об этом не упоминал. Может, просто разговор не заходил?

А поступить в Литинститут до сих пор не так-то просто. Бездарей туда не берут.

Жаль, что не запомнила его стихотворение, которое прочитал в парткоме, дословно. Но общий смысл в том, что автор вдохновенно прославлял социалистический труд.

Сейчас, из нашего далека, все «позывные» социализма большинству россиян кажутся надуманными. Но для Николая Лукьяновича социалистический труд был основой жизни. Кухаренко его романтизировал. Важным считал социалистическое соревнование, потому что, по его мнению, запал надо вносить в работу, как в спорт. Кто – кого? И чтобы победителя определять сразу, как на беговой дорожке.

А если бы вы увидели его на трибуне, когда он выступал, к примеру, перед молодыми рабочими, то сами бы поверили в его идеалы. Он поэтизировал труд, умел отыскать романтику в серых буднях, любил свою профессию. Да разве за таким не пойдет молодежь?! Она и шла, и верила, и подражала.

Кухаренко был какой-то… Не такой, как все. С особой логикой, куда-то дальше метил, чем другие. У него все облекалось в высокие материи. Призывал не просто деньги зарабатывать, а получать от труда радость и удовольствие (сам владел шестью строительными специальностями). Мечтал сделать из бригады коллектив, в котором дружба и единомыслие стали бы законом жизни. У него действительно была уникальная бригада.

И когда такой человек в своей шелковой косоворотке со Звездой Героя на груди гордо нес впереди волжских демонстраций реющее на ветру Красное Знамя, а за ним шел весь город в прямом и переносном значении, то это было торжественно и… закономерно. За такими, как Николай Лукьянович Кухаренко, стоило идти. Потому что он вел всех в будущее.

«Сам себя снимаю с должности»

Известный писатель Рэй Бредбери однажды написал: «Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина – я сам. После взрыва я целый день собираю себя по кусочкам».

А мне кажется, что это он о Николае Лукьяновиче Кухаренко написал. Этот человек сам себя строил. Родом из простой семьи – сколько книжек он прочитал! Взрывной и прямолинейный по характеру, воспитывал и усмирял себя, как мог. Старался быть ровным в общении с людьми, но и твердым одновременно.

Например, сказал ребятам, чтобы в бытовке не курили, и держал свою линию до конца. Или возникла проблема со строительными люльками, так до секретаря горкома достучался. Когда выяснилось, что кое-кто пришел в бригаду только лишь за длинным рублем, объяснил, что честь и достоинство в их коллективе превыше всего. Не поняли? Отправил… в отдел кадров увольняться.

Снимок на память с гидростроевцами. 9 Мая 1990 года. Николай Кухаренко первый слева.

И был в жизни Николая Кухаренко такой случай, когда он сам себя снял с должности. Он прорабом работал, когда на его участке погиб рабочий. Сам тогда ушел с должности и попросил перевести его в бетонщики.

…Да, резкий в суждениях. Да, непомерно категоричный. Но при этом порядочный, искренний, мыслящий. И все время хотел заглянуть «за горизонт». Вот, к примеру, как большинство тогда считало? Что от бригады требуется только одно – кубы. А Николай Лукьянович о совершенствовании людей возмечтал. И создал бригаду, которой не было равных. И до сих пор такой – нет.

Как Кухаренко мальчишку спас

Вернемся к встрече у секретаря партийного комитета ВГС Ивана Михайловича Погасия, описанной выше. Редактор остался что-то еще обсудить, а мы с Николаем Лукьяновичем вышли из управления Волгоградгидростроя, расположенном в самом начале проспекта имени Ленина, и пошли в редакцию, уже не помню, зачем. Не успели перейти дорогу, как по тротуару пронесся на велосипеде пухлый мальчишка лет 11-ти. Что там у него случилось с рулем, непонятно. Но крутанул резко и шлепнулся на асфальт. Встать не может, кричит от боли.

Сотовые телефоны в то время отсутствовали, стационарного тоже вблизи не наблюдалось. Недолго думая, Николай Лукьянович отдал мне свою сумку, а сам подхватил мальчишку на руки и понес. Так он шел две остановки до больничного городка без отдыха. Мне казалось, вот-вот упадет от усталости, вот-вот….  

Донес паренька до приемного покоя. Оказалось, у того перелом ноги. Кухаренко виду не подавал, что еле держался на ногах, и только рубашка, абсолютно мокрая на спине, выдавала.  

О Николае Лукьяновиче много хорошего рассказывают: его многочисленных наградах и званиях. О том, что опыт бригады изучался во всей стране. Об общественной деятельности в Советском фонде мира и его рационализаторских предложениях. Как неблагополучных ребят в подшефной школе на острове Зеленом воспитывал.

А я, когда прохожу по улице имени Кухаренко и читаю слова, высеченные на памятной доске, всегда вспоминаю тот жаркий летний день: несет Николай Лукьянович на своих сильных руках раненого мальчишку так бережно, будто это его собственный сын. Вот так стойко и прошагал он всю свою жизнь, в которой было все: смысл и цели, любовь и ненависть, ошибки и победы, восхищение и благодарность людей. Красота его души по-прежнему удивляет…

Мнение

Волжский — город героев

Заместитель главы города Волжского Екатерина Гиричева:

— Многие гости удивляются вот какому обстоятельству: мол, город у вас молодой и в то же время так много мемориальных досок. Волжский — город героев?

Екатерина Гиричева, заместитель главы Волжского

Да, это действительно так. Город героев. Очень важно, что молодежь ходит по волжским улицам, смотрит на эти мемориальные доски и понимает: они наследники первостроителей – легендарных людей. И еще понимает, что им есть кем гордиться, с кого брать пример и чье дело продолжить.

Их деды и прадеды построили прекрасный город, который называют сейчас жемчужиной в степи, и оставили его нам, следующим поколениям, в качестве бесценного подарка. Им посвящены мемориальные доски как символ нашей благодарности и преклонения перед их фронтовыми и трудовыми подвигами.

И еще не полон список героев, которых мы увековечили в народной памяти благодаря мемориальным доскам. А значит, будут появляться мемориальные доски с новыми именами. Волжане должны знать свою историю и передать ее, как эстафетную палочку, будущим поколениям.