Волжанка играет на флейте и стекле, выступает со звёздами авангарда и обучает музыке детей

738
реклама

Прошлый месяц — май в нашем городе был до отказа насыщен различными мероприятиями — выставками, концертами и фестивалями. И в целой череде этих культурных событий особо выделялся небольшой камерный сет, который отыграла для посетителей волжского музея Памяти солдат войны и правопорядка, широко известная в узких кругах, исполнительница Евгения Грунцова. Причём музыку она тогда извлекала не из привычного для себя инструмента — флейты, а из набора бокалов, чьему звучанию с замиранием духа внимала благодарная аудитория. Такое, не очень масштабное, но удивительное, по своей сути, событие не могло пройти мимо нас. С музыкантом пообщался корреспондент ВП.

Без вокала, но с бокалом

Она — частый гость и участник квартирников, хэппенингов и других разнообразных малоформатных мероприятий, которые проходят в Волгограде и в нашем городе. Её можно встретить везде, где звучит музыка, которая стала большей частью её жизни. Она прошла стандартный для профессионального музыканта путь — училась в начальной музыкальной школе, потом соответствующий колледж, затем институт культуры им. Серебрякова (ныне консерватория)… Есть в её образовательном активе и диплом ВГИКА (факультет «Менеджмент социально- культурной деятельности). 7 лет назад Евгения переехала из Волгограда в Волжский и стала настоящим патриотом своей новой, малой родины.

Главный инструмент Евгении -флейта

–Мне здесь очень нравится. Ещё до переезда сюда, мне довелось один раз тут побывать, это был какой-то вернисаж в выставочном зале и я помню свои ощущения — у меня тут словно сердце раскрылось, – вспомнила Евгения.– Мне приходилось жить в разных городах, и нигде я не встречала такой комфортной для себя атмосферы, сюда хотелось возвращаться. Затем здесь появились ученики, которых я учила играть на флейте. И в конце концов я все-таки сюда переехала.

20 мая Евгения показала публике неожиданную сторону своей музыкальной натуры, сыграв на… бокалах.

–Ещё лет 9 назад, зная мою страсть ко всему новому, мне предложили это сделать на одном из фестивалей в Волгограде. Я принялась экспериментировать. Взяла у родных напрокат разные фужеры, настроила их… Включила тюнер на компьютере и наливала воду в бокал и, в зависимости от объема налитого, сосуд начинал звучать на определённой ноте. А звукоизвлечение происходит, когда водишь, смоченным горячей жидкостью, пальцем по краю. По опыту скажу, что лучше всего для этого подходят старые советские бокалы, они тоненькие и отлично выдают звук. Кстати, выступить я тогда не смогла, просто заболела…

Евгения Грунцова умеет извлекать гармонии из фужеров

В первый раз она сыграла подобным образом в театре кукол «Арлекин», это было закрытое мероприятие и по реакции публики было абсолютно ясно, что это людям нравится. А в мае Женю пригласил выступить заведующий музеем памяти солдат войны и правопорядка Максим Опалёв. Девушке пришлось реанимировать свои наработки, собрав опять целый стеклянный оркестр, реквизировав для этого запасы фужеров у родных и близких. И она принялась репетировать, открыв для себя особый кайф игры на бокалах.

— Оказалось, что на них можно играть даже ночью, — улыбается Женя, — звук негромкий и никому эти занятия не мешают. Я подготовила программу «Музыкальные зарисовки», состоящую из коротких композиций собственного сочинения, и показала её аудитории, которой это выступление пришлось по вкусу.

Наша героиня часто выступает на выставках

Однако при всей своей неординарности, своим основным музыкальным инструментом девушка изначально выбрала флейту. Скажем так, не самого явного фаворита композиторских предпочтений.

– Тут всё достаточно банально, — продолжает рассказ Евгения. — В детстве были небольшие проблемы со здоровьем, и надо было лёгкие укреплять. Вот мама меня к этому и подвела. На один из дней рождения пригласила человека, который играл на блок — флейте и я, конечно же, зафанатела, хотя перед этим и заглядывалась на гитару. Так и получилось, занималась игрой на флейте и выздоравливала, приобщаясь к искусству. Флейта отлично развивает «дыхалку»и у неё есть масса преимуществ, она по определению мелодична, так как, на ней не сыграть аккорд, она ведёт мелодию. Это очень нежный инструмент, ласковый, завораживающий, задумчивый, особенно, если он сделан из дерева. И он относительно дёшев по сравнению с другими профессиональными музыкальными инструментами, нормальную флейту можно купить от 20-25 тысяч рублей.

Евгения сыграла в одном квартете с иконой авангарда Сергеем Летовым

Озвучивала с Летовым кино

Евгения считает, что ей очень повезло в жизни. Потому что ей довелось выступать на одной сцене с тем, на кого ей долгое время приходилось равняться. Это был Сергей Летов. Великий музыкант, мультиинструменталист, несомненный авторитет в мире музыкального авангарда и по совместительству старший брат того самого Егора Летова, лидера «Гражданской обороны». Все произошло в Волгограде в 2017 году, когда состоялось его выступление вместе с известным джазовым саксофонистом из Германии Владом Быстровым.

Не каждому дано играть на одной площадке с Сергеем Летовым

— Они объявили кастинг для музыкантов, которые должны были подыграть их дуэту, — продолжает наша собеседница, — Концепция этого события состояла в том, что зрители смотрели немое кино, а в это время звучала наша импровизация на тему фильма. И меня вместе со скрипачом Алексеем Орловым отобрали для этого проекта. Мы отыграли на открытом воздухе, люди смотрели немую картину, а в качестве тапёров были мы. У Летова и Быстрова уже было готовое музыкальное полотно, а мы со скрипачом добавляли в него свои краски. Это был невероятный опыт, который утвердил меня в том, что я и дальше хочу этим заниматься. Играть на одной площадке с такими мастерами – особый кайф… К тому же они и помимо сцены оказались прекрасными людьми.

Отыгран сет в Малковке вместе с Денисом Игнатьевым и Евгением Забазновым

Потом у Евгении были совместные выступления в планетарии с известными волгоградскими музыкантами Евгением Забазновым, Алексеем Орловым и Ольгой Насыровой. Они озвучивали фильм «Аэлита», снятый ещё в прошлом веке, и это было, по ее мнению, настоящее импровизационное буйство, которое надолго запомнится зрителям.

С известным волжским автором Сергеем Исаевым

– Меня часто приглашают разные авторы для того, чтобы я добавила колорита в их произведения, — рассказывает Евгения, — С волжским бардом Сергеем Исаевым у нас было плодотворное сотрудничество, отмечу совместный проект с Женей Забазновым и Денисом Игнатьевым. Ещё в нашей Малковке я отыграла к концерт с известным гитаристом Анхелем Онтальво, это тоже было довольно спонтанное выступление, которое прошло очень хорошо. Я всегда готова откликнуться на участие в чём-то нестандартном, неординарном. В поп-проектах не участвовала, наверное, потому что, что нравится, то и притягивает. Мне не хочется, скрипя зубами, отбывать номер на сцене. Есть такие жанры, к которым я бы не хотела приближаться. Например, шансон… Я имею в виду не французский, а тот, который несётся из динамиков в маршрутках. Мне просто становится плохо от этих звуков, это энергетически плохо, там нет вокала, нет мелодичности, но каждому своё.

Музыка для Жени то, что можно выразить без слов. Пребывая в ней 30 лет, девушка вдохновляется лучшими её образцами — классикой, не замыкаясь на одном стиле или жанре. Из популярной музыки это «Dead can dance”, “The Doors”, Сергей Летов, Николай Носков.

Занятия с детьми — ещё одно направление деятельности

Нужно больше мастер-классов!

Есть у неё и ещё одна ипостась — преподавательская. В Волжском у неё поменьше учеников, нежели в Волгограде, но желающие всё же есть. И общение с детьми доставляет ей настоящую радость.

Евгения Грунцова планирует выпустить сборник музыкальных пьес для детей

-Я не захотела работать в музыкальной школе, — снова улыбается Женя, — предпочитаю работать с юными музыкантами сама. Общий язык находится легко, и я стараюсь привить им вкус и любовь к музыке. Время от времени пишу детские пьески и думаю о том, чтобы создать такой сборник, который облегчил бы юным музыкантам процесс изучения музыкального искусства.

С детьми Женя занимается уже 14 лет, обучая их с 4-х летнего возраста, и накопленный багаж опыта планирует отобразить в будущем учебном пособии.

— Я помню, как в детстве шла по улице с мамой и увидела девочку, одетую в такое же платье, – вспоминает Евгения. — Меня это поразило, и я подумала, что не хочу быть такой, как все. И этот случай, наверное, «зарядил» меня на всю жизнь. В музыкальных школах — всё стандартное, как и в любой системной организации. Там у ребёнка небольшой кругозор, который просто невозможно расширить. Я работала в Волгограде в этих заведениях, и хорошо знаю, о чём говорю. Своим ученикам я стараюсь дать большее понимание того, что люди называют Музыкой. Для этого к ним нужно хорошенько прислушиваться и относиться как к сформировавшимся личностям.

С друзьями музыкантами после совместного джема в музее -мастерской Петра Малкова

А еще Женя абсолютно уверена в том, что нашему городу необходимо больше проводить мастер-классов с известными музыкантами…

– В этом направлении — непаханное поле перспектив, — улыбается девушка. — Было бы здорово, если бы известные городские и не только инструменталисты проводили бы обучающие семинары, чтобы любой желающий смог приобщиться непосредственно к игре на инструменте. А читателям «Волжской правды» я искренне желаю больше музыки в жизни, хорошей и разной!

Фото предоставлены Евгенией Грунцовой