26 января в традиционный уютный четверг в библиотеке № 6 на улице Кирова пахло выпечкой и звучала музыка Высоцкого.
Как из пирогов птицы вылетали
В этот невероятно солнечный зимний день волжские «Дети войны» перелистали странички новогодних традиций разных стран, вспомнили творчество Владимира Семеновича, поговорили о вирусах и отметили один из самых вкусных зимних праздников.
Но, прежде чем приступить к странице с запахом ванили, серебряные волжане пробежались по европейским заснеженным традициям, порассуждали о том, что может быть лучше гор, немного попели вместе с юным вокалистом из первой школы и услышали советы по укреплению иммунитета.
В общем, к прелюдии модератора дискуссии сдобное настроение в зале сложилось как-то само собой. Дети войны узнали о том, что помимо традиционных косовиков и караваев, на Руси выпекали пригласительные пироги на именины по количеству гостей. Причем сладкие – родным и близким, остальные – знакомым и соседям. А сам именинный каравай разламывали над головой именинника, приговаривая: «Сыпьтесь, сыпьтесь крошки также, как золото и серебро!»
— В средневековой Европе был интересный обычай, — рассказала серебряной аудитории библиотекарь Анастасия Чугунова, — К пиру выпекались огромные «дроздовые пироги», из которых при разрезании вылетали птицы или выпрыгивали зайцы или белки. Выпекался такой пирог внутри с твердым коробком из плотного теста, который сохранял свою форму, потому что его полностью засыпали мукой. После выпекания внизу в нем делали отверстие, через которое ссыпали муку и в которое сажали птичек и зверушек.
А вот председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Дети России» Анатолий Могильников сознался, что обожает печь и делает это с самого детства.
— Блины я пеку на двух сковородках, чтобы быстрее, — поделился Анатолий Константинович. — Но особенно хороша моя шарлотка. Я очищаю яблоки от кожуры, и они получаются очень нежные. Я родом из Луганщины. С той самой Кременной. Отец погиб, и я жил с мамочкой, у нее и научился всему. Маленьким я мог запросто пожарить картошку, напечь оладьев. А сейчас вдвоем с женой мы частенько печем торт «Ёжик» с 10 медовыми коржами с заварным кремом.
Про Жаворонку и пальчики в море
Любовь Антипова напекла ко Дню пирога оладушков, потому что это одна из самых быстрых и вкусных сладостей.
— Когда мамочка моя готовила, мы вдевятером вокруг нее собирались, учились, а заодно и начинкой лакомились, — вспоминает Любовь Ивановна. — Только она отвернется, мы то тыкву, то свеклу, то ягоды стащим. Лепит мама вареники, мы снова тут как тут. Сидим, лепим: кто зверушку, кто домик, кто еще что… А еще помню, как 22 марта к празднику Жаворонки мы пекли птичку из пышки. Глазки – изюминки, на крылышках украшения. А потом залазили на крышу, размахивали нашей птичкой и пели: «Жаворонушки, перепелушки, прилетите к нам, принесите нам Весну Красну, Теплу Летушку! Нам Зима надоела, весь корм поела, не оставила ни козлятушкам, ни ягнятушкам, ни телятушкам…» А потом по друзьям и соседям бегали, птичку показывали …
Председатель волжского отделения «Дети войны» Светлана Караянова до 27 лет не пекла пироги. Не любила. Все изменила поездка в Костромскую область, село Барское-Махрово. Там каждый день с утра выпекалось на целый день по 10 пирогов: с мясом, рыбой, грибами, визигой (хорда осетровых рыб), брусника, клюква… Но самым удивительным был пирог с репчатым луком. На не особо любящую лук девушку он произвел неизгладимое впечатление.
— А однажды у меня случилось вот что, — улыбается Светлана Васильевна. — С 80-го по 85-й год я работала на флоте и обрабатывала на сахалинском судне рыбу для консервов: иваси, минтай. Плавание длилось уже полгода, от вида моря тошнило и безумно хотелось чего-то для души. И решили мы с подружкой испечь пальчики с начинкой. Мы были передовиками, поэтому в то день быстро нарезали норму и удрали. Попросили на камбузе масло, муку, еще что-то и отправились печь на надежно припрятанной электроплитке. И уже почти закончили, как в дверь постучали. На пороге стоял капитан и все пять его помощников. А пятый, тот, что по пожарной части, стоял впереди всех и яростно вращал глазами. Наказание было ужасное! Нас заставили все доделать и принести сковородку на палубу. После чего при нас все наши пальчики при всех выбросили в море… Вот такой был урок.
О тройке ножей и выставке с осами
Любовь Кравцова закончила Астраханский технологический техникум по приготовлению пищи и Харьковский институт общественного питания.
— Я расскажу не о первом пироге, — поделилась с нами Любовь Сергеевна, — а о своей первой лапше. В столовой, куда я пришла работать, ее делали сами. И вот настал день, когда бригадир мне ответственно заявила: вот тебе мука, вот вода, с тебя – лапша. От волнения я тогда так круто тесто замесила, что его невозможно было скалкой раскатать… В пору – забиться в угол и плакать, но я пошла за помощью к поварам. И, слава Богу, получилось добавить воды и сделать тесто более податливым. Еще помню, как на практике нас отправляли на макаронную фабрику, где мы продували макароны. Они тогда длинные выпускались, в коробках. Вот мы и выдували из середки всякий мусор. А пироги в столовой я не пекла. У меня лучше всего мясо получалось. Я одним ножом полтуши коровы за раз разделывала. Дома до сих пор поварская тройка ножей лежит: для разделки, для крупной и мелкой нарезки. А вот когда я работала в столовой на ЛПК, запомнила одну уникальную женщину, мою тёзку, которая стояла только на выпечке. Она муку на нюх определяла. Чуяла её, что ли… И такие с ней чудеса выпекала… что все диву давались.
Алистина Самошкина окончила Шахтинское кулинарное училище, от которого ежегодно на 5 месяцев отрабатывала практику в курортном поселке Хоста на берегу Черного моря.
— Огромная фестивальная столовая на 12 раздач была полностью открыта, чтобы посетители могли видеть, что и как мы готовим, — поведала Алистина Сергеевна, — Периодически там организовали выставки-раздачи, на которых мы по очереди дежурили. Я тоже готовила для одной из таких сладкий пирог. И тут в мое дежурство меня укусила за палец оса. Я не придала значения и отмахнулась. К тому же неподалеку стоял симпатичный парень, которого явно интересовали не пироги. Он набрался смелости, подошел, и мы начали общаться. Он попросил написать меня свой номер телефона. Я было потянулась за ручкой и почувствовала, что моя рука потяжелела. Я снова не придала этому значения. И тут молодой человек говорит с испугом: «Девушка, что с Вами?». Переспрашиваю: «А что?». Отвечает: «У Вас лицо раздувается прямо на глазах!». Он побежал, позвал кого-то из мастеров, вызвали скорую… Я хорошо помню, как он тогда бежал за скорой и кричал: «Телефон, Вы обещали телефон!». Но мне уже было не до этого. Меня ожидал горячий укол и курс реабилитации. А пирог может сварганить даже самый ленивый из стопки блинов, положив их один на другой и промазав любимым кремом.
И так незаметно, в ностальгической атмосфере воспоминаний, солнечный зимний день переродился в зимний вечер с запахом выпечки, который погрузил участников встречи в теплое и вкусное застолье.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
Какие молодцы! Погружение в прошлое через любимые пироги — это замечательно придумано. А я мамины пончики с начинкой
вспомнила. Такие больше нигде никогда не ела
Да, они, действительно, классные. Сильные духом, эрудированные, веселые. А рассказчики какие… Про них не статьи, про них книги писать нужно. Дай Бог им здоровья и радостию