Ветеран ВТЗ Вячеслав Костяев: «Волжская труба — весомый государственный аргумент»

1375
реклама

Волжский трубный завод – визитная карточка нашего города. Это промышленный гигант, одно из лучших предприятий России и Европы по мощности, количеству и качеству выпускаемой продукции. На протяжении нескольких десятилетий создавали его десятки тысяч людей – каждый в свое время и на своем месте в соавторстве с огромным коллективом буквально творил научно-технический прогресс. 

Один из таких творцов, отдавших 45 лет родному предприятию, — Вячеслав Андреевич Костяев. В 1972 году он был принят старшим конструктором в ЦЛАМ (центральная лаборатория автоматизации и механизации), и с тех пор вся его трудовая карьера была связана с внедрением на заводе новейших достижений по контролю за качеством. 

Сегодня мы попросили Ветерана ВТЗ, Почетного металлурга Вячеслава Костяева оглянуться на полвека назад и вспомнить, как все начиналось.

Вячеслав Андреевич Костяев – Ветеран ВТЗ, Почетный металлург, Почетный работник ТМК — пришел работать на Волжский трубный завод в 1972 году после окончания Волгоградского политехнического института, и уже через три года был признан лучшим молодым специалистом. В 1976-79 гг. набирался опыта на Норильском металлургическом комбинате, куда был направлен по комсомольской путевке. С 1980 по 1985 годы подал 10 рационализаторских предложений. Начиная с 1987 года, находясь на должности заместителя директора по качеству — начальника ОТК, организовал технический контроль вновь созданных основных крупных подразделений завода ТПЦ-2, ТПЦ-3, ЭСПЦ. А в 1993 году при его непосредственном участии система качества ВТЗ была впервые в России сертифицирована по международным стандартам, что дало возможность предприятию выйти на международный рынок и за счет экспорта улучшить экономическое состояние. В 1995 году, когда на Волжском трубном заводе были организованы дочерние предприятия, был назначен директором трубосварочного производства (начальник ТЭСЦ). С 1999 возглавил на заводе Центральную контрольную лабораторию, а позже руководил испытаниями в Центральной заводской лаборатории. В 2000 году стал организатором новой схемы испытаний на металлургических заводах (ВТЗ). С 2007 года при участии В.А.Костяева были освоены важнейшие стратегические проекты, направленные на увеличение объемов и качества производства. В 2017 году ушел на заслуженный отдых. А на заводе за ним прочно закрепилась слава опытного и мудрого руководителя, ученого-исследователя, рационализатора и неутомимого «генератора идей».

— Вячеслав Андреевич, о качестве продукции Волжского трубного завода и обо всем, что это качество повышает, вам известно если не все, то многое!

— В 50-60х годах прошлого века на трубных предприятиях страны были созданы подразделения ЦЛАМ – центральные лаборатории автоматизации и механизации для освоения и внедрения всего нового, современного, прогрессивного в технологии и организации процессов производства труб.

Эту роль на ВТЗ в начале 70-х годов успешно приняла к исполнению команда А.Д. Клюшина – начальника ЦЛАМ ВТЗ, талантливого инженера (приглашенного с Урала специалиста), способного организатора внедрения идей инновационного характера в технологию производства сварных и катаных труб на заводе. Некоторые из таких идей не имели аналогов ни в отечественной, ни в мировой металлургии, и в 18 запатентованных изобретениях в области автоматизации сварки спиральношовных труб имя Клюшина было одним из основных. Прошло более 50 лет, но в памяти осталась большая благодарность ему — «Кулибину советских времён». 

В условиях, когда молодой завод непрерывно прирастал новыми цехами и производствами, новым сложнейшим оборудованием, острие работы ЦЛАМ было направлено на контроль и повышение качества продукции.

Когда мне доверили пост начальника ОТК на заводе в 1987г., моя задача была выстроить работу контролеров в цехах таким образом, чтобы за счет их профессионализма (особенно при работе на приборах НМК — ультразвук, рентген и т.д.) выявлять недопустимые дефекты продукта и своевременно указывать участок потенциально возможного брака. Что в конечном итоге способствовало улучшению качества продукции и отсутствию претензий со стороны потребителя.

В 1993г. с внедрением СМК (системы менеджмента качества) на ВТЗ работа по исключению претензий от потребителя труб поднялась на небывалую высоту. Ведь система гарантировала выполнение всего комплекса функций (стандартов) на каждой стадии производства. 

В 1998-2000 гг., являясь заместителем директора по региональным программам в рамках освоения федеральной программы «Большая Волга», в составе рабочих групп я часто встречался с администрациями (в т.ч. с губернаторами регионов) в Саратове, Пензе, Самаре, Астрахани, с членами правительства Белоруссии. И везде действующую у нас Систему менеджмента качества называли преимуществом Волжского трубного завода,  отмечая ее перспективность по усилиям повышения качества продукции на предприятии. 

В период с 2007 по 2011 год, Центральная контрольная лаборатория, которую я возглавлял, за счёт реализации внутренних резервов проводила работы по модернизации испытаний по стратегически важным проектам для ОАО ТМК. Например, был введен в эксплуатацию вертикальный копер для труб с толщиной стенки более 18,7 мм, а также установка Collaps-test для проведения испытаний труб на сопротивление смятию (получено 2 патента на изобретения!).

— Вячеслав Андреевич, вы трудились на заводе с 1972 по 2017 год. Получается, вы один из немногих, кто работал с каждым из двенадцати директоров ВТЗ?

 — Да, находился на каких-то ключевых позициях, общался и лично был знаком. И хочу сказать, все были людьми не простыми. Директоров вообще простых не бывает: у каждого свои взгляды, особенности, способности, сильные стороны. Каждый из них сыграл свою особую роль в судьбе ВТЗ. 

Яркий след оставили Ласенко В.И., как автор и создатель фундамента будущего завода современной трубной отрасли; Богатов Н.А. и Пичурин И.И., как инициаторы новых подходов к введению автоматизированных процессов в технологии сварочного производства, к экономии и качеству металла труб. История предприятия навсегда связана с именем Зимовца В.Г., который руководил заводом почти 15 лет – больше, чем кто-либо до и после него. Блеснули и его последователи – Садыков В.В., Ляльков А.А. – молодые, амбициозные представители команды талантливых управленцев конца 90-х годов (времен заказа Каспийского консорциума), доведшие эффективность производства труб до близкой к оптимальной. А в настоящее время возглавляет ВТЗ – одно из ведущих предприятий в структуре Трубной металлургической компании – мощный управляющий директор из плеяды знаменитых уральских металлургов Четвериков С.Г. 

— Какое время считаете самым интересным для себя на заводе?

— Как ни странно, перестроечное. Именно в 80х — начале 90-х завод переживал период наиболее интенсивного строительства и роста по всем направлениям. Были введены в строй крупнейшие в металлургии объекты: горячекатаный цех ТПЦ-1, трубопрессовый ТПЦ-2, ТПЦ-3 в сталеплавильном комплексе, сталеплавильный цех. Они отвечали последнему слову техники и инженерной мысли. Трубная отрасль нуждалась в крупной модернизации, это было обусловлено необходимостью развития нефтегазовой промышленности. А чем сложнее задачи, тем интереснее работать!

Правда, техническая модернизация на производстве совпала с социально-политической в стране. Все было очень непросто. Разворачивались грандиозные процессы, и требовалось время, чтобы само государство восприняло свое новое состояние со всеми его плюсами и минусами, сделало правильные выводы и вышло на направления, по которым развивается и сейчас. 

Но именно в эти годы на заводе была создана уникальная система подготовки специалистов и руководящих кадров. Молодые управленцы направлялись на стажировки в Северск, Полевской, в Первоуральск. Для них была организована учеба в стенах ВТЗ, им читали лекции лучшие эксперты в разных областях: политика, социология, производство — от технического задания до запуска цехов и крупных заводов со всем набором управленческих функций: бухгалтерия, финансы, заработная плата, налоги, технологии — весь цикл. Будущие руководители прошли через такую мощную школу, которая позволила им вскоре возглавить дочерние предприятия, созданные на Волжском трубном в новых экономических условиях.

Именно в период перехода от плановой экономики к рыночной на предприятии была внедрена система управления качеством. Это тогда на заводе появились Людмила Россихина, Джулиан Тайк, Марк Браун — авторитетные консультанты, при помощи которых эта комплексная система менеджмента качества была сертифицирована на соответствие международным стандартам. Что, в свою очередь, дало возможность торговать на экспорт. Именно тогда завод стал стоить гораздо дороже, а его значимость в отрасли возросла. Именно тогда наша волжская труба начала становиться государственным политическим аргументом.

Все эти судьбоносные для завода изменения происходили под руководством Владимира Григорьевича Зимовца — новатора, выдающегося тактика и стратега. Его заслуга в том, что он интуитивно почувствовал, что за этим — будущее. Он учил молодых, что «поле битвы» надо цепко оценивать заранее, сразу улавливать расстановку сил, чтобы потом, в зависимости от фигур и специальной подготовки, можно было отрабатывать действия тактического плана и достигать цели. Это очень сложные действия, сложные механизмы, подвластные немногим. Его бесконечное стремление к прорывному, оригинальному, неординарному, национально-необходимому для России – призыв и послание следующим поколениям. 

— Вы предвосхитили мой вопрос о наставничестве. В вашей характеристике тоже есть строки: «подготовил ряд руководителей высокого управленческого уровня», «постоянно делится накопленным богатым производственным опытом»…

— Я был бы счастлив, если кто-то считает меня своим учителем и наставником так же, как я – Владимира Григорьевича Зимовца. Ведь это так важно, чтобы мы – обладатели без преувеличения бесценного опыта работы с инновациями, прогрессивными направлениями в организации и технологии производств имели возможность делиться им с молодыми представителями предпринимательской и научной деятельности в регионе. И мы это делали и делаем, настойчиво и деликатно. Потому что корни настоящего – в прошлом, а будущего – в настоящем.

Кстати, наши пути после завода не разошлись: Зимовец в настоящее время занимается виноградарством, а выпускник его заводской «Академии» Костяев является помощником руководителя садового хозяйства в Волго-Ахтубинской пойме. И если раньше мы много общались по производственным вопросам, то теперь так же много общаемся на темы, связанные с агрономией. Уверяю вас, эта сфера требует такой же серьезной подготовки, как и в прежние годы. Ведь бизнес, как и завод, ошибок не прощает. 

— Спасибо за интересный разговор, Вячеслав Андреевич. И обещайте при следующей встрече подробнее рассказать, как из производственника-технаря вы стали аграрием. 

— Договорились. 

Беседовала Ирина Кудряшова