За 70 лет советской власти были сняты сотни кинодетективов. Некоторые из них можно считать настоящими шедеврами. Но какой же детектив без умного следователя, храброго «опера», участкового инспектора — то есть людей, которые разоблачают преступника и объясняют зрителю, «как всё было»?
В этом году свой 45-летний юбилей отметит, пожалуй, самый популярный сериал о милиции: «Место встречи изменить нельзя». Когда он шел по ЦТ, улицы советских городов буквально вымирали, расход коммунальной воды падал, а преступность снижалась. В этой статье мы постараемся открыть малоизвестные страницы работы над эпохальным фильмом.
И гитлеровцы, и молодые рабочие
Премьерный показ «Места встречи…» был приурочен ко Дню милиции и состоялся 11-16 ноября 1979 года по «Первой программе» ЦТ. Захватывающие погони, хитрые засады, эффектные драки – когда эту картину впервые представили зрителям, казалось, вся страна прильнула к экранам. Многие сцены казались очень смелыми, но у съемочной группы была серьезная поддержка.
Телефильм Станислава ГОВОРУХИНА вышел в свет не без помощи министра МВД СССР Николая Щёлокова. Когда из-за цензуры не проходили какие-то сцены, диалоги, он приходил на выручку.
Но и киношники к его пожеланиям прислушивались. К примеру, в одной из сцен именно по просьбе министра Владимир Высоцкий появился в милицейском мундире (ранее он наотрез отказывался надевать эту форму по идейным соображениям).
Позже Станислав Говорухин не раз говорил, что есть два самых неудачных названия для остросюжетного фильма – «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя». Они длинные, непонятные, в них нет сенсационности. Но именно эти многосерийные киноленты стали в нашей стране культовыми. Десятки фраз из них ушли в народ, более того – о Штирлице, Жеглове и Шарапове складывали анекдоты, а это высшая степень народного признания.
Сценарий к фильму написали братья Вайнеры, которым Щёлоков много помогал и в творчестве, и в жизни. Оба блестяще владели тонкостями милицейской работы, им была присуща эрудиция и высокая культура, великолепный язык, выходы на социально острые вопросы. А выросли Аркадий и Георгий Вайнеры в районе Марьина Роща — именно здесь, согласно их роману «Эра милосердия», осуществляла свою преступную деятельность банда «Чёрная кошка».
Сколько легенд о ней ходило среди москвичей! Вот только реальной основы под собой они почти не имели. Начнём с того, что название «Чёрная кошка» объединило под собой сразу несколько разрозненных криминальных групп. В одной из них ведущую роль играли гитлеровские пособники, скрывшиеся от СМЕРШа. В другую банду входили обыкновенные молодые рабочие, комсомольцы, раздобывшие оружие. И первые, и вторые действовали необыкновенно дерзко и жестоко.
И всё же слухов о зверствах «Чёрной кошки» было гораздо больше, чем реальных грабежей и налётов. Вайнеры не стали строго держаться канвы реальности. Они просто создали собирательный образ уголовной малины 1940-х, в которой заправлял опытный горбун — криминальный авторитет с длинным кровавым следом.
Раскрыл кражи у Вучетича и Мухиной
Интересно и «происхождение» героев романа. Оказывается, и у Шарапова, и у Жеглова были реальные прототипы. Аркадий Вайнер работал следователем в 21-м отделении милиции, затем стал начальником следственного отдела в ГУВД Москвы. И там же, в легендарном МУРе на Петровке, 38, вместе с Вайнером работали оперуполномоченными лейтенант милиции Владимир Арапов и знаменитый сыщик МУРа полковник милиции Владимир Чванов. Именно их опыт лёг в основу образа Шарапова.
Владимир Арапов потом стал начальником одного из отделов МУРа (а закончил полковником милиции). Он был очень похож на актёра Владимира Конкина, но характером обладал не шараповским. В отличие от скромного киногероя, Арапов был балагуром и весельчаком.
Любопытно, что и Арапов, и Чванов принимали участие в поимке знаменитого советского маньяка Владимира ИОНИСЯНА, получившего прозвище Мосгаз за то, что представлялся сотрудником газовой службы. Телесериал об этом деле является первым в серии детективов о майоре ЧЕРКАСОВЕ, которые продолжились картинами «Палач» (2014); «Паук» (2015); «Шакал» (2016); «Операция «Сатана» (2018 и т. д.). Выходит, и у Шарапова, и у Черкасова одни и те же прототипы.
Кстати, впоследствии легендарный сыщик МУРа Владимир Чванов тоже стал писать детективы. Представляя свою книгу «По следам чёрной кошки», он отметил: «И Вайнеры, и Говорухин – талантливые люди, их фильм всегда смотрю с восхищением, но на самом деле никто в МУРе не гонялся за «Чёрной кошкой», и в банду с таким названием я не внедрялся. Совсем другие названия были у банд, которые мне и коллегам приходилось разрабатывать и изводить под корень…»
Но «под прикрытием» в преступных группировках того времени Владимир Чванов действительно работал. Кроме того, он раскрыл громкие кражи из квартир известных артистов Большого театра и знаменитых скульпторов.
В том числе – у широко известной по «Рабочему и колхознице» Веры Мухиной и самого автора мемориала на Мамаевом кургане Евгения Вучетича. Сослуживцы в шутку говорили, что сыщик достоин звания заслуженного деятеля культуры.
А в уголовный розыск 20-летний Владимир Чванов пришёл в 1942 году сразу после госпиталя, куда попал с фронта с тяжёлым ранением, полученным в боях под Ельней. Начинал с помощника оперуполномоченного в 20-м отделении милиции Москвы, которое и «обслуживало» Марьину Рощу. Любимому делу заслуженный работник МВД России полковник милиции Чванов отдал почти шесть десятилетий жизни.
Жеглов с овощебазы
В отличие от Шарапова, Жеглов долгое время считался полностью вымышленным персонажем. Но прототип, по неофициальным рассказам Вайнеров, у него всё же был. Это знаменитый следователь Касриель Рудин, настоящая звезда Московского уголовного розыска. В свое время он был бесстрашным оперативником, а умер в 1945 году в высоком звании комиссара милиции 3-го ранга (современное звание: генерал-майор полиции).
У Рудина Вайнеры позаимствовали не судьбу, а человеческие качества: максимализм, несгибаемую уверенность в собственной правоте, отчаянную храбрость.
Однако и здесь не обошлось без казусов. В одном из поздних интервью Георгий Вайнер вдруг всех огорошил: «Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и …взяточник. В конце концов его посадили. И он – единственный из всех, кто шёл по этому делу (а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы), ни в чём никогда не признавался и добился, чтобы его дело пересмотрели».
После освобождения из колонии Жеглов потратил ещё два года на то, чтобы восстановиться на службе. И восстановился! Причём не просто в милиции, а именно на своём прежнем месте работы – в должности начальника ОБХСС Дзержинского района Москвы. «Он вышел на работу, а на другой день подал заявление об отставке, — поведал Вайнер. – На «гражданке» он занялся более прибыльным делом – плодоовощной торговлей в Москве. Там у него были очень большие доходы, он любил жить на широкую ногу… Но в конце концов что-то там у него случилось, и он покончил с собой».
Расстрелянный Фокс и лихой Кирпич
Был прототип и у Фокса, блестяще сыгранного Александром БЕЛЯВСКИМ. Братья Вайнеры «списали» его с бандита, приговорённого к «вышке» в 1947 году. В фильме «Место встречи изменить нельзя» некоторые кадры отсняты в Лосиноостровском районе столицы. И криминальный авторитет Фукс, прототип Фокса, был главным преступником этих мест в послевоенной Москве.
«Настоящее его имя Жорка Рабинович – беспросветный двоечник и хулиган, — вспоминал о нём краевед Георгий Глетин – житель Лосиноостровского района Москвы. – Но Рабиновича чаще всего называли Фукс. Во время Великой Отечественной войны он ушёл на фронт, был смелым человеком и дослужился до офицера. Но, вернувшись домой, стал участником банды в родном посёлке. Фуксу удалось консолидировать различные группировки спекулянтов, картёжников, воров и налётчиков. Суд проходил примерно в 1946-1947 годах. Фукс-Фокс был приговорён к расстрелу.
Интересна и история криминального персонажа Кости Сапрыкина по прозвищу Кирпич, которого в фильме «Место встречи изменить нельзя» сыграл актёр Станислав Садальский. В криминальном мире умершего знали по кличке Саша Шорин. Но по паспорту это был вор в законе Александр Прокофьев, имевший за плечами 10 «ходок». По рассказам самого Садальского, созданный им образ точно списан с этого рецидивиста, гулявшего по Москве с тростью с золотым набалдашником. Кстати, многие считают, что именно Прокофьев придумал такое явление, как «общак».
«Груздева» оправдали после приговора
Считается, что за основу книги «Эра милосердия» братья Вайнеры взяли события, связанные с красногорской бандой Ивана Митина. В эту банду входил один из известных московских бандитов Ефим Сиплый. Он был известен тем, что сейфы не вскрывал, а выносил. Силу имел нечеловеческую. Именно его история легла в основу образа Горбатого. Его подручный – громила со стеклянным глазом, в тельняшке под ватником — списан с бывшего штрафника, уроженца Одессы. Это был безжалостный убийца. Существовал реальный прототип и у доктора Ивана Сергеевича Груздева, которого сыграл Сергей Юрский. Это был кандидат медицинских наук Евгений Миркин, который в 1944 году был обвинён в убийстве жены и приговорён к смертной казни. Сотрудники МУРа профессионально выполняли свою работу, хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения приговора оперативники нашли дополнительные материалы, подтверждающие невиновность врача, и доктор был оправдан.
Сегодня героям фильма «Место встречи изменить нельзя» возводят памятники, нынешние режиссёры и сценаристы подражают ему, выпуская один за другим ретродетективы про МУР. Но старый, наизусть заученный фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании и не раз «обыгрывает» даже самые суперсовременные блокбастеры про полицию.
Николай Варавин, историк, полковник милиции в отставке, ветеран МВД России и боевых действий
Ранее «Волжская правда» рассказывала о том, как создавались детективы советского кино, а также роли министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова в советском кинематографе.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru