Кем были прототипы героев фильма «Место встречи изменить нельзя»

кадр из фильма Место встречи
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
реклама

За 70 лет советской власти были сняты сотни кинодетективов. Некоторые из них можно считать настоящими шедеврами. Но какой же детектив без умного следователя, храброго «опера», участкового инспектора — то есть людей, которые разоблачают преступника и объясняют зрителю, «как всё было»?

В этом году свой 45-летний юбилей отметит, пожалуй, самый популярный сериал о милиции: «Место встречи изменить нельзя». Когда он шел по ЦТ, улицы советских городов буквально вымирали, расход коммунальной воды падал, а преступность снижалась. В этой статье мы постараемся открыть малоизвестные страницы работы над эпохальным фильмом.

И гитлеровцы, и молодые рабочие

Премьерный показ «Места встречи…» был приурочен ко Дню милиции и состоялся 11-16 ноября 1979 года по «Первой программе» ЦТ. Захватывающие погони, хитрые засады, эффектные драки – когда эту картину впервые представили зрителям, казалось, вся страна прильнула к экранам. Многие сцены казались очень смелыми, но у съемочной группы была серьезная поддержка.

Николай Щёлоков, министр МВД СССР. Фото: Википедия

Телефильм Станислава ГОВОРУХИНА вышел в свет не без помощи министра МВД СССР Николая Щёлокова. Когда из-за цензуры не проходили какие-то сцены, диалоги, он приходил на выручку.

Но и киношники к его пожеланиям прислушивались. К примеру, в одной из сцен именно по просьбе министра Владимир Высоцкий появился в милицейском мундире (ранее он наотрез отказывался надевать эту форму по идейным соображениям).

Позже Станислав Говорухин не раз говорил, что есть два самых неудачных названия для остросюжетного фильма – «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя». Они длинные, непонятные, в них нет сенсационности. Но именно эти многосерийные киноленты стали в нашей стране культовыми. Десятки фраз из них ушли в народ, более того – о Штирлице, Жеглове и Шарапове складывали анекдоты, а это высшая степень народного признания.

Сценарий к фильму написали братья Вайнеры, которым Щёлоков много помогал и в творчестве, и в жизни. Оба блестяще владели тонкостями милицейской работы, им была присуща эрудиция и высокая культура, великолепный язык, выходы на социально острые вопросы. А выросли Аркадий и Георгий Вайнеры в районе Марьина Роща — именно здесь, согласно их роману «Эра милосердия», осуществляла свою преступную деятельность банда «Чёрная кошка».

Сколько легенд о ней ходило среди москвичей! Вот только реальной основы под собой они почти не имели. Начнём с того, что название «Чёрная кошка» объединило под собой сразу несколько разрозненных криминальных групп. В одной из них ведущую роль играли гитлеровские пособники, скрывшиеся от СМЕРШа. В другую банду входили обыкновенные молодые рабочие, комсомольцы, раздобывшие оружие. И первые, и вторые действовали необыкновенно дерзко и жестоко.

И всё же слухов о зверствах «Чёрной кошки» было гораздо больше, чем реальных грабежей и налётов. Вайнеры не стали строго держаться канвы реальности. Они просто создали собирательный образ уголовной малины 1940-х, в которой заправлял опытный горбун — криминальный авторитет с длинным кровавым следом.

Раскрыл кражи у Вучетича и  Мухиной

Интересно и «происхождение» героев романа. Оказывается, и у Шарапова, и у Жеглова были реальные прототипы. Аркадий Вайнер работал следователем в 21-м отделении милиции, затем стал начальником следственного отдела в ГУВД Москвы. И там же, в легендарном МУРе на Петровке, 38, вместе с Вайнером работали оперуполномоченными лейтенант милиции Владимир Арапов и знаменитый сыщик МУРа полковник милиции Владимир Чванов. Именно их опыт лёг в основу образа Шарапова.

Владимир Арапов потом стал начальником одного из отделов МУРа (а закончил полковником милиции). Он был очень похож на актёра Владимира Конкина, но характером обладал не шараповским. В отличие от скромного киногероя, Арапов был балагуром и весельчаком.

Сценарий к фильму написали братья Вайнеры

Любопытно, что и Арапов, и Чванов принимали участие в поимке знаменитого советского маньяка Владимира ИОНИСЯНА, получившего прозвище Мосгаз за то, что представлялся сотрудником газовой службы. Телесериал об этом деле является первым в серии детективов о майоре ЧЕРКАСОВЕ, которые продолжились картинами «Палач» (2014); «Паук» (2015); «Шакал» (2016); «Операция «Сатана» (2018 и т. д.). Выходит, и у Шарапова, и у Черкасова одни и те же прототипы.

Кстати, впоследствии легендарный сыщик МУРа Владимир Чванов тоже стал писать детективы. Представляя свою книгу «По следам чёрной кошки», он отметил: «И Вайнеры, и Говорухин – талантливые люди, их фильм всегда смотрю с восхищением, но на самом деле никто в МУРе не гонялся за «Чёрной кошкой», и в банду с таким названием я не внедрялся. Совсем другие названия были у банд, которые мне и коллегам приходилось разрабатывать и изводить под корень…»

Но «под прикрытием» в преступных группировках того времени Владимир Чванов действительно работал. Кроме того, он раскрыл громкие кражи из квартир известных артистов Большого театра и знаменитых скульпторов.

В том числе – у широко известной по «Рабочему и колхознице» Веры Мухиной и самого автора мемориала на Мамаевом кургане Евгения Вучетича. Сослуживцы в шутку говорили, что сыщик достоин звания заслуженного деятеля культуры.

А в уголовный розыск 20-летний Владимир Чванов пришёл в 1942 году сразу после госпиталя, куда попал с фронта с тяжёлым ранением, полученным в боях под Ельней. Начинал с помощника оперуполномоченного в 20-м отделении милиции Москвы, которое и «обслуживало» Марьину Рощу. Любимому делу заслуженный работник МВД России полковник милиции Чванов отдал почти шесть десятилетий жизни.

Жеглов с овощебазы

В отличие от Шарапова, Жеглов долгое время считался полностью вымышленным персонажем. Но прототип, по неофициальным рассказам Вайнеров, у него всё же был. Это знаменитый следователь Касриель Рудин, настоящая звезда Московского уголовного розыска. В свое время он был бесстрашным оперативником, а умер в 1945 году в высоком звании комиссара милиции 3-го ранга (современное звание: генерал-майор полиции).

Станислав Говорухин, режиссер. Фото: Википедия

У Рудина Вайнеры позаимствовали не судьбу, а человеческие качества: максимализм, несгибаемую уверенность в собственной правоте, отчаянную храбрость.

Однако и здесь не обошлось без казусов. В одном из поздних интервью Георгий Вайнер вдруг всех огорошил: «Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и …взяточник. В конце концов его посадили. И он – единственный из всех, кто шёл по этому делу (а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы), ни в чём никогда не признавался и добился, чтобы его дело пересмотрели».

После освобождения из колонии Жеглов потратил ещё два года на то, чтобы восстановиться на службе. И восстановился! Причём не просто в милиции, а именно на своём прежнем месте работы – в должности начальника ОБХСС Дзержинского района Москвы. «Он вышел на работу, а на другой день подал заявление об отставке, — поведал Вайнер. – На «гражданке» он занялся более прибыльным делом – плодоовощной торговлей в Москве. Там у него были очень большие доходы, он любил жить на широкую ногу… Но в конце концов что-то там у него случилось, и он покончил с собой».

Расстрелянный Фокс и лихой Кирпич

Был прототип и у Фокса, блестяще сыгранного Александром БЕЛЯВСКИМ. Братья Вайнеры «списали» его с бандита, приговорённого к «вышке» в 1947 году. В фильме «Место встречи изменить нельзя» некоторые кадры отсняты в Лосиноостровском районе столицы. И криминальный авторитет Фукс, прототип Фокса, был главным преступником этих мест в послевоенной Москве.

«Настоящее его имя Жорка Рабинович – беспросветный двоечник и хулиган, — вспоминал о нём краевед Георгий Глетин – житель Лосиноостровского района Москвы. – Но Рабиновича чаще всего называли Фукс. Во время Великой Отечественной войны он ушёл на фронт, был смелым человеком и дослужился до офицера. Но, вернувшись домой, стал участником банды в родном посёлке. Фуксу удалось консолидировать различные группировки спекулянтов, картёжников, воров и налётчиков. Суд проходил примерно в 1946-1947 годах. Фукс-Фокс был приговорён к расстрелу.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979)

Интересна и история криминального персонажа Кости Сапрыкина по прозвищу Кирпич, которого в фильме «Место встречи изменить нельзя» сыграл актёр Станислав Садальский. В криминальном мире умершего знали по кличке Саша Шорин. Но по паспорту это был вор в законе Александр Прокофьев, имевший за плечами 10 «ходок». По рассказам самого Садальского, созданный им образ точно списан с этого рецидивиста, гулявшего по Москве с тростью с золотым набалдашником. Кстати, многие считают, что именно Прокофьев придумал такое явление, как «общак».

«Груздева» оправдали после приговора

Считается, что за основу книги «Эра милосердия» братья Вайнеры взяли события, связанные с красногорской бандой Ивана Митина. В эту банду входил один из известных московских бандитов Ефим Сиплый. Он был известен тем, что сейфы не вскрывал, а выносил. Силу имел нечеловеческую. Именно его история легла в основу образа Горбатого. Его подручный – громила со стеклянным глазом, в тельняшке под ватником — списан с бывшего штрафника, уроженца Одессы. Это был безжалостный убийца. Существовал реальный прототип и у доктора Ивана Сергеевича Груздева, которого сыграл Сергей Юрский. Это был кандидат медицинских наук Евгений Миркин, который в 1944 году был обвинён в убийстве жены и приговорён к смертной казни. Сотрудники МУРа профессионально выполняли свою работу, хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения приговора оперативники нашли дополнительные материалы, подтверждающие невиновность врача, и доктор был оправдан.

Сегодня героям фильма «Место встречи изменить нельзя» возводят памятники, нынешние режиссёры и сценаристы подражают ему, выпуская один за другим ретродетективы про МУР. Но старый, наизусть заученный фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании и не раз «обыгрывает» даже самые суперсовременные блокбастеры про полицию.

Николай Варавин, историк, полковник милиции в отставке, ветеран МВД России и боевых действий

Ранее «Волжская правда» рассказывала о том, как создавались детективы советского кино, а также роли министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова в советском кинематографе.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru