Роль министра СССР Николая Щёлокова в советском кинематографе

2979

В октябре 1964 года в Советском союзе на основании решения Октябрьского Пленума КПСС Генеральным секретарём КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев. Придя к руководству партией и разобравшись с обстановкой, Л.И. Брежнев решил восстановить общесоюзное Министерство внутренних дел, упразднённое в 1960 году.

Иллюзии прежнего Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва о том, что общественный порядок и общественная безопасность может поддерживать непосредственно сам народ без каких-либо специальных сил и министерств, к 1966 году уже были утрачены, однако преодолены не до конца. За создаваемым министерством было решено оставить название МООП СССР (Министерство охраны общественного порядка), хотя от него вскоре отказались.

Назначение министром охраны общественного порядка СССР Николая Анисимовича Щёлокова, который к тому времени был вторым секретарём ЦК Компартии Молдавии, как бы перекликалось с произведённым 10 лет назад утверждением на посту министра внутренних дел СССР заведующего отделом строительства ЦК КПСС Н. П. Дудорова в противовес работавшим ранее профессионалам. Так закладывалась определённая традиция, когда Министр Внутренних дел становился политической фигурой и не обязательно был выходцем из силовых структур.

В сентябре 1966 года состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР о назначении Н.А. Щёлокова министром. На долгих 16 лет занял он этот ответственный пост, утвердив тем самым рекорд по продолжительности нахождения в данной должности. Напомним, что Министерство внутренних дел в царской России было создано в 1802 году. МВД называли в XIX веке «самым близким к населению правительственным органом». Н. А. Щёлоков возглавлял её 16 лет – с 1966 по 1982 год, дольше, чем кто — либо до и после него, и был 50 по счёту Министром Внутренних дел с момента его образования.

Ветераны органов Внутренних дел хорошо помнят Щелокова на посту Министра Внутренних дел, а вот молодые сотрудники, да и молодёжь в целом, практически не знает о нём ничего.

Местом рождения будущего главы МВД СССР стала станция Алмазная в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. Несмотря на название, алмазов там не водилось — зато был металлургический завод. Там трудился Анисим Щелоков, в семье которого 26 ноября 1910 года и родился Николай.

С ранних лет он начал проявлять свои таланты, в том числе отличного портретиста. В музее города Стаханов (ныне территория Луганской Народной Республики), куда со временем перебралась семья Щелоковых, до сих пор хранится портрет Тараса Шевченко кисти 14-летнего Николая. И хотя художником Щелоков так и не стал, он сохранил свою любовь к изобразительному искусству на всю жизнь. Уже будучи главой советской милиции Николай в свободное время живо интересовался творчеством живописцев и портретистов — и, как мог, помогал им стать знаменитыми. Очень ёмкую и в то же время правдивую характеристику периода руководства МВД СССР генералом армии Николаем Анисимовичем    дал бывший начальник Российского бюро Интерпола генерал — майор милиции в отставке заслуженный юрист Российской Федерации. Доктор юридических наук Владимир Семёнович Овчинский, на страницах газеты «Завтра» № 44 (885) от 3 ноября 2010 года во время проведения круглого стола по теме «Дело Щёлокова».

«…Прежде всего, Щёлоков был истинным патриотом и державником, практиком и теоретиком создания уникальной системы органов внутренних дел. И нынешнее МВД, несмотря ни на что, продолжает стоять на «щелоковском» фундаменте, поскольку решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о воссоздании союзного министерства охраны общественного порядка, принятое в 1966 году, Брежнев поручил реализовать Щёлокову, которого знал еще с довоенного Днепропетровска, с которым вместе воевал, а после войны — работал в Молдавии. И Щёлоков 16 лет непрерывно руководил всей деятельностью министерства, которое по его настоянию было в 1968 году преобразовано в Министерство внутренних дел. Это был очень волевой, очень собранный, исключительно работоспособный человек, который мог заниматься делами по двадцать часов в сутки. Причем его работоспособность была сопряжена с потрясающей целеустремленностью и компетентностью.

И это касалось не только создания дежурных частей, что резко повысило эффективность работы милиции, поскольку большая часть преступлений, как известно, раскрывается «по горячим следам», организации комсомольских оперативных отрядов или добровольных народных дружин, которые служили связующим звеном между милицией и населением страны, позволяя МВД в своей деятельности опираться на массовую поддержку общества.

Например, уже в 1968 году Щёлоков, исходя из зарубежного опыта, поставил задачу создания в МВД собственного информационного центра с использованием ЭВМ. Вопросами технической оснащенности сотрудников МВД он вообще занимался постоянно — всё лучшее, что было по этой линии в нашей стране, использовалось милицией. Активно осваивался и зарубежный опыт, как социалистических, так и капиталистических стран.

Чуть позже, уже в 70-е годы, когда началась разрядка, Щёлоков выступил с инициативой вступления Советского Союза в Интерпол. Конечно, это предложение тогда не прошло по политическим причинам.

Точно так же, как — правда, по другим причинам — не прошла другая щёлоковская инициатива: разрешить осуждённым за нетяжкие преступления и на сроки не более трёх лет отбывать наказание вне мест лишения свободы, то есть по месту своего жительства и работы, но с публичным оглашением приговора, удержанием части зарплаты и, разумеется, с жестким увеличением срока за новые правонарушения. Щёлоков полагал — на мой взгляд, вполне обоснованно, что такая система исполнения наказаний будет куда более эффективной и в социальном, и в экономическом смысле, чем пребывание оступившихся людей в тюрьме или «на зоне». Частично эта мера была реализована через введение так называемой «химии», когда людей, совершивших нетяжкие преступления, в 70-х—80-х годах принудительно направляли на народно-хозяйственные стройки…»

На круглом столе «Дело Щёлокова» в газете «Завтра» своё мнение высказал и автор книги «Щёлоков» (серии ЖЗЛ, выпущенная издательским домом «Молодая гвардия»  в 2011 году) Сергей Кредов: «Щёлокову досталась нищая, необразованная, плохо оснащенная, деморализованная милиция. Даже союзного МВД не было (Хрущев упразднил) — его пришлось заново создавать. С чего начал новый министр? С того, что стал приглашать в свою команду профессионалов. Это были люди неуживчивые, с норовом, но работа закипела. Вроде бы действовали не спеша, по цепочке: научная проработка — эксперимент в регионе — обсуждение эксперимента — формулирование предложений в правительство и Политбюро — внедрение. А получалось быстро. Они построили современную структуру МВД, создали институт профилактики преступлений, открыли 17 новых вузов и Академию, подняли на высоту милицейскую науку, обмундировали милиционеров, подняли им зарплату, оснастили их техникой, подняли престиж профессии, совершили своеобразную «культурную революцию» в различных областях искусства… Все эти меры проводились в комплексе, широко обсуждались в ведомстве, люди понимали, что от них хотят. Поэтому был результат. Облик милиции за 16 «щёлоковских» лет разительно изменился».

На этом же «круглом столе» Олег МОРОЗОВ, генерал-майор милиции в отставке поделился своими воспоминаниями о Министре Щёлокове, как человек, долго работавший с Николаем Анисимовичем: «Должен отметить еще такую черту личности Министра, как заботу о людях. Причем это касалось не только ближайшего окружения министра или даже в целом сотрудников МВД, а всего населения страны. То есть у него был по-настоящему государственный подход к работе милиции. При Щёлокове всем милиционерам не только повысили зарплату так, что на эти деньги стало можно жить, а не выживать, не только пошили новую, удобную и красивую форму, не только стали строить ведомственное жилье и кооперативы, санатории и больницы, дома культуры и спортивные объекты. Огромное внимание он уделял повышению статуса милиции в глазах населения. При нём постоянной практикой были отчеты руководителей всех уровней перед населением о проделанной работе. И попасть к нему на приём имел возможность не только сотрудник милиции, но даже любой простой гражданин, хоть с Дальнего Востока, хоть из Средней Азии. Все, наверное, помнят, какие праздничные концерты, посвященные Дню милиции, транслировались по телевидению. Но ведь такие же концерты проводились и на местах для сотрудников милиции и членов их семей. Сколько фильмов и сериалов о милиции снималось, и каких: «Следствие ведут знатоки», «Рожденная революцией», «Место встречи изменить нельзя» — золотой фонд нашей культуры.

Помню, почти сразу, после своего назначения министром он попросил собрать современные картины, посвященные милиции, и устроил прямо в министерстве выставку, на которую пригласил и художников, и сотрудников МВД. Причем не центрального аппарата, а, что называется, «с земли». Можно сказать, познакомил их и пригласил художников сделать их портреты в реальной рабочей обстановке. Такие же каналы взаимодействия налаживались и с писателями, и с музыкантами, и с артистами. А сколько внимания он уделял работе со школами! Ведь понимание основ правопорядка должно закладываться в человека с самого раннего возраста…»

Переходя к главной теме статьи «Министр Николай Анисимович Щёлоков и советский кинематограф» автор обращается к примерам из жизни главы МВД, опубликованные в книге Максима Бреженва и Анатолия Науменко «Министр Щёлоков» изданной «Печатный дом Илигар»,- Москва, 2010 год, в которой используются редкие архивные материалы, свидетельства соратников Н. А. Щёлокова.

Натуре Щёлокова были близки по духу литература и искусство во многих его сферах. Это также наложило своеобразный отпечаток на деятельность министра и министерства. В интересах дела он стремился всемерно использовать богатые возможности культуры в решении задач правоохранительной деятельности, умел вместе со своим аппаратом поставить это широко.

Одна из первых знаковых встреч с деятелями культуры произошла в сентябре 1967 года. В актовом зале МВД Н. А. Щелоков организовал встречу руководства министерства с художниками. В зал также пригласили большую группу рядовых сотрудников милиции из подразделений Московского гарнизона.

Отношение общества к милиции было, мягко говоря, негативным. В прессе и искусстве даже сложились определенные стандарты изображения образа милиционера. Художники его видели не иначе, как в окарикатуренном образе. Героика, подвиг, самопожертвование не проступали сквозь унылую серость изображений. Некоторые из таких творений министр и распорядился выставить в зале.

Открывая встречу, Н. А. Щелоков поблагодарил художников за то, что они нашли время посетить министерство, рассказал о работе МВД, об оценках работы милиции, роли деятелей культуры, искусства, литературы в повышении авторитета милиции. Попросил ознакомиться с экспозицией и призвал: «Уважаемые художники, посмотрите в зал, где сидят рядовые милиционеры, и найдите хоть одного, который был бы похож на те уродливые образы в милицейской форме, изображенные на ваших полотнах».

Подобные деловые встречи, дискуссии регулярно проводились с писателями, поэтами, журналистами, кинематографистами. Настоящая дружба связывала сотрудников милиции с коллективами многих московских театров, особенно с «Современником», МХАТом, на Таганке, им. Вахтангова, ЦДСА и др.

В январе 1972 года было принято совместное постановление МВД СССР, Министерства культуры СССР, Гостелерадио СССР, Союза писателей СССР, Союза кинематографистов СССР, Союза композиторов СССР, Всесоюзного общества «Знание», Всероссийского театрального общества и Всероссийского хорового общества об их шефской работе в коллективах органов внутренних дел.

Ежеквартально составлялись планы выступлений руководящего состава органов МВД СССР, начиная с министра, в центральной печати, по Всесоюзному радиовещанию и Центральному телевидению.

Большую шефскую работу в органах внутренних дел проводили композиторы Т. Хренников, А. Новиков, А. Пахмутова, поэт Н. Добронравов, режиссеры Г. Товстоногов и И. Владимиров.

 С началом глубоких преобразований в милиции у кинематографистов, литераторов, художников, композиторов сам Бог велел спросить: с кем вы, мастера культуры? С милиционерами или с преступниками? А они в данном случае были ни с кем. По каким-то причинам тема борьбы с преступностью считалась полузакрытой, и мастера культуры ее практически не касались. Лучшим достижением в кино на тот момент был пронзительный фильм режиссера С. Туманова «Ко мне, Мухтар!» (1964 год). Однако ни одного яркого, живого образа — сыщика, следователя, участкового…

«Союз Фемиды с музами» — выражение из доклада Николая Анисимовича Щёлокова. Фемида, то есть в данном случае МВД, заключает этот союз с советским кинематографом, по всем возможным направлениям.

С 1969-го по 1978-й выходят три фильма о деревенском детективе Федоре Ивановиче Анискине по сценарию Виля Липатова. В образе, созданном Михаилом Жаровым, уже не одно поколение людей узнает настоящего участкового. Он и милиционер, и власть, и советчик, и задушевный собеседник, и просто односельчанин, житель нашего района. Это эталон. Когда заходит разговор, что надо восстанавливать значимость службы участковых, обязательно на всех уровнях звучит фамилия: Анискин.Исполнитель главной роли участкового инспектора милиции Анискина Народный артист СССР Михаил Жаров был награжден памятным знаком МВД СССР- «Отличник советской милиции».

В ноябре 1974 года вышел на отечественный телеэкран сериал «Рожденная революцией» (режиссер Григорий Кохан, сценаристы Гелий Рябов и Алексей Нагорный). Собственно, этот проект и был первым крупным проектом МВД в области киноискусства. Руководство министерства пробивало сценарий Рябова и Нагорного на Центральном телевидении, оказывало помощь при съемках. Консультантами выступали замминистра Борис Тихонович Шумилин и начальник уголовного розыска страны Игорь Иванович Карпец. По тем временам — событие. Во время показа «Рожденной революцией» все взрослое население страны находилось у телевизоров, уличная преступность снижалась на 50 процентов. Однако главный герой картины сыщик Кондратьев (Евгений Жариков) в «народ» не пошел. К шедеврам советского киноискусства этот фильм с плакатными характерами и заурядной литературной основой, конечно, не отнесешь.

Создатели телесериала были награждены Государственной премией СССР (авторы сценария А. Нагорный и Г. Рябов, режиссер Г. Кохан, артисты Н. Гвоздикова и Е. Жариков).Министр Щелоков наградил режиссера Г. Р. Кохана знаком «Заслуженный работник МВД».

Телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» вышел в свет также при поддержке Щелокова. Премьера шестисерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя» состоялось в ноябре 1979 года. Когда из‑за цензуры не проходили какие‑то сцены, диалоги, министр также приходил на помощь. В одной из сцен, по его просьбе Владимир Высоцкий появился в милицейском мундире, который он наотрез отказывался одевать по идейным соображениям.

Сценарий к фильму написали писатели братья Вайнеры, которым Щелоков много помогал и в творчестве, и в жизни. Вайнеры блестяще владели тонкостями милицейской работы, следствия, психологии, им была присуща эрудиция и высокая культура, великолепный язык, выходы на социально острые вопросы.

Аркадий Вайнер работал следователем в 21‑м отделении милиции, затем стал начальником следственного отдела в ГУВД Москвы. Вместе с братом Георгием они написали много детективных романов, сюжеты которых черпали из милицейских будней. Среди самых известных произведений – «Часы для мистера Келли» (1967 г.), «Ощупью в полдень» (1968 г.), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» (1972 г.), «Эра милосердия» (1976 г.), «Город принял» (1978 г.), «Петля и камень на зеленой траве», «Евангелие от палача», ну и, наконец, сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя». Пожалуй, это классика детективного жанра. В те же годы расцветает талант и многих других представителей детективного жанра.

На экраны выходят и другие шедевры советского кинематографа, посвященные работе милиции: «Следствие ведут знатоки», «Я, следователь» с В. Кикабидзе и С. Артмане, «Петровка,38» и «Огарева,6» с Г. Юматовым и В. Лановым, «Два билета на дневной сеанс» и многие, многие другие.

Замечательные образы советских милиционеров созданы артистами М. Жаровым, М. Ульяновым, В. Санаевым, Е. Леоновым, Ю. Никулиным, В. Золотухиным, В. Абрамовым, Ю. Соломиным, К. Лавровым.

Каждый фильм – это не просто детектив. Прежде всего, идейно‑художественный вклад в воспитание миллионов зрителей, действенная пропаганда правовых знаний, пропаганда профессии сотрудников милиции. В этих же целях в марте 1970 года на телевидении появилась передача «Человек и Закон».

Сыщик Жеглов. Сельский участковый Анискин. Не такие яркие, но тоже живые – следователь Пал Палыч Знаменский, оперативник Томин, эксперт-криминалист Кирбит. Эти образы родились в 1970 –е годы.

В 1971 году на экраны выходит первая серия телеспектакля (впоследствии ставшего телесериалом) «Следствие ведут знатоки». Сценаристы — Ольга и Александр Лавровы, в главных ролях — Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей. ЗнаТоКи.  Большим энтузиастом этого проекта является сам министр Щёлоков. Серии одна за другой (всего 17) выходят до его отставки в 1982 году, затем — перерыв, в 1985 году проект возобновляется, а последняя, 24-я серия «Знатоков» выйдет на экраны в 2003 году!

…Интересно было бы оценить, какой совокупный вклад в борьбу с преступностью внесли Глеб Жеглов, Федор Анискин, троица «знатоков»? Сколько преступлений смогли предотвратить? Сколько уголовных дел благодаря этим персонажам было раскрыто не мордобоем, а умной, профессиональной работой сыщиков, следователей, участковых, экспертов-криминалистов? Не подсчитать, но их вклад очень значителен. Главное, что они продолжают свою воспитательно-правоохранительную деятельность, независимо оттого, насколько эффективно их коллеги действуют в жизни. И если какая-то часть милиционеров приходит и будет приходить в профессию по призванию, то во многом, конечно, — благодаря им.

При активном личном участии Н.А. Щёлокова МВД СССР выдвинуло на соискание Ленинской премии трилогию С. Михалкова «Дядя Стёпа», как одно из с лучших произведений для детей. На соискание Государственных премий были выдвинуты телесерия о советской милиции «Рождённая революцией», «Деревенский детектив» Виля Липатова и другие произведения.

Личность Николая Анисимовича Щёлокова была очень многогранной и как отметили в главе «Генеральный продюсер МВД»  авторы книги «Министр Щёлоков» М. Брежнев и А. Науменко, принимая личное участие в создании телесериалов и фильмах о советской милиции он не всегда был согласен как строилось повествование о работе сотрудников органов внутренних дел.  Н. А. Щелоков вначале неправильно оценил значимость фильма «Калина красная». По его мнению, она лишает «вора в законе» надежды зажить нормальной жизнью после освобождения. На это режиссер картины Василий Шукшин ответил ему одной фразой:

– А у меня кино про то, что называется «береги честь смолоду».

Впоследствии министр изменил свое мнение о кинофильме и высоко оценивал его достоинства.

А вот другой случай, лишний раз доказывающий нестандартность главы МВД. В 1971 году на экраны страны вышла комедия «Джентльмены удачи», мгновенно ставшая настоящим народным хитом.

Но поначалу, кино‑начальство никак не хотело пропускать ленту с блатной тюремной лексикой,киночиновники пытались положить его на полку. Фильм спас Щелоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи». Он от души смеялся, иной раз заглушая реплики. Министр передал фильм Л. И. Брежневу, который смеялся не меньше Щелокова. А по поводу жаргона сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает». Больше всего ему понравились фразы,которые позже вошли в народную речь. «Канай отсюда», «рога поотшибаю», «моргалы выколю», «пасть порву» — над ними генсек хохотал как мальчишка,а потом строго запретил цензорам менять в картине хоть одно слово. В таком виде он и вышел на экраны и остался самым любимым в народе на долгие десятилетия. Картине был дан зеленый свет. У зрителей он имел ошеломляющий успех.

Участие Щелокова в создании кинофильмов о работе советской милиции послужило началом своеобразного соревнования в идеологической сфере. Руководство КГБ начало прославление чекистов с кинофильма «Майор Вихрь», «Мертвый сезон», «Тегеран-43», «Вариант «Омега». Патронируемый главой КГБ Ю. В. Андроповым писатель Юлиан Семенов пишет сценарий сериала «Семнадцать мгновений весны».

В конце 60-х появилось сразу пять фильмов про разведчиков, которые остались в золотом фонде отечественного кино: «Щит и меч», «Операция «Трест», «Мертвый сезон», «Путь в «Сатурн» и «Ошибка резидента».  Влияние, которое эти фильмы оказали на целое поколение, даже трудно переоценить. Они по праву стали основой нравственно-патриотического воспитания, и у многих молодых людей появилось желание в будущем посвятить свою жизнь служению Отечеству. Но недосягаемым шедевром в кинематографе о работе советских разведчиков стал, конечно, сериал «Семнадцать мгновений весны».

Так как мы об этом уже упоминали, Министр Н.А. Щёлоков проводил огромную работу по созданию положительного облика советской милиции в советском кинематографе и отстаивал его, если будущий фильм о солдатах правопорядка не отвечал реальности службы в МВД, а показывал её в негативном свете.

Так, в июне 1969 года он направил секретарю ЦК по идеологии П. Н. Демичеву жалобу на киностудию «Ленфильм», где сняли картину «Амнистии не подлежит». В ней в качестве матерого врага советской власти, предателя Родины, резидента иностранной разведки выступал начальник районного отдела милиции. В записке министр отмечал: «Вызывает справедливое возмущение не только злостное искажение облика работника милиции, но и очевидная фальсификация действительности. В истории советской милиции не было случая, чтобы ее руководящий работник был бы агентом империалистической разведки.

Обращает на себя внимание вредная тенденция сюжета, которая фактически противопоставляет органы КГБ, разоблачившие предательскую деятельность работника милиции, органам внутренних дел…». Демичев принял меры, и Комитет по делам кинематографии предложил «Ленфильму» переделать картину в соответствии с замечаниями министра внутренних дел. Фильм вышел на следующий год под другим названием.В числе кинофильмов,в создании которых лично принимал участие Министр  Внутренних Дел СССР Николай Щелоков,особенно хотелось отметить  кинодраму «Са́мый после́дний день» режиссёра Михаила Ульянова по одноимённой повести Бориса Васильева вышедший на экраны в 1972 году.  Первый и последний фильм Михаила Ульянова в качестве режиссёра, после чего он решил более не снимать фильмы из-за неудачного, по его мнению, опыта. В этом фильме Ульянов выступил и  в качестве актера. Вместе с ним снимались известные актеры советского кино Народные артисты СССР Вячеслав Невинный и Богдан Ступка. В названием центре сюжета – история.участкового инспектора милиции, которого,  играет Ульянов.Его герой- Семен Митрофанович Ковалев прошел войну, много лет верой и правдой служил своей стране, стоя на страже закона. И вот настал последний день его работы-он уходит на пенсию. Ковалеву тяжело покидать ставший родным участок, он прощается с коллегами и друзьями, дает наставления новому сотруднику, пришедшему на его место. Но по дороге бывший участковый замечает подозрительного молодого человека, который похож на опасного преступника. Задержать его – дело чести для Ковалева, его профессиональный и человеческий долг.Он пытается в одиночку задержать преступника, но погибает в схватке с ним.

Милицейскую тему подхватили кинодокументалисты. В семидесятые документальные киноочерки о деятельности милиции стали выходить почти ежемесячно. С приходом в МВД Щелокова свое второе рождение пережил журнал «Советская милиция». Министр отвел ведомственному изданию большую роль.

В журнале публиковали свои первые произведения патриарх детективного жанра Аркадий Адамов (член редколлегии журнала), братья Вайнеры, Анатолий Безуглов, Юрий Кларов, Николай Леонов и др. Все они отдавали «Советской милиции» право первой публикации. При журнале появилось литературное приложение – «Библиотечка «СМ». В год выходило четыре выпуска, расходились они в розницу. Библиотечка журнала раскупалась моментально. В ней печатались не только маститые писатели, но и открывались новые литературные имена.С каждым годом рос тираж журнала «Советская милиция» и в 70‑е годы достиг чуть ли не миллиона экземпляров! Успешно ежемесячно выходили ведомственные журналы МВД СССР: «К новой жизни» (для сотрудников исправительно‑трудовых учреждений), «Пожарное дело» и войскового журнала «На боевом посту».

В начале 90 – х годов киностудиями Советского союза были отсняты последние фильмы о советской милиции. И после того, как Республики Советского союза стали независимыми государствами, Российские телеканалы были захлестнуты потоками  милицейских фильмов о борьбе с преступностью и бандитизмом. Было отснято несколько сотен серий: «Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4»…  По-настоящему культовым стал сериал «Бригада». Собственно, и сейчас эти  милицейские сериалы легко делают рейтинги на российском ТВ. Ветераны МВД СССР хорошо помнят, как серьёзно относился к фильмам о работе сотрудников милиции Министр внутренних дел СССР (1966 — 1982 г.г.) генерал армии Щёлоков Николай Анисимович.

Авторитет и престиж службы для Щелокова были превыше всего. Он мог позволить себе вторгнуться в мир творчества, посоветовать, как надо «заострить» киносценарий или пьесу. Невозможно такого представить, чтобы при Щелокове в кинофильме или с экрана телевизора сотрудника милиции, как сегодня, запросто обзывали «ментом». Или он бы выглядел коррупционером, бандитом, убийцей, оборотнем в погонах.

Это было равносильно оскорблению самого Щелокова!

Давайте обратимся к современным телешедеврам о работе сотрудников органов Внутренних дел. На примере многосерийного телевизионного детектива «Алекс Лютый». На НТВ летом 2020 года был показан криминальный сериал «Алекс Лютый». В основу сценария была положена история предателя — коллаборациониста Александра Юхновского – сотрудника тайной полиции ГДП-721 и примерного советского гражданина Александра Мироненко, который умудрился построить отличную карьеру в послевоенный годы и стать довольно известной публичной личностью – редактором ведомственной газеты одного из союзных министерств, при этом умело скрывающийся от сотрудников милиции и КГБ, хотя только он  находился в розыске за убийство более  двух тысяч мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.

Расследованием преступлений Алекса Лютого в сериале занимается какой-то мифический спецотдел МВД СССР, хотя всеми преступлениями предателей и карателей в советское время ведал и расследовал только Комитет Государственной Безопасности  при Совете Министров СССР.

Тут можно, конечно, возразить и привести в пример советский мини-сериал «Противостояние», но только вот есть одно НО  — в противостоянии с военным преступником сотрудники МВД показаны умницами и профессионалами, шаг за шагом, пласт за пластом вскрывая деяния и личность предателя Кротова.

Не одному мне при просмотре сериала «Алекс Лютый» пришло сравнение с уже имеющимися аналогами советского и российского кино. Это знаменитый советский многосерийный телевизионный фильм «Противостояние» (1985) , поставленный по роману Юлиана Семёнова. Во-вторых, на эту же тему поиска нацистских преступников после войны был выпущен в эфир сериал «Палач» (кстати, из разряда «дел» майора МВД Черкасова). Вот вам и параллели, по главным героям и ролям: полковник Костенко из МУРа (актер Олег Басилашвили, «Противостояние»), майор Черкасов из того же МУРа (актер Андрей Смоляков, «Палач», и, наконец, полковник Сухарев из наверняка вымышленного спецотдела МВД (актер Сергей Пускепалис, «Алекс Лютый»). Сравните их роли на досуге.

Если поначалу МВД расследовало «бытовуху», то есть дела об убийствах, бандитизме, разбоях («Противостояние», «Палач», «Алекс Лютый»), то, когда «дело» выходило уже на «политический» уровень (нацистские преступления, валютные махинации и т.п.), его забирал себе Комитет Государственной Безопасности, разумно дозволяя лучшим милицейским «следакам» участвовать в поимке преступника. В сериале «Алекс Лютый» эта тема обозначена. Исполнитель роли полковника милиции Сухарева актёр Сергей Пускепалис переиграл, наверное, работников уже всех имеющихся за последние 80 лет правоохранительных органов. Он, со своим твердым спокойным  лицом реально воплощает образ советского милиционера, так что вопрос о его актёрском мастерстве как-то отпадает, это автор статьи, как бывший сотрудник милиции подтверждает. Пускепалис очень хорошо показывает образы сотрудников милиции советского образца. Вспомним его роль майора, а затем подполковника МУРа Проскурина в сериалах «Шифр» и «Шифр-2», да и майора КГБ в сериале «Крик совы». Как тут не вспомнить, что во времена Министра Щёлокова Н.А. в титрах каждого фильма о милиции или сотрудников органов Внутренних дел всегда была указана специальное звание имя и фамилия консультанта, который помогал при создании данного фильма. Сейчас эта практика напрочь отсутствует, поэтому в фильмах и появляются «Спецотделы МВД» и другие кинематографические нелепости, не имеющие никакого отношения к реальности.

Заканчивая статью я вновь предоставляю слово авторам книги « Министр Щёлоков» Максиму Брежневу и Анатолию Науменко. «…Сегодня очень актуальны такие слова Н. А. Щелокова: «Работа милиции, как искусство, литература, призвана внушить людям непоколебимый оптимизм, веру в лучшие проявления человеческих душ, стремлений, желаний, помыслов. Самого сурового осуждения заслуживает всякое пробуждение жестокости, насилия, вандализма и варварства. Обуздать эти человеческие пороки – обязанность цивилизованного общества. И если говорить юридическим языком, произведения, прославляющие пошлость, порнографию, способствующие насилию, уже сами по себе представляют уголовные деяния.

К сожалению, давно уже стало обыденным на экранах в кино смакование убийства. Полное отсутствие грусти по уничтоженному человеку. К чему это привело, вам известно…».

Эта запись советских лет словно специально предназначалась для нашего времени.

Николай Варавин, историк, полковник милиции в отставке, ветеран МВД России и боевых действий.