Жизнь без хэппи-эндов
-Студенты четвёртого курса Волгоградского государственного института искусств и культуры готовят курсовую работу в виде фотосессии, — рассказывает Вячеслав. – По заданию, нужно было придумать несколько разноплановых образов. Стал ломать голову, чем же смогу удивить видавших виды преподавателей. Ведь интересный образ – это не только экстравагантная внешность и костюм, нужно целую историю придумать, чтобы оживить персонажа, сделать его достоверным. Думал я думал — и вдруг понял: история-то есть…
Я вспомнил мальчика, с которым вместе учился в школе. Звали его Ваня. Учился он неважно, частенько прогуливал занятия, но учителя его жалели, рисовали тройки: Ваня был сиротой, воспитывала его бабушка.
Спустя несколько лет после окончания школы я встретил Ваню и с трудом его узнал: в каких-то обносках, грязный, он просил милостыню. Знакомые рассказали, что аферисты выжили его из квартиры, добиваться справедливости Ваня не стал. Жил, где придётся, бродил по улицам в поисках куска хлеба. А год назад пропал. Хочется думать, уехал куда-нибудь, взялся за ум, всё у него наладилось… Хотя подобные истории хэппи-эндами не заканчиваются.
И я решил посвятить одну из частей своей курсовой работы таким, как Ваня.
Ты узнаешь его из тысячи
Социальный проект «Один в поле воин» Вячеславу помогли подготовить фотограф Роман Череватенко, актриса ВДТ Ксения Флягина (она занималась гримом) и костюмер Наталья Канистратенко.
-Я человек дотошный: готовя роль, продумываю каждую деталь, буквально «собираю» образ. Наряд для моего героя помогла подобрать костюмер театра: среди списанных костюмов отыскала старое мешковатое пальто серо-зелёного цвета, затем нашлись шапочка, дырявые перчатки, жилетка. Ксения помогла загримироваться, так что, посмотрев в зеркало, я увидел совершенно незнакомого человека. Я придумал моему герою целую историю: он долго болел, давно не ел досыта, потому ходил медленно, подволакивая ногу. И ещё я старался опускать голову, если произносил какую-то фразу, чтобы не показывать здоровые зубы.
…Выхожу из гримёрки – и первый, кого вижу, наш директор Андрей Васильев. Смотрит на меня, округлив глаза: «Гражданин, что вы здесь делаете? Покиньте театр немедленно!» Не узнал! Я хромаю к выходу, стараясь сохранить серьёзность, и слышу, как сзади хохочет Ксения: «Да это же Слава, Андрей! Просто он в образе!»
Признаюсь: после фотосессии я немного похулиганил, побродил по кабинетам театра. Все смотрели как на постороннего, узнали меня только в бухгалтерии – говорят, по глазам.
Мир – театр
С фотографом Вячеслав договорился: съёмку будут вести с большого расстояния, чтобы не привлекать внимания прохожих. Определились и с местами для съёмки: торговый центр рядом с ВДТ и площадь Свердлова.
-Да, совсем забыл: я же табличку приготовил! Только написал на ней не «Подайте…», а «Живите и процветайте!» С этой табличкой и пошёл «в люди»: мне думалось, прохожие сразу обратят на меня внимание, заулыбаются, будут расспрашивать, какая помощь мне нужна…
Но вышло не так.
Едва я присел на ступеньки у торгового центра, поставив рядом плошку для мелочи, подошли два дюжих охранника: «Эй, ты! Иди отсюда, ты нам вид портишь и посетителей отпугиваешь!» Вмешался Роман Череватенко: объяснил, что я роль репетирую. Тогда охрана оставила меня в покое, хотя смотрела недовольно.
Но это был единственный подобный случай. А в целом в течение полуторачасовой «прогулки» в старом пальто меня… не замечали. Я сидел на земле у павильонов сотовой связи, лежал на скамейке – и чувствовал себя человеком-невидимкой. Люди шли мимо. Некоторые – чаще пожилые, чем молодёжь – бросали мелочь в мою миску и спешили уйти. Никто даже не спросил: «Почему ты здесь, сынок? Ты голоден? Тебе холодно?» Скользили взглядами по мне, по табличке, явно не читая, что на ней написано, и шли дальше.
Я стал сам подходить к людям, заглядывал в глаза, пытался заговаривать – нет, не останавливаются! Только водитель маршрутного такси, подъехавшего к остановке, увидел меня и засмеялся…
И вот тогда мне стало страшно. Я забыл, что играю роль, я понял, что никто не заговорит со мной, не предложит помочь – хотя всё же продолжал надеяться, что найдётся хотя бы один неравнодушный человек.
А в том, что такие есть, я убедился очень скоро.
Я решил уйти с площади. Медленно, припадая на «больную» ногу, я заковылял по пешеходному переходу – и машины встали, пропуская меня – бродягу, нищего. И стояли, пока я плёлся на другую сторону улицы. Никто не ругался, не сигналил, подгоняя меня. Хочется верить, они посочувствовали моему герою.
«Один в поле воин»
Проект «Один в поле воин» (около 50 фотографий) вместе с другими студенческими работами был выставлен в Волгограде и получил высокую оценку зрителей.
-Я чувствую, что он меня не отпускает, — поделился Вячеслав. – Планирую его продолжать. Может быть, нужно будет ввести новых персонажей. Очень хочется достучаться до людей, напомнить им: нельзя быть равнодушными. Каждый достоин жалости и сострадания, потому – не проходите мимо.
Фото Р. Череватенко.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru