Автор «Атласа новых профессий» рассказал «Волжской правде» о профориентации

1136
реклама

Вы знаете, что нас ждёт через 15-20 лет? Не загадываете так далеко? А авторы проекта «Атлас новых профессий», разработанного совместно с Агентством стратегических инициатив, утверждают: мир стремительно меняется, совсем скоро многие привычные вещи и понятия уйдут в прошлое. А с ними вместе – и ряд профессий, которые ещё вчера считались престижными.

В связи с этим следует полностью изменить подход к профориентации старшеклассников, помочь им стать востребованными в жизни. О том, как это сделать, об умирающих профессиях и новых компетенциях мы говорим с руководителем проекта  ведущим образовательных программ, ведущим экспертом проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах Дмитрием  Судаковым.

Эксперты, научные журналисты и писатель-фантаст

-Дмитрий Александрович, как родилась идея проекта по профориентации?

-В чём-то это личная история. У меня подрастала дочь, я задумался, кем она станет. Мне бы хотелось, чтобы она выбрала профессию, которая даст ей возможность зарабатывать и реализовать себя в любимом деле. Между тем статистика не радует: до 65 процентов выпускников вузов не работает по специальности. Получается, были потрачены средства, время, силы, а в итоге выбранные ребятами специальности оказались неперспективными. Страдает бизнес, страдает экономика страны в целом.

И в итоге в 2012 году возник совместный проект бизнес-школы «Сколково» и Агентства стратегических инициатив, авторы которого поставили цель изучить, какие новые задачи ставят перед нами те или иные отрасли экономики, какие специалисты будут востребованы в ближайшем будущем.

Исследование получилось масштабным: мы провели более ста форсайт-сессий, в них участвовали пять тысяч экспертов – представители бизнеса, государственных структур, науки и образования. Подобного масштаба исследования не проводились нигде  в мире. Полученные результаты и легли в основу «Атласа».

-Кому он адресован?

-В первую очередь, студентам-первокурсникам и старшеклассникам. Но выяснилось, что «Атлас» интересен людям самого разного возраста – и в первую очередь тем, кто занят решением вопроса собственной профориентации. Однако замечу, что «Атлас» — не перечень специальностей, эта книга учит мечтать и искать себя в будущем, осознанно строить свою карьеру. Сейчас «Атлас» — это книга и сайт, в ближайшем будущем – мобильное приложение, деловые игры, в которые могут играть и старшеклассники, и взрослые.

-А зачем в команде проекта писатель-фантаст Мария Рамзаева?

-Её пригласила научный журналист Дарья Варламова, которая вместе с Марией училась на сценарном отделении Московской школы кино. Дарья, Мария и сценарист Фёдор Кукин сочинили для третьего издания «Атласа» приключенческую историю, которая сквозной нитью проходит через весь сборник. Это фантастический рассказ о девочке по имени Ника, которая из 2020 года переносится в 2035-й и с удивлением наблюдает за тем, как изменился мир, какие новые специальности появились, а какие канули в прошлое. Мне кажется, получилось увлекательно и интересно, спасибо нашим креативным авторам.

«Гуманитарии будут управлять технарями»

-Судя по «Атласу», в ближайшем будущем компьютерные технологии вытеснят гуманитарные профессии. Вы в само деле так думаете?

-Нет, конечно! В 2020 году, на конференции, посвящённой гуманитарным профессиям, меня спросили, какую роль будут играть гуманитарии в ХХI веке. Я ответил: «Их задача – управлять технарями». Так и будет. Другое дело, что новейшие технологии так активно внедряются в нашу действительность, что сегодня  и гуманитарии должны быть немного технарями.

-Зачем?

-А вспомните 2020-й год, пандемию, переход школ на удалёнку. Многим преподавателям школ, техникумов, колледжей оказалось непросто освоить цифровые технологии. Если бы они на год-другой раньше осознали, как важно сегодня владеть этой областью знаний, дистанционное обучение не стало бы для них стрессовой ситуацией.

-Среди профессий-пенсионеров, уходящих в прошлое, вы называете специальности бухгалтера, и нотариуса, и библиотекаря, и даже журналиста… Неужели эти специальности и впрямь не будут нужны?

-Нужно понять основную тенденцию: автоматизация и цифровизация, входя  в нашу жизнь, забирают у человека рутинную работу. Пример? Когда вы, журналист, сдаёте текст на вёрстку, его должен проверить корректор. Но сегодня с его обязанностями вполне успешно справится компьютерная программа. Есть программы, которые «переведут» аудиозапись интервью в текст, которые умеют писать короткие новости… Но, конечно, авторскую журналистику машина не заменит. Будут востребованы творческие компетенции – то есть умение мыслить нестандартно, умение работать в команде, общаться с людьми. Увидите: совсем скоро появятся новые образовательные сервисы, ориентированные именно на эту отрасль.

Повторюсь: будущее без гуманитариев технари не построят.

-Советское образование позволяло получать прочную базу по всем предметам. А не получится так, что новые образовательные сервисы будут поставлять весьма узких специалистов, компетентных только в одной области знаний?

-Глубина советского образования – миф. Говорю, как человек, успевший поучиться в советской школе. Во все времена находились ученики,  заявлявшие: «Я буду поступать на филологический, мне ваша физика в жизни не пригодится». Но всё же те, кто успешно построил карьеру, – и в советское, и в постсоветское время – никогда не были узкими специалистами. Они становились конкурентоспособными, потому что заглядывали за рамки школьной программы, посещали образовательные курсы, работали над собой. И это тот самый путь в будущее, о котором мы говорим в «Атласе». Не откладывайте будущее на завтра, прокладывайте в него маршрут уже сегодня. Как сделал это, например, в своё время первый канадский астронавт Крис Хэдфилд, автор книги «Руководство астронавта по жизни на Земле». В детстве он увидел в новостях сюжет о высадке американских космонавтов на Луну. И решил, что свяжет жизнь с космосом. Но в Канаде тогда ещё не было никаких программ по подготовке к полётам в космос. И тогда Крис стал готовиться сам: выяснял, какие предметы ему следует изучить, занимался спортом, изучал книги по теме, тренировался, избавлялся от вредных привычек… И, когда в Канаде, наконец, появилась космическая программа, выяснилось, что его сверстники куда менее подготовлены к поступлению, чем он. Парень просто не оставил им шансов, потому что выстраивал своё будущее несколько лет шаг за шагом.  На то же нацеливает сегодняшних подростков и «Атлас».

«Будущее уже наступило»

-Допустим, старшеклассник выбрал одну из 300 описанных в «Атласе» профессий, а через 15 лет выяснилось, что она ещё не востребована в экономике. Такое ведь тоже может быть?

-На самом деле, основная масса описанных в «Атласе» профессий уже существуют. Например, есть в России космобиологи, которые занимаются исследованием влияния космоса на живые объекты. 

-И «кураторы человеко-машинного творчества» существуют? Зачем они нужны?

-В Японии создали певицу-голограмму, которая даёт самые настоящие концерты. Тексты и музыку песен для неё пишут поэты и композиторы, хотя и с помощью компьютерных программ. А куратор человеко-машинного творчества – своеобразный дирижёр, который продумывает программу выступления, выстраивает его от музыкальных номеров до спецэффектов.

-Получается, роботы и компьютерные программы заменят человека во всех сферах жизни? Или люди по-прежнему будут писать картины, сочинять стихи?

-Не буду вас уверять, как персонаж фильма «Москва слезам не верит», что через 15 лет не будет ни кино, ни театра, одно сплошное телевидение. Конечно, искусственный интеллект уже сегодня многое умеет. Но он не заменит живого общения. Например, в Китае открыли экспериментальный нейл-салон, где маникюр клиенткам делали роботы. Со своими обязанностями они справлялись, но клиентов становилось всё меньше. Просто потому что для нас важны не только сама услуга, но и человеческая составляющая, частица души, которой у машины нет по определению.

Так что не останется мир без художников, литераторов, композиторов… хотя, скорее всего, в творчестве они всё активнее будут использовать компьютерные программы. А почему нет? 

-Недавно вы запустили онлайн-курс для подростков «Дверь в будущее». Какова его задача?

-Конечно, мы не претендуем на то, чтобы в рамках онлайн-курса научить старшеклассников основам новых специальностей. Однако мы рассказываем им, что меняется в той или иной отрасли экономики. А с помощью практических заданий помогаем составить индивидуальный учебный план для выбранной профессии. Ребята будут постепенно учиться выстраивать траекторию своего будущего: «Я хочу быть сити-фермером. Что мне нужно знать, чтобы стать успешным в этой области? Какие курсы следует прослушать? Как развить навык работы в команде? Может, записаться в спортивный или театральный кружок?» Вот это и есть дверь в будущее, которую каждый старшеклассник откроет самостоятельно. Важно понять, что человек будет востребован в любой отрасли, будь это педагогика или металлургия. Но если отрасль меняется, должен меняться и человек, ему понадобятся новые навыки. Учиться придётся всю жизнь.

Получается, «Атлас» — не догма, а руководство к действию?

-Бесспорно. Я семь лет пытаюсь убедить людей в том, что нужно готовить себя к тому, что будущее наступит очень скоро и кардинально изменит окружающую действительность. К слову, мы забываем вот ещё о чём: в ближайшие годы миллионы людей рискуют остаться без работы, потому что их профессии «уйдут на пенсию». И тем, кому 40-50 лет, придётся переучиваться, выбирать новую специализацию, искать себя в новой реальности. Очередная задача, которая стоит перед нашей командой, — создание «Атласа» для взрослых пользователей.