Директор престижной волжской школы – о «физмат»-талантах, детях богачей и важности ЕГЭ

2312
реклама

Завершается учебных год, затем, как всегда незаметно, пролетит лето, так что родителям будущих первоклассников самое время сделать окончательный выбор – куда отдать свое чадо и чему его учить. В Волжском немало интересных школ с самой разной «специализацией». Мы решили поближе познакомить читателей «ВП» с их методикой и «жизненной философией».

Сегодня речь пойдёт об очень особенном учебном заведении с углубленным изучением точных наук. О школе № 30 нам рассказал её директор заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Волжского Александр Чернов

Все ученики для нас равны

– Александр Филиппович, ваша школа известна своими достижениями не только у нас в городе и регионе, но также и во всей России. Значит ли это, что тут происходит нечто исключительное?

– Я эту школу открывал и скажу, что мы – обычное общеобразовательное учебное заведение. Просто с 2000 года у нас появились классы с углубленным изучением математики, физики и информатики. Началось это с прихода в наш педагогический коллектив двух преподавателей – математика Константина Борисовича Иванова и физика Ольги Михайловны Заборьевой. Постепенно приходили и другие учителя, которые и составили нашу нынешнюю команду. Всего у нас от 10 до 12 таких классов, в них мы принимаем мальчиков и девочек, заинтересованных в фундаментальном изучении математики, физики и информатики.

– В вашей школе учатся 1248 человек, а в спецклассах всего около 300 учеников. Значит ли это, что в «тридцатке» есть разделение на обычных и одарённых?

– Для нас все дети равны, просто учатся они по разным программам. И, кстати, ребята из обычных классов, наоборот, тянутся к этим ученикам. Понимать математику или физику дано не всем, но ведь художников, например, ещё меньше. Так что всё честно. Мы обыкновенное заведение и принимаем тех, кого положено. А на свободные места в этих специальных классах берём тех, кто заинтересован в получении физико-математического образования.

– А как кратко описать это «углубленное обучение»?

– Начиная с 5 класса мы начинаем комплектовать общеобразовательные и физмат учебные группы. С 7 класса у нас уже имеются официальные программы с углубленным изучением математики, и там для этого отводится больше часов. Если в обычном классе 5 часов математики в неделю, то в специальном их в 2 или в 2,5 раза больше. Кстати, в прошлом году Министерство образования решило изменить Положение о классах с углубленным изучением физмата и сделало его федеральным образовательным стандартом, теперь это называется технологический профиль. И здесь упор не на физику с математикой, а смещение приоритета в сторону информационных технологий.

Нагрузки выдерживают не все

– Попасть в эти особые учебные группы, наверное, очень непросто…

– На самом деле попасть в них нетрудно, а вот удержаться – это уже сложнее. Если обычный класс – это 5 часов математики, три алгебры и две геометрии, то в специальном – 8. Плюс к этому добавляются ещё ИГЗ – индивидуальные групповые занятия, на них работает весь класс, и получается уже не 5, а 10 часов. Потом ещё одна нагрузка – олимпиады, которые не имеют почти никакого отношения к учебной программе. Это сложное испытание, и там много задач на сообразительность, их не решить без необходимой базы, но и одной базы недостаточно. И мы готовим к этим олимпиадам наших ребят на специальных занятиях. Потом призёры либо поступают в вуз на бесплатной основе, либо получают за это дополнительные баллы.

– Как оказываются здесь ученики из других заведений, которые хотят серьёзно заниматься этими предметами в вашей школе?

– Летом у нас 4 раза происходит тестирование. Например, ученик желает попасть в 6 или 9 класс. Он выполняет наше задание, затем преподаватель вместе с его родителями разбирают этот тест, и сообща делается вывод о том, нужна ли ему учёба в нашей школе. Бывает так, что люди проходят этот экзамен, но дальнейшие испытания не выдерживают. В прошлом году тестировался ученик из Волгограда, пришёл в 9-й класс, один день посидел на уроках и исчез. Другой побыл у нас чуть больше недели и тоже пропал, испугался нагрузки. А большинство ребят «упираются» до конца.

– А как вы относитесь к тому, что вашу школу многие называют элитарной?

– Наша элитарность только в том, что наши ученики очень много работают. Конечно, они современные люди и, подобно всем миллениалам, так же любят всё то, что и положено им в их возрасте. Но у наших ребят до крайностей не доходит, им времени просто на это не хватает. И ещё, у нас нет здесь детей особо богатых людей. Я думаю, наша школа им ни к чему, они могут себе позволить дать образование своим чадам и каким-нибудь другим, более щадящим образом. У нас учатся те люди, которые надеются благодаря полученным у нас знаниям добиться чего-то в жизни.

МГУ не предел мечтаний

– Как устраиваются ваши воспитанники после окончания школы? Куда они поступают?

– В основном это вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Ежегодно 5–6 человек в Высшую школу экономики поступают, МГУ – это тоже уже не предел мечтаний. У одного нашего парня была заветная мечта – поступить в МИФИ, но туда он не попал, поступил в МГУ и поначалу был очень этим расстроен.

– У вас очень долгая и успешная карьера в сфере образования. Сравните, пожалуйста, нынешнюю и советскую системы обучения

– Я бы не сказал, что между ними есть большая разница. Конечно, изменилась система оценок. Но ведь и прежде тянулись за общим баллом аттестата и медалью. И сейчас то же самое. Экзамен сейчас стал несколько другой, но ЕГЭ позволяет поступить в вуз без денег. Нынче везде поставили камеры, всё довольно жёстко контролируется. Раньше была такая шутка – чем дальше от Москвы, тем лучше результат экзаменов. Но сейчас порядок наводится. На мой взгляд, эта система работает и почти не оставляет шансов для коррупции. Можно её ругать, но если вернёмся к старой, то 50 процентам выпускников не хватит денег на поступление. Перспективы у этой системы есть, и её ещё будут реформировать. Первые выпускники наугад ЕГЭ сдавали, помню, в вечерней школе выходит с экзамена парень, его спрашивают – ну как? Он говорит: а что там такого? Ну поставил крестики где-то… Сейчас уже всё отработано, и надо решать по-настоящему. В гуманитарной сфере, может, и есть какие-то сложности при сдаче ЕГЭ, а в математике надо только решать. В точных науках – это благо.

– Каковы ваши планы на будущее?

– Менять общее направление нашей деятельности мы не намерены. Будем продолжать работать в комплексе: готовить детей к жизни, учить предметам и воспитывать из них настоящих людей. Сама жизнь доказала, что выбранная нами установка – правильная. Потребность в такого рода образовании была, есть и будет всегда. Среди учеников всегда будут 15-20 процентов от общей массы способных учиться по нашей методике. Кстати, даже пандемия доказала нашу правоту. Когда она началась, у нас уже был опыт дистанционной работы, имелись наработанные электронные ресурсы, часть детей к тому времени уже проходили обучение в таком режиме. В школе уже 6 лет есть площадка ЦДО (центр дистанционного обучения). И грянувшая напасть нас врасплох не застала, только психологически было немного сложно. Так что, мы на правильном пути.