Дирижёр с саксофоном: волжанка аккомпанировала хищникам братьев Запашных

1479
реклама

Состоялся первый после долгого перерыва концерт духовой группы Волжского концертного оркестра. Место за дирижёрским пультом заняла солистка оркестра, ученица Виктора ДЕВОЧКИНА Татьяна ЛЮБИМОВА.

ДИРИЖЁР С САКСОФОНОМ

В коллектив она пришла четверть века назад – студенткой музыкального колледжа. Основы дирижёрской профессии изучала в вузе, перенимала приёмы у коллег по музыкальному цеху. Гордится тем, что однажды, много лет назад, на своём творческом вечере маэстро Девочкин на время доверил ей дирижёрскую палочку. И всё же назначение стало для Татьяны полной неожиданностью. «В моей жизни было немало форс-мажорных ситуаций. Думаю, это жизнь проверяет меня на прочность. Справлюсь. Я считаю, что одно из важнейших качеств музыканта – умение не терять самообладания. Что бы ни случилось».

Вот какие форс-мажоры случались в жизни Татьяны.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД

– Однажды концертный оркестр выступал на сцене Дворца культуры ВГС. И во время исполнения одного из номеров откуда-то из-под потолка вдруг сорвался тяжеленный кусок декорации и обрушился между дирижёрским пультом и первыми скрипками. Зал дружно ахнул, музыканты побелели, но… продолжали играть. А Виктор Иванович, не переставая дирижировать, подцепил эту конструкцию и отволок за кулисы. Восхищённая публика устроила нам овации, кричала «браво» и «бис», а мы с опаской посматривали наверх. К счастью, это был последний номер программы и последний форс-мажор того вечера.

САМЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ ЗРИТЕЛЬ

– Шёл концерт на пленере – в уютном дворике филармонии. В одном из номеров я солировала, играла заводную мелодию. Зрители, поднявшись из-за столиков, пустились в пляс. И вдруг вижу: один из меломанов, пожилой интеллигентный мужчина, танцует прямо ко мне! Что-то горячо говорит, не прерывая танца. Представляете? А я стараюсь не сбиться с ритма. Отодвигаюсь от мужчины вместе с саксофоном, улыбаюсь в коротеньких паузах – мол, всё хорошо, так и задумано по сценарию. Одним глазом смотрю на дирижёра, вторым – на гиперактивного зрителя: что ещё от него ожидать? Понимаю, что он о чём-то просит, но вот о чём? Хорошо, Виктор Ивановичуслышал: «Товарищ хочет, чтобы ты на бис исполнила его любимую композицию!».

Что делать, сыграли мелодию по просьбе зрителя. Он был счастлив.

И КЛЮЧ ОТ СЕЙФА,ГДЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЛЕЖАТ

–Эта история случилась, когда я работала в оркестре Волгоградского цирка. Музыкальные инструменты не любят, когда их возят в битком набитом транспорте, носят в мороз или в дождь по улицам. И потому мы с коллегами стали оставлять их в сейфе на работе – до очередной репетиции или выступления.

Но однажды меня попросили принять участие в новогоднем концерте в Волжском. Я не раздумывая согласилась: времена были непростые, и каждой подработке я была рада. О внеплановом концерте узнала утром, в день выступления. А инструмент-то в Волгограде! Поехала в цирк, попросила на вахте ключ от гримёрки и… только тут поняла, что единственный ключ от сейфа – у дирижёра. Дозвониться ему не смогла. Выручил знакомый, сумевший раздобыть саксофон. На концерт прибежала за несколько минут до начала.…

А вы можете представить себе, что это такое – играть на чужом инструменте? Всё равно что сесть за руль не своего автомобиля. Несколько драгоценных минут я потратила на знакомство с саксофоном: постаралась с ним подружиться, узнать все его сильные и слабые стороны. Очень волновалась, но инструмент не подвёл. Коллеги сказали, что играла я очень хорошо. Наверное, от страха.

ЛЬВЫ-ДЖЕНТЛЬМЕНЫ И СТРАУС-БЕГЛЕЦ

– Работа в цирковом оркестре была непростой и довольно специфической, но мне нравилась. Коллектив подобрался дружный, азартный, трудности мы переживали с улыбкой .Помню, в морозы в цирке отключили отопление, публика сидела в шубах, а музыканты натягивали фирменные кители поверх курток и пальто.

Страшно мёрзли, но в первую очередь старались отогреть инструменты.…

В цирке форс-мажоры случаются постоянно: то у жонглёра трюк не получается, то четвероногие артисты выступать отказываются. Цирковые на арене выкручиваются – и мы работаем по ситуации, импровизируем. Зато мы гордились тем, что знакомы со всеми цирковыми звёздами. За пять лет, что трудилась в цирке, я посмотрела выступления самых лучших российских мастеров арены.

Буквально влюбилась в Запашных. И не я одна. Эдгард весь оркестр очаровал: добродушный, открытый, никакой «звёздности» в нём не было. А какие холёные у него хищники! Мы с открытыми ртами смотрели, как на манеж вынесли подносы с мясом, а львы и тигры вместо того, чтобы наброситься на угощение, лениво лизали эти куски… С Запашными работать было интересно, и музыкальный материал у них в аттракционе оригинальный.

А вообще в цирке случалось всякое. Однажды у дрессировщика сбежал страус. Помню вжавшуюся в стену билетёршу, мимо которой пронеслась «птичка» весом в сотню килограммов. Ещё случай: медведь решил «прогуляться», каким-то образом выбрался из клетки, добежал до фойе и, вынеся одно из стеклянных окон, стал бегать по площади перед цирком.. К счастью, далеко не ушёл, поймали, вернули в клетку.

А самое сильное впечатление осталось от аттракциона с участием яков. Это со стороны кажется, что они ленивые и неповоротливые. Когда на арене подрались самцы,, шум стоял жуткий.. Два мощных зверя ревели,, били копытами,, сходились в поединке… Набежали цирковые с брандспойтами и пистолетами – какое там! Яки в ярости никого не слушали и не боялись..

Хоть оркестровая площадка и находится на двухметровой высоте над ареной – но всё равно было тревожно:: если такая махина бросится вверх по ступенькам,, сметёт музыкантов вместе с инструментами. Только когда между яками установили огромные фанерные щиты,, они немного успокоились и позволили увести себя с арены.

Вот такие «зверские» впечатления остались о работе в цирке..

О НОВОМ СЕЗОНЕ

– Все секреты раскрывать не стану. Собираюсь экспериментировать. Волжан ждёт более близкое знакомство с солистами оркестра.

Например, на первом концерте наш ударник Владимир ЕЖОВ не только играл,, но и пел.. Сюрпризов в новом сезоне будет немало..