Автор популярных детективов рассказала,почему любит писать о «зле в маленьком городе»
В море детективов, которыми наводнены сегодня полки книжных магазинов, трудно найти «своего» автора. Я нашла: однажды открыла наугад роман о приключениях двух частных сыщиков, Макара Илюшина и Сергея Бабкина. И поняла, что не хочу выпускать его из рук, пока не доберусь до последней строчки. Истории Елены МИХАЛКОВОЙ – больше, чем детективы. Они о жизни, о любви, об ошибках и находках.
Елена Ивановна согласилась ответить на несколько вопросов журналиста «Волжской правды».
«Флегматично набираю лишний вес»
– Чем вы занимаетесь во время режима самоизоляции?
– Ответ, который хотелось бы дать, звучал бы так: занимаюсь саморазвитием, читаю в оригинале английских поэтов, музицирую, смотрю классику мирового кинематографа. Правдивый же ответ таков: много ем, ещё больше сплю, смотрю комедии и в окно. Флегматично набираю лишний вес и каждое утро рассказываю себе о необходимости самодисциплины. Эти рассказы меня очень поддерживают: я даю себе обещание начать новую жизнь с понедельника, но поскольку на карантине все дни перепутались, понедельник всё никак не наступает.
– Как вы придумали главных героев своих детективов – частных сыщиков Сергея Бабкина и Макара Илюшина? И почему герои ваших книг – мужчины, а не женщина? Есть ли у них реальные прототипы?
– И у Илюшина, и у Бабкина есть прототипы. Вернее было бы сказать: люди, воспоминания о которых и вызвали в моей голове образы двух сыщиков. Представьте, что вы смотрите на тени деревьев и видите в них, допустим, чудовищ. Деревья существуют в реальности, и тени существуют, а вот чудовищ вы выдумали – но без деревьев и теней их не было бы. Так же и с Бабкиным и Илюшиным. Вряд ли те, кто знаком с прототипами, смогли бы опознать в них моих литературных персонажей. Сперва были придуманы сыщики, а потом уже – расследования, за которые они берутся. У меня и мысли не было сделать женщину главной героиней. Я знала, что, помимо истории расследований, хочу писать историю о дружбе – о дружбе людей настолько непохожих, что не понятно, что их вообще может объединять, кроме совместной работы. В роли своих героев я сразу видела мужчин.
– Не боитесь, что однажды тема мужской дружбы и совместных расследований себя исчерпает?
– Нет, в этом случае мне интереснее копать вглубь, чем вширь. К тому же, передо мной стоят симпатичные примеры, и говорят эти примеры о том, что ни Эркюль Пуаро, ни мисс Марпл, ни Шерлок Холмс с Джоном Ватсоном, ни комиссар Мегрэ себя не исчерпали, и читатели были бы только рады, если бы эти персонажи продолжали расследования. Об этом же косвенно говорит и успех фанфиков по Шерлоку Холмсу.
«Никогда не была серьёзным человеком»
– Вопрос, который многие писатели не любят, но зато очень любят читатели: как рождаются сюжеты историй?
–Каждый раз по-разному. Именно поэтому трудно отвечать на этот вопрос: на него нет правдивого, однозначного ответа. Иногда какая-то деталь цепляет, точно крючком, и тянет за собой сюжет. Иногда сюжет закручивается вокруг истории знакомого человека, и вовсе не обязательно она должна быть детективной – даже, как правило, нет. Бывает,что сюжеты приходят в снах.
– Как вы – серьёзный человек,юрист, вдруг стали писать сценарии для детских передач?
– Я, слава Богу, никогда не была серьезным человеком. К сценаристам меня привела случайность, но мне очень нравилась моя работа. Ведь, по сути, я делала тоже, что делаю и сейчас: рассказывала истории. Только аудитория моя была не взрослая, а детская. Детям, кстати, рассказывать увлекательные истории намного труднее, и если вы можете удержать их внимание, считайте, что с взрослыми у вас тоже получится.
– Как вы написали первый в своей жизни детектив?
– Мы спорили с мужем: он утверждал, что если автор детектива – женщина, ему практически всегда раньше времени удается определить преступника; я настаивала, что это совпадение. В какой-то момент родилась идея: я пишу детектив, а мой муж пытается угадать злодея до развязки, и если я побеждаю, то мой выигрыш – бутылка ликера «Бейлиз». Сейчас эта затея кажется чудовищно самонадеянной. Но ведь меня никто не спрашивал: умеешь ли ты писать детективы, получится ли у тебя? Первая книга выросла из ерунды, из спора, из азартной борьбы– подумать только! – за бутылку слишком приторного ликера. Иногда мне кажется, что многие серьезные вещи неплохо бы начинать с шутки. Свой детектив я написала легко и быстро. В его основу легли впечатления от неудачной поездки в Турцию. Он издается до сих пор и называется «Жизнь под чужим солнцем».
– В одном из интервью вы сказали, что вам не жаль, когда погибают ваши книжные герои, потому что вы не привязываетесь к ним. Это в самом деле так?
– Конечно, привязываюсь. Я провожу со своими персонажами в общей сложности около полугода, как минимум. Даже к таракану за такой срок и то прикипишь душой, а тут живой человек.
– Какая из ваших книг далась вам сложнее всего и почему?
–«Нет кузнечика в траве». Потому что это детектив о чистой,беспримесной жестокости. Но эта книга должна была появиться. Ненаписанные, едва проявившиеся сюжеты – как пробка в кране: больше оттуда ничего не польется или просочится лишь слабой струйкой. Вам нужно выдернуть затычку,а для этого необходимо записать историю в том виде, в котором она пришла. У меня это была история о ребенке, который научился бороться с чудовищем, сумев не стать одним из них (чаще, как мы знаем, случается наоборот). И о том, что случилось с этим ребенком, когда он вырос.
«Любая жестокость отвратительна»
– Как автор детективов вы часто изображаете людские пороки. Какой из них считаете самым страшным?
– Выше мы заговорили о жестокости… Любая жестокость отвратительна, но жестокость по отношению к слабым кажется мне отвратительной вдвойне. И, конечно, к животным.
– А вам встречались в жизни такие же неприятные люди, как злодеи из ваших книг: Мансуров в романе «Самая хитрая рыба», Юлия в «Тёмной стороне души», Мария Томша в «Рыцаре нашего времени»?
– Конечно, встречались. Они встречались и вам, просто у них не было возможности себя проявить. Человек разворачивается в подходящих обстоятельствах. Всё, что я делаю – это создаю для персонажей такие декорации, чтобы им было проще себя показать в полный рост, во всей красе.
– Какой поступок вы не сможете простить людям?
– Простить, наверное, смогу любой. Со временем. Другое дело, что некоторые поступки меняют образ человека, и выясняется, что долгие годы вы имели дело с воображаемой персоной. А человек-то – совсем другой, и тот поступок, который кажется нам дурным, для него самый что ни на есть естественный. Вот когда это понимаешь, дальше нет смысла общаться. Но обида здесь ни при чем.
– Как-то в интервью вы сказали,что одна из ваших любимых тем – зло в маленьком городе. А почему не в большом?
–Маленькие городки – это совсем другая жизнь. Здесь теснее связи и больше мусора заметено под ковёр. А для писателя детективов нет большего удовольствия, чем рыться в этом мусоре.
– Когда вы начинаете работу над книгой, сразу знаете, кто будет убийцей? Или в процессе написания может что-то измениться?
– Сначала я рисую схему, на которой отражены взаимоотношения персонажей и все их действия. Вопрос, кто убил и почему– главный вопрос детектива, и я не начинаю работу, не ответив на него. Я знаю авторов, которые приступают к книге, понятия не имея, о чем она будет. Но для детектива, на мой взгляд, нужен жесткий каркас, иначе есть риск запутаться в сюжете, персонажах, мотивах и так далее. Я, скорее, напоминаю садовника, который устанавливает опору, а затем пускает по ней вьющиеся растения.
– Ваши коты и пудель помогают вам в творчестве или просто украшают собой пространство?
– Животные не просто украшают – они гармонизируют пространство. А гармония идет на пользу любому человеку, не только тому, кто убивает людей в книгах.
– Самый необычный отзыв, который вы получали?
– Предложение руки и сердца от человека, который прочёл детектив, но никогда со мной не встречался.
– О чём будет ваша новая книга?
– Как ни странно – о любви.
Справка «ВП»
Елена МИХАЛКОВА – писатель, автор детективов. Окончила юридический факультет Новгородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, после чего несколько лет работала по специальности. Писала сценарии детских телепередач в соавторстве с известным поэтом, драматургом, сценаристом Андреем Усачёвым. Рукопись первого детективного романа отправила в издательство её мама. Сегодня опубликовано уже более 30 книг. По романам о расследованиях частных сыщиков Сергея Бабкина и Макара Илюшина снято несколько телесериалов.
Фото: Ольга Филонова, Ольга Паволга. А также с сайта Кино-театр. Ру и со страницы Елены Михалковой в соцсетях.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru