Хотел быть военным юристом, а стал педагогом: первая частная школа Волжского отмечает 30-летие

1400
реклама

Учить английскому языку с первого класса, а русский подключить только во втором. Пробовать американскую методику обучения, где физика и химия – на иностранном. Поднять из руин здание детского сада и получить первую лицензию частной школы в области. Все это удалось волжанину Валерию Ломакину, опыт которого до сих пор изумляет многих коллег.

Из армии отпрашивали ученики

О том, что в городе есть частная школа, где дети «усиленно» учат английский язык, знает практически каждый. И вроде бы вот только вчера был первый выпуск, а прошло, оказывается, больше четверти века. Кто же этот человек, которому оказалось под силу в нашем маленьком городе поднять и удержать такой непопулярный бизнес?

Итак. Знакомьтесь. Валерий Ломакин. Сам он признается, что никогда не хотел быть учителем, а уж о собственной школе и речи не шло. Сегодня же он не представляет свою жизнь без звонка на урок и гомона детей в рекреации.

– После школы обязательно надо было куда-то поступить. Совершенно не хотел проходить срочную службу. Хотя мечтал стать военным юристом. Даже поехал поступать. Успешно прошел вступительные испытания, но медики, увы, меня комиссовали. Подвело зрение, – признается Валерий Васильевич. – Деваться некуда, пошел туда, где экзамены были такими же, как на юридическом факультете, – историко-филологический факультет пединститута.

По окончании вуза молодому специалисту необходимо было отработать три года по распределению. Отрабатывать пришлось в школе № 22 города Волжского, там, где когда-то студентом проходил практику. Первые впечатления от работы были яркими, интересными, но о серьёзной учительской карьере как-то не думалось. Пройдет три года – и ты в свободном поиске.

Через полгода молодого учителя призвали в армию.

– Как-то штабные офицеры сказали, что из Министерства обороны сообщили, что мои четвероклашки написали письмо с просьбой как можно скорее вернуть им их учителя и классного руководителя, – улыбаясь вспоминает директор «Русско-американской школы». – И я, отслужив положенное, вернулся.

Вернулся в ту же 22-ю школу, теперь уже с сознанием того, что учительская работа – дело мужское. Работал учителем русского языка и литературы до самого начала 90-х, когда запахло свободой и стало понятно, что наступило твое время, время делать дело.

Выбитые окна и лед на стенах

Сам он признается, что совершенно не считает эти времена «лихими». Горбачевские перестройка и гласность открыли для страны и ее граждан новые горизонты возможностей, и 90-е годы просто обязывали эти возможности реализовывать. Каждый по-своему.

– Люди массово занялись бизнесом. Как грибы, росли кооперативы и коммерческие товарищества. Идея создания частной школы была актуальна. От идеи до воплощения – месяц, и вот получено свидетельство о государственной регистрации СТ «Советско-американская школа». Мы привезли в город уникальную американскую программу «Школа Завтрашнего Дня». Оставалось дело за малым: найти помещение, собрать учителей и пригласить учеников.

Первое помещение для будущей школы – арендованные площади в 35-й школе. Педагогов найти удалось достаточно быстро. Теперь главное – набрать первый класс.

– Мы дали маленькое объявление в «Волжской правде» о том, что вот-де появилась в городе альтернативная школа, которая приглашает всех желающих на собрание в ДК «Молодежный». Помню, как мы волновались: придут люди или не придут, к тому же дождь зарядил. Каким же было наше удивление, когда зал заполнился! – продолжает Валерий Васильевич.

2 декабря 1991 года в Советско-американской школе начался первый учебный год. Очень быстро пришло понимание, что надо расширяться. Спрос на школу был так велик, а помещения были так тесны, что начался поиск отдельно стоящего здания. Детский сад «Сказка» прекратил свою деятельность в 1989 году, а здание представляло собой жалкое зрелище: окна выбиты, крыша течет, отопление разморожено, на стенах и потолках – ледяные глыбы.

Глава города (в то время председатель исполкома) Л. М. Кириченко, к которому обратились учредители школы, пытался отговорить настойчивых бизнесменов от идеи «поднять» это здание, мол, это осилить не может даже городское хозяйство. Но все же подписал постановление о безвозмездной аренде здания.

А дальше были поиски финансов для реконструкции и капитального ремонта здания бывшего садика, встречи с директорами заводов, с крупными предпринимателями.

– Мы успели до приватизации предприятий, когда директор сам решал, дать денег или отказать. Кроме того, получили ссуду от города. Первое, что сделали, – проект по реконструкции садика в школу, монтаж отопления, водоснабжения и канализации, крыша, окна, ремонт внутренних помещений, – и в 1992 году школа переехала на новые площади, – вспоминает Валерий Ломакин.

По сути, это был большой эксперимент, в котором участвовали учителя, ученики и родители. Пересматривалась программа, вводились новые предметы, шел непрерывный поиск новых форм и содержания школьного образования. Но очень быстро пришло осознание того, что школе быть, она динамичная, перспективная, о чём говорила и насыщенная школьная жизнь, и растущий спрос на ее предложение.

– В 1997 году мы поняли, что нам нужна государственная аккредитация, чтобы выдавать своим выпускникам аттестаты государственного образца. Но процедуры аккредитации в нашей области еще не было, никто не знал, как это проводить. Мы предложили областному Комитету образования обкатать методику на нашей школе. Так мы стали пионерами и площадкой для отработки навыков специалистов комитета. Пройдя все испытания, мы получили Свидетельство о государственной аккредитации № 1 и сразу же заказали гербовую печать, – говорит директор школы.

Комфорт – залог успеваемости

С 2000 года начались первые выпуски. Ученики Русско-американской школы (переименование произошло в 1999 году) успешно поступали в столичные вузы, а также в зарубежные университеты. География выпускников школы обширна: закончив вузы, они живут и работают не только в России.

К этому времени некогда заброшенное здание превратилось в учреждение с современными помещениями, оборудованными одноместными партами, компьютерами и проекторами, с собственной кухней и столовой, медкабинетом, актовым и спортивным залами, гардеробом с индивидуальными шкафчиками. Во дворе школы построены футбольное поле, площадка, где можно играть в баскетбол или волейбол.

– Что нужно для того, чтобы школа была успешной? – задает сам себе вопрос Валерий Васильевич. – Надо решить три главные задачи: во-первых, нужно собрать квалифицированный педагогический состав; во-вторых, создать хорошую материально-техническую базу; в-третьих, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса, чего не бывает без строгих дисциплинарных требований. Вот и все. И мне кажется, наша школа вот уже много лет неплохо решает эти задачи.

Редакция нашего издания поздравляет Русско-американскую школу, ее коллектив, учеников, выпускников, родителей с 30-летием и желает процветания на благо нашего города!