Искатели «Жемчужин»: как воспитать чемпионов знают танцоры Игорь и Марина Печёновы

1414
реклама

И ошибётся. Потому что в школе №24 уже 12 лет проходят занятия танцевально-спортивного клуба «Жемчужина». Его руководители – танцоры международного класса, судьи всероссийской категории Марина и Игорь Печёновы. Пары, подготовленные педагогами-профессионалами, — постоянные участники соревнований различного уровня. — И ни разу не возвращались без наград! — с гордостью говорит Марина Печёнова. — Наши ученики выигрывали и чемпионат Южного федерального округа, и первенство Краснодарского края, и чемпионат Ростовской области — и это лишь малая часть их достижений. А совсем недавно на турнире «Олимпийские надежды Поволжья» наши пары заняли три первых места, два вторых и два третьих.

«Не партнёра выбираешь — судьбу»

С Мариной Геннадьевной мы беседуем в паузе между занятиями в актовом зале, превращённом стараниями «Жемчужины» в студию для занятий с паркетом и зеркальной стеной.
— Я в первый раз на паркет тоже вышла в школе, — рассказывает Марина Печёнова. — В волгоградской школе №31, где я училась, был танцевальный кружок, и, однажды, я решила туда записаться. Правда, посещала его недолго. А лет в 13 сделала вторую попытку: поступила в ансамбль бального танца «Современник» при Дворце культуры им. Ленина. Там работала Нина Борисовна Косова, профессиональный педагог и замечательный человек. Именно она и дала мне дорогу в жизнь. Да что там! Благодаря «Современнику», я и судьбу свою встретила — мой будущий муж тоже занимался в этом ансамбле. И не только мы — многие танцевальные пары вступали в брак. И это логично: ведь партнёров по танцам подбирают не только по росту, но и по темпераменту, даже по интересам. Вот и получается, что в танцах выбираешь не только пару, но и судьбу.
А вас с Игорем Владимировичем тоже Нина Борисовна поставила в пару?
-Вовсе нет! Игорь стоял в паре с другой партнёршей, так что у нас нетипичная история. А мой партнёр по танцам был на 14 лет старше меня, он работал на заводе «Красный Октябрь», а после смены спешил на занятия. Наверное, я бы и дальше с ним танцевала, если бы вдруг не встретилась взглядом с Игорем и не поняла: «Да это же моя половинка!» И у него, как выяснилось позже, мелькнула та же мысль. Это было большой неожиданностью не только для нас, но и для наших товарищей: только на днях едва друг друга замечали — и вдруг объявляем, что собираемся пожениться. И только после того как мы стали мужем и женой, нас
поставили в пару.
И «дотанцевались» мы до того, что решили сменить профессии: я «в прошлой жизни» была продавцом-консультантом промтоваров, супруг — военным поваром. Но мы уже не представляли, как можно жить без танцев.
Бегуны на длинную дистанцию
— А как вы попали в Волжский?
-Благодаря Анатолию и Алле Хачиперадзе — они создали во Дворце культуры «ВГС» ансамбль бального танца «Импетус» (это название фигуры медленного вальса) и пригласили нас поработать вместе. Мы согласились. Какое-то время продолжали совмещать участие в соревнованиях (получили наивысший уровень по тем временам — зондер класс) и преподавательскую работу, а потом окончательно «ушли с паркета».
— Почему?
— Дочь начала серьёзно заниматься танцами, и мы поняли, что «Боливару не снести троих»: танцы очень дорогое удовольствие. А Иришка делала большие успехи, мы и решили, что её победы важнее. И не спрашивайте, жалела ли я об окончании танцевальной карьеры… Мне ведь было всего 33 года… Однако выяснилось, что учить ребят правильно двигаться, быть пластичными — замечательная профессия. Потом Алла и Анатолий уехали в Италию, оставив ансамбль нам с Игорем — так появилась «Жемчужина». До сих пор с благодарностью вспоминаю директора ДК «ВГС» Юрия Фёдоровича Княжева: он был руководителем от бога, старался создать благоприятные условия для народных коллективов, во многом шёл нам навстречу. Так мы и трудились — сначала во Дворце, потом в школе №24. Занимаются у нас ребята с 5 до 16 лет.
— Говорят, что в студию бальных танцев нужно приходить со своим партнёром — иначе не запишут, потому что мальчиков не хватает.
— Бывали времена, когда, наоборот, мальчикам приходилось выписывать партнёрш из других городов. Партнёра найти можно, куда сложнее изменить отношение современных подростков к танцам. Почему-то считается, что это не мужское занятие. Очень даже мужское! Где, как не в танцевальной студии, мальчиков учат правилам этикета и общения — словом, учат быть мужчиной, рыцарем, защитником? Кстати, американские учёные пришли к выводу, что художественная гимнастика и спортивные танцы развивают интеллект.
И ещё танцы — очень хорошая зарядка, которая задействует разные группы мышц, развивает лёгкие. Танцоры — всё равно что бегуны на длинную
дистанцию: в день на занятиях приходится исполнять не менее 30 танцев по
полторы минуты каждый. Это очень тяжело.
«Инфицированные» танцами
— Многие уходят из студии?
— Если и уходят, то в первый год обучения, не выдержав «марафона». Продержался подросток два года — всё, он уже «инфицирован» танцами.
Хотя спортсменами становятся единицы, но любовь к вальсу, медленному фокстроту, румбе, джайву у наших учеников сохраняется навсегда.
— Нередко можно услышать от родителей: «Отдавать ребёнка в танцевальную студию — бесперспективно, чтобы стать чемпионом, нужно заплатить».
— Это не так. Да, мнения судейской коллегии (а оценивают пары от 7 до 13 членов жюри) могут разойтись: на паркете 12 пар, один судья увидел пару в начале танца, второй — в середине, третий — в финале. Если ты позволил себе расслабиться хотя бы на мгновение, это не оставят без внимания. Отсюда и оценки. От себя добавлю: никогда никому не платила ни копейки за результаты моей дочери.
— Ей удалось добиться успехов?
— Да! Мы с Игорем шутим, что у Иришки просто не было шансов не стать чемпионкой — с двумя-то личными тренерами. Поблажек мы ей никогда не давали, это так. Но успехов она добилась, в первую очередь, потому что дочь
— целеустремлённый человек. И заниматься танцами в детстве она решила сама. Какое-то время совмещала занятия в «Жемчужине» с уроками музыки и рисования, но постепенно отказалась от других увлечений, полностью посвятив себя танцам. Ира — вице-чемпион мира среди профессионалов. Правда, она уже завершила танцевальную карьеру, пошла по нашим стопам — учит танцевать мальчишек и девчонок, только в московском танцевально-спортивном клубе. Ирина не раз становилась чемпионом Москвы, бронзовым призёром чемпионата России по латиноамериканской программе.
— Вы много лет учите ребят искусству танца. А сами чему-то учитесь?
— Каждый день. Усложняется техника, в бальных танцах появляются элементы из рок-н-ролла и даже брейк-данса. Совсем скоро, например, в Подмосковье состоится большой семинар с участием педагогов из Италии. Будем учиться у них, а затем — воспитывать наших «жемчужинок».