Кинобаллада о Т- 34 – ремейк советского кинофильма «Жаворонок»

2020
реклама

Военный блокбастер с бесхитростным названием «Т-34» породил много дискуссий технического, художественного и политического характера. В плане же политическом интересно взглянуть, какие именно реальные события были положены в его основу.

Интересно, что его фабула повторяет сюжет советского фильма «Жаворонок», представленного на Каннском кинофестивале в мае 1965 года (хотя в общей канве повествования имеются определенные различия). Тогда военная тематика не слишком привлекала организаторов фестиваля, и никакими призами фильм не был отмечен. Зато в СССР его посмотрели более 30 миллионов зрителей. По утверждению создателей обоих картин, они основывались на реальных событиях, когда советским танкистам, попавшим в плен, удалось совершить побег на боевой машине. Тем не менее, историки до сих пор ведут споры, действительно ли такой побег советских танкистов из немецкого плена на «тридцатьчетверке» имел место в действительности – или же это только красивая легенда.

Впервые рассказ о побеге пленных советских танкистов на Т-34 с немецкого полигона – где на них испытывали новые снаряды – был обнародован в 1960 году. Тогда вышла в свет книга «Впереди – Берлин!» — последняя часть мемуаров генерала Николая Попеля, бывшего члена Военного совета 1-й гвардейской танковой армии. Согласно ей, на занятой частями армии в конце января 1945-го немецком полигоне Куммерсдорф были обнаружены советские танки, а в них – трупы военнопленных. После выхода книга секретарь парторганизации управления армии полковник Павел Павловцев напомнил, что в августе 44-го, на Сандомирском плацдарме за Вислой, к позициям 1-й гвардейской танковой вышел предельно истощённый советский танкист. Рассказал, что он из экипажа, сформированного немцами из военнопленных для испытания трофейного Т-34. Что танк их вырвался с «полигона Кунерсдорф» и шёл на восток, пока не кончилось горючее. Дальше пробирались пешком, добрался он один… Рассказал – и умер.

Павловцев доложил Попелю, что расспросил немцев, живших близ «полигона Кунерсдорф», и что двое из них подтвердили: да, такой случай был, в конце 1943-го. Т-34 дошел до местного концлагеря и разнёс его ограду, а потом, въезжая на мост, наткнулся на немецких детей, но не раздавил их! Выскочив из танка, русские прогнали детей и только тогда поехали по мосту. Потом их вроде бы всё же поймали и расстреляли…Историю о советском танкисте-капитане, уничтожившим немецких артиллеристов, широко озвученная комиссаром 1-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенантом Николаем Попелем, развил известный литератор Лев Шейнин в своем киносценарии «Ошибка генерала Гудериана», а затем по его стопам двинулись литераторы Сергей Орлов и Михаил Дудин. Их сценарий был более пронзителен и воплотился в фильм Никиты Курихина и Леонида Менакера «Жаворонок».

Поэт Сергей Орлов, воевавший в 1943-1944 году в танковом полку, загорелся идеей снять фильм о подвиге пленного танкиста. И в 1964-м, в соавторстве с другим поэтом-фронтовиком Михаилом Дудиным, написал сценарий кинофильма «Жаворонок». Фильм вышел на экраны 1 мая 1965 года. В титрах указывалось, что он основан на реальных событиях. Однако источник сведений Орлова и Дудина – лишь опубликованная ранее статья Миронова и книга Попеля. Фильм двух фронтовиков – художественное осмысление уже имевшихся версий.

Похожий сюжет с побегом пленённой немцами «тридцатьчетвёрки» и её экипажа фигурирует и в одном из эпизодов знаменитого польского сериала «Четыре танкиста и собака» (1966 г.). Только там танкисты – три поляка и грузин, а совершить побег им помогает разведчик капитан Клосс из «смежного» сериала «Ставка больше, чем жизнь» (1968 г.) .

Было ли это в действительности? Кто знает правду? В ГДР 1950-1960-х годов бытовала легенда о советском танке, угнанном военнопленными с испытательного полигона.  По сути, «Т-34» — это не ремейк «Жаворонка», но очередная версия той увлекательной, страшной и великолепной истории. Тот же остов. Но! Различаются нюансы, а также посыл и выводы. Иная эпоха.  «Жаворонок» — правдивое и жёсткое, но вместе с тем романтизированное кино 1960-х; «Т-34» — недурная попытка сотворить блокбастер со спецэффектами. «Т-34» – фильм режиссёра (он же и автор сценария) Алексея Сидорова (режиссер фильмов «Бригада» и «Бой с тенью»), уже собрал кассу и поэтому мнение автора статьи ему не повредит. Танки – образ могучий и беспроигрышный, мужчины обожают танки, а женщины обожают танкистов. Одним из главных героев обоих фильмов является легендарный Т-34. Об этом танке написано много книг и снято много фильмов. Все те, кому сегодня под 60 лет, помнят, как вымирали дворы советских городов, когда из окон начинала звучать вступительная баллада польского сериала «Четыре танкиста и собака» (1966г.) Т-34 с башенным наименованием «Рыжий» был практически равноправным героем фильма.

И всё-таки интересно порассуждать, какое место в истории кинематографа занимает именно эта современная кинокартина «Т-34». О последней стоит сказать особо, так как дело уже не столько в технике, больше в идеологии. Фильм «Т-34» снят с красивыми спецэффектами, компьютерными боями… И полным отсутствием логики в действиях героев, глупыми врагами, которых можно обвести вокруг пальца, актёрами, которые говорят и действуют, как в бандитских сериалах. Концовка просто шокирует: офицер-танкист Коля Ивушкин, бывший узник, три года пробывший в плену и совершивший семь неудачных побегов, тогда как за один-единственный обычно забивали насмерть, протягивает руку своему палачу – штандартенфюреру гестаповцу Клаусу Ягеру. 

Впрочем, Клаус тут же рухнул с моста, а всё остальное придумал сценарист (всё тот же режиссёр Алексей Сидоров) представил это в виде аристократической дуэли на старом немецком мосту. Эсэсовец  Клаус Ягер кидает перчатку другому простолюдину – Николаю Ивушкину и начинается поединок на танках. Побеждённый фриц протягивает руку «ивану» — прощальный жест пруссака-романтика. Это столь глупо, что само повествование фильма оставляет только вопросы у тех, кто служил в танковых войсках или принимал участие в боевых действиях, а локальных военных конфликтов у советско-российских силовиков хватает – «Афган», «Чечня», «Осетия», «Донбасс», «Сирия»….

Вернемся к боевым действиям, показанным в фильме «Т-34».

Сначала одинокий русский танк под командованием лейтенанта Николая Ивушкина почти справился с целой немецко-фашистской танковой ротой (1941). Потом мы переносимся в немецкий концлагерь (1944), где в полном составе оказался танковый расчёт Ивушкина. Неугомонный Клаус опознаёт своего противника и поручает ему освоить – на полигоне, который удачно расположен прямо возле лагеря, — захваченный русский танк. Танк припёрли с фронта в Германию, не удосужившись вынуть трупы бойцов. Стало быть смышлёный экипаж заворачивает трупы вместе  с обнаруженными в танке снарядами, просит захоронить бойцов достойно и таким образом прячет снаряды за территорией лагеря. Тупость немцев из фильма Алексея Сидорова «Т-34» начинает превышать даже послевоенные фильмы 1940-х годов, когда все немцы были дураки, а русские – умные. Поэтому зрители сериала о разведчиках «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.) для себя неожиданно открыли, что товарищ Штирлиц по уму ничем не уступает своим немецким врагам. Заключительные титры любого фильма – это особый момент. 

Авторы «Т-34» смогли не завалить финал, что опять-таки большая редкость. Под знакомую песню Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» нам показывают дальнейшую судьбу героев: пахарь Василёнок  возвращается в родную деревню, охотник Волчок – в свою тайгу. Ивушкин с молодой женой – к интеллигентной маме в симпатично обставленную комнату, а Ионов становится художником, но не простым – он пишет фрески в храме. 

Не рано ли домой собрались, товарищи, войне ещё почти год длиться. Но отсутствие логики и отказ от помощи военных консультантов (мол, продюсеру виднее) – главное отличие недавних фильмов от советских картин, где есть истинные шедевры: тот же «Жаворонок» (1965 год), по мотивам которого снят «Т-34» или «На войне как на войне» (1968 год), где показаны взаимоотношения реальных людей. Видимо, дело в том, что то кино делали бывшие фронтовики, а актёры, если сами и не были на передовой, хорошо представляли, как воевали их отцы. 

Говоря о музыке в фильме, то меня как зрителя поразило то, что над картиной «Т-34» трудились четыре композитора. Это беспримерно. И непонятно зачем: всё равно запоминается лишь старая песня Вениамина Баснера и Михаила Матусовского, процитированная на финальных титрах фильма.

Снимать ремейки – тоже примета времени, а потому люди старшего поколения хорошо помнят чёрно-белый советский фильм «Жажда» (1959 г.), в котором рассказывается как летом 1941 года во время окружения Одессы немецко-румынскими войсками в селе Беляевка была захвачена насосная станция, снабжающая город питьевой водой. Выдача воды одесситам осуществлялась по карточкам и город изнывал от жажды. Для того, чтобы отбить станцию был сформирован специальный отряд, который проник в тыл врага и на некоторое время восстановил водоснабжение Одессы и жители смогли сделать запас питьевой воды. Фильм очень сильный и не оставляет безразличным зрителей. Аналогичный ремейк на эту тему с точно таким названием был снят в 2011 году. Сравнивать довольно сложно. Ещё один пример. Фильм «Третий тайм» (1962 г.)- современный аналог «Матч» 2012 года  о трагической судьбе футболистов киевского «Динамо», которые в 1942 году на матче по футболу со сборной вермахта в оккупированном Киеве одержали победу.

Российское кино широко эксплуатирует военную, космическую или спортивную тематику родом из СССР. Обвинять наших деятелей кино в том, что они бесконечно обращаются к славному советскому прошлому – глупо и бестактно. Это общемировая тенденция – переживание дедовских побед и былых триумфов. Но в России всякий раз после премьеры более-менее приличного кино, у кинокритиков начинается приступ радости, что это первая ласточка возрождённого российского кинематографа! Так было с кинофильмами: «Легенда № 17», «Мы первые», «Движение вверх», и вот теперь это говорят о «Т-34». Но все перечисленные кинокартины посвящены советскому периоду, а не сегодняшним дням.

И в заключении процитирую историка Алексея Исаева: «Т-34, вступившие в бой в первые дни войны у границы и Т-34, врывавшиеся в апреле 1945 года на улицы Берлина, хотя и назывались одинаково, но существенно отличались и внешне, и внутренне. Но как в начальный период войны, так и на её завершающем этапе танкисты видели в «тридцатьчертверке» машину, в которую можно верить. Вначале это был отражавший вражеские снаряды наклон брони, устойчивый к возгоранию двигатель, всесокрушающее орудие. В период побед – это высокая скорость, надёжность, устойчивая связь и позволяющая постоять пушка». 

Николай Варавин, историк, ветеран боевых действий и МВД РФ, член писательской организации г. Волжского Волгоградской области