В апреле Волжский абразивный завод отмечает важную дату – 60-летие с момента выпуска первой партии карбида кремния. Именно этот день, 22 апреля 1961 года, принято считать точкой отсчёта истории предприятия.
«Волжская правда» начинает цикл публикаций, посвященных славному прошлому и сегодняшнему дню этого уникального производства. И начнем мы с исторических предпосылок, благодаря которым было принято единственно верное решение: строить абразивный гигант именно тогда и именно здесь – в жарком Заволжье.
Материал космических масштабов
Важность абразивов для человеческой цивилизации переоценить невозможно. Даже самые примитивные орудия труда нужно было чем-то затачивать, поэтому первым появился именно инструмент для обработки.
С тех пор технологии совершенствовались веками, но начало применения карбида кремния следует назвать наиболее важным историческим моментом. Несмотря на то, что получен и запатентован он был еще в 1893 году, можно сказать, что области его применения открываются до сих пор.
Этот материал используется практически во всех отраслях человеческой деятельности. Например, в электронике, электротехнике, металлургии при плавке специальных сталей, автомобильной промышленности, в нефтегазовой отрасли, в атомной индустрии, при изготовлении ювелирных изделий…
Он входит в состав шлифовальных порошков, является одним из компонентов личной бронезащиты, в специальных насосах для работы в химически агрессивных средах, применяется для изготовления светодиодов…
И это далеко не всё. Красивый кристалл, по твёрдости уступающий лишь алмазу, не спешит открывать все свои тайны.
Волжанам есть чем гордиться: карбид кремния делают в нашем городе, на Волжском абразивном заводе. Сегодня это предприятие – единственное подобное в России и самое крупное в Европе, крупнейший производитель абразивного инструмента на керамической связке в России и СНГ.
От него зависит нормальная работа всей машиностроительной отрасли в нашей стране. Кроме того, карбид кремния широко применяется на металлургических предприятиях при плавке специальных сталей, в нефтегазовой отрасли.
Для партнёров марка «Волжский абразивный» символизирует качество и надёжность.
Почему же 65 лет назад было принято решение построить предприятие именно в нашем городе?
Звено в общей цепи
Создавать абразивную отрасль, которая могла бы обеспечить материалами и инструментом машиностроение, в СССР начали в 30-е годы. Для этого были построены и переоснащены заводы в Москве, Ленинграде, Запорожье, чуть позже открылись предприятия в Челябинске и Ташкенте.
Понимая важность научной поддержки отрасли, в 1931 году создается Всесоюзный научно-исследовательский институт абразивов и шлифования (ВНИИАШ). На момент 90-х он имел головное предприятие в Ленинграде и филиалы в Запорожье, Волжском и Челябинске. Позже под его эгидой внедрялось много революционных технологий, в частности было начало серийное производство из синтезированного в СССР кубического нитрида бора, но для начала абразивной отрасли предстояло нарастить необходимую «мышечную массу».
Уже в 1955 году её заводы смогли увеличить выпуск продукции в пять раз по сравнению с 1946 годом. Но для растущей промышленности страны были нужны иные масштабы, предприятия с новыми технологиями и другими объёмами производства.
В 50-60-е годы в стране активно возводились новые машиностроительные гиганты, в том числе такие, как «АвтоВаз», «Ростсельмаш», Минский тракторный завод. И была поставлена задача государственной важности – обеспечить их абразивным инструментом. Иначе производства попали бы в полную зависимость от иностранных поставщиков.
Таким образом, новый абразивный завод должен был стать важнейшим звеном системы народного хозяйства Советского Союза. А причины его строительства в Волжском были сугубо прагматичны.
Во-первых, сыграло свою роль наличие сырьевой базы – на правом берегу Волги, рядом с Орловкой, было открыто месторождение кварцевого песка. А ещё были нефтекокс и уголь-антрацит в пятистах километрах – Донбасс-то рядом…
Во-вторых – в нашем городе изначально предполагалось создать крупный промышленный узел, который должен был включать в себя в том числе и машиностроительные предприятия. В частности – в том же 1961 году планировался пуск ГПЗ-15, который должен быть поставлять коплектющие для автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, так что недостатка в потенциальных потребителях не было.
Но самое главное – вот-вот должен был состояться пуск Волжской ГЭС, крупнейшей в Европе, которая была способна обеспечить поставку дешевой электроэнергии. Выплавка карбида кремния осуществляется при температурах 1600-2500 градусов по Цельсию (это производство одно из самых энергозатратных в мире и по данному параметру уступает разве что алюминию).
И 20 марта 1958 года было подписано постановление Совета Министров № 268 о строительстве абразивного завода и других предприятий в нашем городе.
«И все – в белых халатах»
Несколько месяцев спустя строители приступили к возведению нескольких первоочередных объектов завода: столовой, административного здания, склада, котельной, блока вспомогательных цехов.
Интересно, что возводили волжский абразивный по самым современным технологиям, чем предприятие выгодно отличалось от уже существующих в СССР.
Позаботились авторы проекта и об озеленении: по их замыслу, завод должен был представлять собой большую территорию, на которой находились бы корпуса и административные здания, а между ними – деревья и кустарники. Те предприятия отрасли, которые были построены в 30-40-х, о таком и мечтать не могли.
Была у разработчиков ещё одна мечта. Знаменитый волжанин Эдуард Авсейков, автор книги «Стройка и люди», пишет, что авторы проекта не уставали рассказывать, насколько это будет чистое производство: «Здесь все будут ходить в белых халатах». Позже выяснилось, что система газоочистки обойдётся в несколько раз дороже, чем сам завод, но и с этой проблемой предприятие справится – только много-много позже…
О масштабности задуманного можно судить по тому, что намеченные, согласно проекту, мощности по плавке карбида кремния более чем вчетверо превышали объёмы его выпуска в стране. Таким образом, Волжский абразивный завод был спроектирован как крупнейшее предприятие не только в СССР, но и в мире!
Завод превосходил другие аналогичные предприятия и технологически. Именно здесь было самое современное оборудование. Работа конструкторских бюро позволила механизировать многие процессы, а на том же, к примеру, Запорожском заводе во многих цехах применялся ручной труд.
Так и получилось, что уже десять лет спустя после пуска ВАЗ снабжал абразивами не только весь Советский Союз, но и делал поставки за рубеж. И плавка на Волжском абразивном не уступала мировым стандартам.
…Но это – в недалёком будущем. А пока вступает в строй заводская столовая, следом за ней – ремонтно-механический цех, где предполагалось делать необходимое оборудование и оснастку для основных цехов.
Шефство над абразивным взяли другие предприятия города. Так, ЦРМЗ собрал самоходные печи (часть из них до сих пор «в строю»). Участок Гидромонтажа Волгоградгидростроя собрал и передал трансбордерные тележки.
А ремонтно-механический цех, где работала в основном молодёжь, на какое-то время стал сердцем завода: здесь собирали нестандартное оборудование не только для нужд абразивного, но и для других волжских предприятий.
Ветераны, например, рассказывают об уникальном полупортальном кране, проект которого разработали специалисты объединения Гипростанок. А собирали чудо техники (которое, кстати, и сегодня на ходу) по чертежам молодые энтузиасты РМЦ.
Завод готовится к пуску
В начале 1961 года до пуска предприятия осталось несколько месяцев. Весь город с волнением следит за тем, как идёт строительство абразивного.
Газета «Стройка коммунизма» чуть ли не каждый день информирует читателей о ходе работ:
Ударить лицом в грязь нельзя, тем важнее было для руководства завода собрать надежную, квалифицированную команду «пусковиков». Частично их собирали у себя и учили (это была стажировка на ведущих предприятиях Союза), частично приглашали из других городов. Именно о них – самых важных, «первых людях» Волжского абразивного – пойдет речь в следующей нашей публикации.
Читайте также:
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru