Маска равнодушия волжских избирателей

568
реклама

Политика – не музыка. Уже который год пытаются отечественные государственные управленцы выстроить избирательную систему так, чтобы алгебра закона порождала гармонический лад в отношениях властей со своими избирателями. Но его как не было, так и нет.

Буча, начавшаяся в Волжском по поводу предложения местных единороссов о переходе на смешанную систему выборов в городскую Думу, – яркая тому иллюстрация. Лидеры оппозиционных фракций в местном парламенте приняли его буквально в штыки, в один голос заявляя о попрании демократический принципов и возврате к недоброй памяти прошлому.

Рядовых волжан вся это риторика партийных избранников, похоже, мало убеждает. Судя по результатам опроса, который проводился на сайте нашей газеты, оптимальным вариантом на всех уровнях представительной власти они считают выборы по одномандатным округам, за которые проголосовало 43 процентов респондентов. Смешанная система набрала двенадцать процентов сторонников, партийные списки не дотянули и до семи.  Но еще более показательно количество тех, кому все равно. Таковых набралось почти 38 процентов. Что это –  подтверждение популярного нынче тезиса о растущей аполитичности населения или все-таки скрытый за маской равнодушия вотум недоверия существующей избирательной системе?

Давайте разбираться. В теории прямые выборы для избирателей всегда предпочтительнее, чем пропорциональные. Ведь при мажоритарной системе  они отдают голоса не списочным неодушевленным душам, а живым людям, берущим на себя персональную ответственность за решение конкретных проблем конкретного округа, по которому каждый из них баллотируется. Это, согласитесь, не семь и уж тем более не семью семь нянек (по числу зарегистрированных в России партий), у которых, как известно, дитя без глазу.

Вот вам первый и главный плюс возвращения в избирательную систему России одномандатных округов. Не менее важно и то, что новая выборная конфигурация, по идее, должна вернуть в политическую жизнь страны давно подзабытую реальную конкуренцию,  при которой на первый план выходят не повторяющиеся из года в год партийные лозунги,  а подробно проработанные и предельно аргументированные программы социально-экономического обустройства российских «малых Родин». Так что, хочешь не хочешь, а придется всем отечественным политическим объединениям – и новорожденным, и уже задубевшим в своих несменяемых идеологических коконах старожилам – повернуться лицом к насущным заботам избирателей, которые надо удовлетворять здесь и сейчас. Сколько же можно кормить свой электорат  сказками о благословенном 2030 годе, замалчивая при этом животрепещущие проблемы семнадцати предшествующих ему лет?

Беда только в том, что все эти несомненные плюсы могут в одночасье быть перечеркнуты всего одним минусом, который в отечественную смешанную систему выборов был заложен изначально. Смешивать ведь тоже можно по-разному. У нас отдают предпочтение так называемой несвязанной мажоритарно-пропорциональной системе, при которой выборы по одномандатным округам и по партийным спискам проводятся, по сути дела, изолированно, никак не корректируя друг друга. В ход при итоговом распределении мест между партиями идет простое сложение результатов. И преимущество, естественно, получает та из них, что имеет устойчивое лидерство по рейтингу.

Как показывает российская практика (а смешанная система выборов в местные представительные органы практикуется в 70-ти из 83-х регионов страны), большинство одномандатных округов выигрывает «Единая Россия».  Ведь для этого достаточно даже преимущества в один голос. И это, как правило, обеспечивает «Единой России»  квалифицированное большинство в региональных и муниципальных парламентах, даже при вполне провальных для нее 30-40 процентах мест, полученных по партийным спискам.

Теперь вам, надеюсь, стало более ясно, почему так ополчились на смешанную систему выборов волжские оппозиционные депутаты. С одной стороны, понять их, конечно же, можно. Ведь в нашем отечестве кто владеет информационным ресурсом, тот и заказывает предвыборную музыку. Но, с другой стороны, не может не удивлять чуть ли не единодушное неверие думской оппозиции в волжских избирателей. И это притом, что все последнее десятилетие город регулярно демонстрировал свою лояльность и коммунистам (которые самые славные свои победы на избирательном фронте одерживали как раз в одномандатных округах), и либерал-демократам, и представителям «Справедливой России».

Такое из ряда вон выходящее, по общероссийским-то меркам, доверие трудно заслужить, но еще труднее – постоянно оправдывать. Так что пора, наверное, прекращать стенания, а закатывать рукава и вспоминать, как оно в былые годы завоевывалось. Вариантов-то только два: или ты – тамбурмажор, или отставной козы барабанщик. В последнем случае велик риск прослыть в глазах сограждан этакими номенклатурными мажорами, преуспевшими в искусстве деления наследия, но так и не освоившими науку его преумножения.