Меньше стали отправлять, но еще больше зависеть

565
реклама

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Подобным несчастьем для устойчивого экономического развития стало резкое сокращение возможностей привлекать инвестиционные капиталы из-за рубежа. Пришлось распечатывать Резервный фонд, из которого в нынешнем году планируется позаимствовать 3 триллиона рублей, что составляет 60 процентов от общей суммы накоплений. Это в лучшем случае. В худшем придется потратить еще полтриллиона. «Думаем, это не потребуется, но таким правом мы хотели бы заручиться», – заранее подстелил соломку министр финансов Антон Силуанов.

При столь разорительных темпах расходования федеральных резервов они будут исчерпаны уже в будущем году. Что явно не пойдет на пользу долгосрочной программе импортозамещения, конечной целью которой объявлена организация производства отечественных несырьевых товаров, не уступающих лучшим зарубежным образцам. Без серьезных финансовых вложений этого, как вы сами понимаете, не добиться. Напомню, в строку, что доля несырьевого экспорта должна быть увеличена в полтора раза – с 30 до 45 процентов.

Пока же сдвигов к лучшему, увы, не наблюдается. Согласно данным таможенной статистики, в январе внешнеторговый оборот России составил 39 миллиардов долларов, снизившись по сравнению с первым месяцем прошлого года на 33,9 процента. Падение импорта, объем которого уменьшился на 41 процент, спрогнозировать было нетрудно. Но и экспорт продемонстрировал устойчивую тенденцию к сокращению, сжавшись на 30,3 процента.

Основной его объем по-прежнему обеспечивают топливно-энергетические ресурсы, доля которых составила 75,7 процента. Причем в физическом выражении их было вывезено больше (на 17,1 процента), а выручка в итоге оказалась меньше (на 30,7 процента). Таково негативное влияние резко спикировавших цен на нефть, упорно застопорившихся ниже отметки в 60 долларов за баррель. И перспектив их роста пока не просматривается, что признают даже правительственные эксперты.

В общем, самое время серьезно задуматься о возвращении российских капиталов из заграничных офшоров. По подсчетам аналитиков, под зарубежную юрисдикцию выведено за последние годы более 800 миллиардов долларов. Половина из них – нелегально. В пересчете на национальную валюту это десятки триллионов рублей, которых как раз и не хватает для перевода отечественной экономики на инновационные рельсы.

Варианта деофшоризации два – добровольный и принудительный. Ее старт, первоначально намеченный на 1 апреля, теперь перенесен на 15 июня. К этому времени Госдума должна принять последние поправки в антиофшорные статьи Налогового кодекса.

Итак, о вариантах. Первый – амнистия выведенных из оффшорной зоны капиталов, которую законотворцы преподнесли как «добровольное декларирование физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках». Срок предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих права собственности, – до 31 декабря. Декларированию подлежат контролируемые иностранные компании, недвижимое имущество, ценные бумаги, акции и доли в капитале организаций.

Тут стоит напомнить, что это не первая амнистия капиталов, инициированная правительством. Предыдущая датировалась 2007 годом и успехом не увенчалась. Всего было легализовано чуть более миллиарда долларов. Тринадцатипроцентный налог с этой суммы составил 150 миллионов долларов (по тогдашнему курсу).

Урок пошел впрок. На этот раз защита имущественных интересов бизнесменов-добровольцев значительно расширена. Само собой разумеется, что на подданные ими декларации будет распространяться режим налоговой тайны. Кроме того, участники проведения амнистии капиталов освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности за все правонарушения, совершенные до 1 января 2014 года. Важное нововведение – возможность легализовать свои права собственности на выведенное из офшора зарубежное имущество, ранее зарегистрированное на так называемых номинальных владельцев. Кстати, само декларирование тоже не окажется обременительным, поскольку будет осуществляться без взимания единовременных налогов и сборов на заявленные активы.

Ну а самым главным новшеством процедуры амнистирования капиталов станет появление безотзывных трастов. При такой форме доверительного управления активами их владелец теряет права собственности на все время действия договора. Что, впрочем, не мешает ему быть главным получателем дохода от деятельности траста. Есть и дополнительный бонус – в виде освобождения от налогов на нераспределенную (или чистую) прибыль. Нетрудно предположить, что в числе первых учредителей безотзывных трастов непременно окажутся высокооплачиваемые чиновники и депутаты, которые с их помощью смогут раз и навсегда преодолеть конфликт интересов между должностными обязанностями и противоречащим им сторонним бизнесом.

Принудительный вариант деофшоризации столь длительного разбирательства не требует, поскольку достаточно полно описан в законе о контролируемых иностранных компаниях, принятом еще в прошлом году. Под его действие подпадают граждане России, чья доля в уставном капитале иностранных компаний превышает 10 процентов. Все они до 15 июня должны подать уведомление о выходе из офшора.

Логика законодателей проста и понятна: если иностранная фирма фактически управляется из России, то и налоги обязана платить на ее территории. На первом этапе облагаемая обязательным платежом прибыль должна составлять более 50 миллионов рублей. Но уже через два года эта планка будет снижена в пять раз. Ставка налога для физических лиц – 13 процентов, для юридических – 20 процентов.

Стоит ли деофшорная овчинка выделки? Вот что сказал по этому поводу премьер-министр Дмитрий Медведев: «Идея возврата денежных средств, идея возврата капитала нужна не столько для того, чтобы как можно больше денег получить, хотя это было бы неплохо, сколько для создания нормального инвестиционного климата». Если я не ошибаюсь, зависимость здесь прямопропорциональная, по принципу «не в деньгах счастье, а в их количестве».

Фото: rosfindor.ru