Значит, так. Берем граненый стакан, наливаем, как положено, «по марусин поясок» – и в себя. Можно чай, можно сок, можно квас. Главное – не квасить, то есть чтоб без градусов. Потому что сегодня, 11 сентября, не только День граненого стакана, но и Всероссийский день трезвости. И мы таким макаром справим сразу два праздника и внесем посильную лепту в реализацию «Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ».
Кто не читал этого судьбоносного документа – почитайте. А когда прочтете, объясните мне, пожалуйста, как это получилось у авторов: «Потребление алкогольной продукции снизилось с 8,82 литра в 2021 году до 8,62 литра этанола на душу населения в 2022 году», но при этом целевой показатель 2023-го – 8,9 л. Пить надо больше, что ли? Кроме того, сверху уверяют, что в прошлом году каждый россиянин в среднем выхлебал 8,44 л чистого спирта, а в Концепции снижение пьянства до такой цифры запланировано только на 2025-й. То есть торжество трезвости идет с радикальным опережением графика?
Впрочем, это я так, в порядке занудного буквоедства. Портить праздничное настроение не хочу, напротив, радуюсь забавному совпадению дней граненого стакана и трезвости. Известно, что такой стакан был придуман еще при Петре I: тогда бурно строился ВМФ, и огранка была самое то, чтобы оброненная тара не каталась по полу при качке. «Марусин поясок» (гладкое кольцо-каемка наверху) появился уже в Совке. И если стакан до краев вмещал ровно 200 мл, то до пояска – 167. Говорят, когда при Хрущеве отменили чекушки и ширнармассам приходилось брать поллитру, разлив «по марусин поясок» был как раз на троих.
А День трезвости, кстати, введен не кем-нибудь, а Церковью еще в 1914-м, при большевиках забыт и возрожден лишь в 2014-м, причем при полной поддержке властей предержащих. Только почему-то тотальных мероприятий за трезвость в этот день в федеральном масштабе не проводится. Ни соответствующих крестных ходов, ни даже запрета на торговлю спиртным, разве что в нескольких регионах.
Хотя понятно почему. Во-первых, когда-то св. равноап. князь Владимир (правда, тогда он еще не был ни святым, ни равноапостольным ), выбирая веру для страны, отверг ислам из-за сухого закона: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». А во-вторых, в канун последней Масленицы (или надо говорить крайней?) с самой высокодуховной трибуны возвестили: «Наши национальные традиции в преддверии поста включают… в том числе блины, а какой же блин всухую?»
В принципе, то же можно сказать и про кучу другой еды. Но лично я именно к блинам отношусь столь уважительно, что даже в Масленицу ем их «всухую», не оскорбляя ненужным увлажнением. Только это между нами, без передачи, а то, чего доброго, обвинят в подрыве традиций. Однако раз уж у нас сегодня трезвость с граненым стаканом, давайте соблюдать. Как – см. первый абзац.
Увы, у меня самого граненого стакана нету. Есть лишь граненая стопка, 60 мл вмещает. Чай из нее не попьешь, зато… Но я держу себя в руках. В конце концов, всего-то день простоять да ночь продержаться.
Читайте колонку Михаила Бека на сайте издания «Волжская правда».
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru