Новый год моего детства: волжане вспомнили, как отмечали праздник много лет назад

232
Фото: пресс-служба администрации Волгоградской области
реклама

До самого долгожданного и самого волшебного праздника осталось всего несколько дней. В самом разгаре корпоративы, детские утренники и новогодние елки.

«Волжская правда» поговорила с жителями нашего города и узнала, как они праздновали Новый год в детстве.  

Чуть не выпрыгнул с балкона

Виктор Каблов, профессор:

— Как, наверное, и у всех, больше всего запомнилось ощущение праздника и подготовка к Новому году. Мы всегда делали костюмы, учили разные стихи и потом рассказывали их на школьных елках. Вспоминается новогодний запах хвои, мандаринов, конфет. Это удивительный праздник для людей всех возрастов, но особенно — для детей.

Во времена моего детства – оно пришлось на 1960-е годы, у ребят тоже были новогодние походы на праздничные представления. Меня так все это впечатляло, что однажды во дворце культуры Тракторного завода я чуть не выпрыгнул с балкона, чтобы помочь артистам. В памяти не сохранилось, какой именно был спектакль, но нужно было спасать кошку.

Профессор Виктор Каблов

А еще нам выдавали подарки, в которых были самые разные конфеты — от дешевых леденцов и карамелек типа «Раковых шеек» до шоколадных. Венец мечтаний — это «Мишка на севере». Их было одна-две на кулек. И они казались такими вкусными!

Это было уже в школе. А когда я был совсем маленьким, мы жили в Кыргызстане. Мой отец служил в тех местах. Снег был, горы были. Но совершенно не запомнилось, чтобы как-то отмечали Новый год. По крайней мере, у меня не сохранились такие впечатления.

В Сталинграде, меня поразили снежные морозные зимы. Мы катались на санках, играли в снежки и у детворы было много зимних активных забав. На Линейном поселке в Тракторозаводском районе были такие горы для санок и лыж, каких в Средней Азии не было.

Застал прошлого президента

Артем Краснобаев, директор Волжской лиги КВН:

— В 1997 году мне было 5 лет. И к нам домой пришли Дед Мороз и Снегурочка. Они начали спрашивать меня, какие я знаю стихи. А я сразу угадал в них мамину подругу и ее мужа. С тех пор я не верил в новогодние сказочные волшебства.

Дома на Новый год мы всегда собирались семьей. Иногда приезжали родственники из других городов с детьми. Тогда было особенно весело. Бабушка сама пекла вкуснейший торт «Наполеон». Для меня это было самое лучшее новогоднее лакомство.   

Артем Краснобаев

В новогоднюю ночь взрослые ждали поздравление президента страны. Я помню, как 31 декабря 1999 года Ельцин официально объявил, что устал и уходит со своего поста. Так что мы с ровесниками еще застали прошлого президента.

После официальной части мои родные и гости смотрели новогодний «Голубой огонек», на котором выступали звезды отечественной эстрады, в том числе Лев Лещенко и Иосиф Кобзон. Я старался не засиживаться перед телевизором, уходил в свою комнату и занимался своими детскими делами. А на Новый год мне всегда дарили книги и энциклопедии.

Картофельный клейстер и полоски из бумаги

Владимир Родионов, художник:

— В мою память врезался Новый год, когда отец привез на санях из лесу большую елку. Это было в конце 1950-х годов. Помню, как ее заносили в дом. Она была огромной и упиралась прямо в потолок комнаты. Она казалась очень красивой – на ней было много шишечек! Это было настоящее счастье.

Мама, старшая сестра и старший брат, меня усадили — все вместе мы стали делать елочные украшения – фонарики и гирлянды-цепочки.  Для этого мы резали бумагу на полоски, разукрашивали. Потом мама сварила из картофеля клейстер. Этим составом мы скрепляли детали и вешали на елку. Также украшали ее стеклянными и фарфоровыми игрушками, но их было мало.

Владимир Родионов

Чудесным образом наутро в Новый год под елкой оказывались загадочные мешочки со сладостями. В них были и конфеты, и пряники, и то, что напекла нам мама. Она любила баловать нас ватрушечками и другими вкусностями.

А еще я помню школьную елку в первом классе. Было очень много детворы, я немного растерялся в толпе. Меня успокоили, пригласили к елке, и я рассказал стих Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». После завершения мероприятия нам выдавали подарки. Это был бумажный кулечек, в котором лежали мандарины. Этот запах я запомнил на всю жизнь. Теперь, если даже летом я где-то слышу мандариновый запах, то у меня сразу ассоциация — где-то рядом должна быть елка!

Позже у нас в школе появился баянист. И на новогодних утренниках под его аккомпанемент мы исполняли песни «Землянка» и «Журавли». Когда стали старше, то стали организовывать танцы под баян, потом под пластинки.

Мишка и коньки — в подарок

Наталья Евстратова, хранительница казачьих традиций:

— Я родилась в Волжском, а выросла в маленьком казачьем хуторке на берегу Дона – Караженский Клетского района. Недалеко от нас находится станица Вешенская, воспетая знаменитым Шолоховым. У меня было традиционное советское детство с ожиданием новогодних подарков от родителей.

В Новый год мы традиционно наряжали елку, обязательно настоящую. Папа у нас всегда был приверженцем всего натурального. Чаще это была сосна, но иногда ему удавалось достать и ель. С детства помню винтажные игрушки, покрытие фосфорными красками, которые загадочно светились в темноте, и гирлянды. Все это было похоже на таинство.

Наталья Евстратова

Мама работала в магазине и пыталась достать самые модные елочные украшения.  Многие из них были очень необычными — домик Бабы-Яги, фигурки мишек, космонавтов. Они создавали какой-то сказочный мир и волшебную атмосферу!

Вечерний ужин 31 декабря был обязательным в нашей семье. Родители приглашали гостей и родственников. И всегда было очень весело! Мандарины, конфеты, много угощений на праздничном столе. А еще у нас была своя праздничная программа.  Мы ходили на высокие меловые горки, катались на санках и ходили по гостям.

Мне и старшей сестре родители обязательно дарили подарки. Они чудесным образом узнавали о наших желаниях. Так у меня оказался мишка, которого я очень долго хотела, и коньки. Все, что желала, чудесным образом находилось под елкой.

Рюкзак на плечи Деду Морозу

Александр Бухтин, главный врач перинатального центра:

— Новый год- это такой праздник, который несет в себе много хорошего, доброго и семейного. В моем детстве это было именно так. В моей семье всегда наряжали елку. Причем, чаще всего была сосна. В квартире празднично пахло хвоей и Новым годом. Наряжали ее мы, в основном, с отцом. Он брал меня в помощники, и мы украшали дом. Мама в это время занималась праздничным столом.

Я помню, что мы раскрашивали окна в квартире всякими новогодними узорами. Вместо белой краски использовали обычную зубную пасту. Ее разводили водой и рисовали снежинки. Поэтому к новогоднему запаху мандаринов, который каждый помнит с детства, всегда примешивался едва слышный запах мяты.

Александр Бухтин

В Новый год все подарки в нашей семье приносил Дед Мороз. Он до сих пор сохранился у моих родителей. Отвлекая нас с братом, мама с папой одевали рюкзак на плечи новогоднему волшебнику или делали так, как будто он привез эти подарки на санках.

После того, как куранты били 12 часов, нам показывали подарки, и мы были очень рады. В нашей семье мы праздновали Новый год два раза. Сначала — по волгоградскому, потом — по московскому времени, когда в нашей стране окончательно наступал новый год.

«Золотой ключик» и » Чародейка»

Сергей Коломойцев, яхтсмен:

— Для меня Новый год всегда ассоциируется с запахом натуральной елки. Сейчас люди все чаще покупают искусственные деревья. Но в моем детстве это было обычное явление. А еще была традиция встречать этот замечательный праздник в кругу родных и близких.

Мы собирались всей семьей за праздничным столом дома. Наверное, многие так делали в советское время. Я – коренной волжанин, мое детство пришлось на 1980-е годы. В садике на новогодних утренниках мы всегда одевали костюмы сказочных героев. Кто-то был Буратино, кто-то медведем, зайцем, девочки — снежинками. Однажды я был волком. Это был оригинальный костюм, такого ни у кого не было.

Яхтсмен Сергей Коломойцев (Фото предоставлено С. Коломойцевым)

К детворе всегда приходил Дед Мороз и Снегурочка. Ребята их с нетерпением ждали, рассказывали стихи, пели песни и получали подарки. В них лежали мандарины и шоколад. По вкусу он здорово отличается, от того, что мы едим сейчас. В кульках лежали сладости — ирис «Кис-кис», «Золотой ключик», конфеты «Чародейка», «Кара-кум». Они мне очень нравились, а вот помадки с белой начинкой я не любил.

Дома папа заранее покупал елку. Ставили за неделю до Нового года. Ее украшали игрушками — они были стеклянными. Чтобы не разбить, к ним нужно было бережно относиться. А еще вешали на елку конфеты. Как ни странно, у нас с братом они «доживали» до праздника.  А вообще Новый год — это всегда очень интересно, весело — настоящая встреча со сказкой.

Дома наряжали тую

Валентина Шевченко, мастер декоративно-прикладного творчества:

— Мое детство до 1959 года прошло в Азербайджане, мой отец был военным. Ни елок, ни сосен в тех местах никаких не растет. Поэтому мы наряжали тую. У нее маленькие круглые шишечки и мелкие мягкие иголки.

Я хорошо помню, как в клубе воинской части проходили новогодние елки. Дети были в маскарадных костюмах. Девочки, как правило, были снежинками, мальчики – зайчиками. Помню, как мы с мамой делали костюм. И для его украшения использовали серебристую упаковку от чая – из нее делали красивые пуговицы. Елочные гирлянды пришивали на кокошник.

Валентина Шевченко с супругом

Ребятам обязательно давали сладкие новогодние подарки. Я в детстве шоколадные конфеты вообще не ела, а очень любила всякие разные леденцы. Иногда в кулек клали даже монпансье. От конфет я собирала фантики. Это было популярное детское занятие.   

Дома елка была во все времена. Эта традиция в нашей семье сохранилась и сегодня. Сейчас в зале мы ставим искусственное дерево до потолка, а в коридоре я делаю елочку из веток, обязательно украшаю ее игрушками и куколками, которые делаю сама.