29 августа мир празднует День рождения мотоцикла. Не исключено, что дату отметят Кристина и Павел Моисеенко. Сядут на свою Хонду и сгоняют в Дубовку к друзьям за потрясающе вкусными сухими винами. А уже вечером поднимут бокалы за отца мотоциклов Г. Даймлера и открытые им возможности.
Мы едем, едем, едем…
«У меня подозрительно терпеливая жена. — улыбается Павел. — С другими ездил: им то сидеть больно, то они устали, то ветер дует. А Кристина в дороге никогда ни на что не жалуется».
По дорогам страны, Европы и США супруги колесят с 2010-го года. Благо, что здравствует бабушка, которая берёт на себя заботу о детях, а их у Моисеенко трое. Впрочем, двое старших сыновей, Богдан и Захар, как и младшая, 4-летняя Агата, обделённными себя не чувствуют. Семья приобрела микроавтобус, в котором путешествует в полном составе. В 2019 году отправились в Стамбул, когда младшенькой не исполнилось ещё и двух.
Максимум за световой день верхом на мотоцикле — тысяча, тысяча двести, и даже полторы тысячи километров. За год наматывают, особенно в активные 2012-й и 2013-й, до 60 тысяч км. Останавливаются обычно в гостиницах. За день устают и пропитываются дорожной пылью, поэтому хочется быстрее принять душ, хорошо поужинать и отоспаться с комфортом.
Поездки не обязательно дальние. Это может быть и Цимлянск, как в прошедшие выходные. За лето три-четыре раза непременно куда-нибудь выбираются.
Боевая подруга
Кристина трудностей не боится: прыгает с парашютом. Что уж говорить о наземном способе покорения пространства? Садишься на мотоцикл, за широкую спину мужа и… становишься хроникёром. Ведёшь видео- и фотосъёмку, выхватывая проплывающие мимо пейзажи — изменчивое небо, встреченных людей, убегающую под колёсами дорогу. Дома снимки превращаются в слайды и фильмы.
«Я ей, конечно, рулить не доверю, — отчеканивает Павел, — но мотель, кафе, достопримечательности, там, где едем, выбирает по trip advisor только жена». Кристина не любит поезда, да и авиаперелёты. «Я привыкла к мотоциклу, мне нравится, — говорит она. — Сложность в том, что муж выделяет под мои вещи единственный кофр. Всего их три. Зато научилась обходиться самым необходимым».
Павел сознается, что однажды вызвал мощный гнев супруги. Случилось это в 2016 году при возвращении с рок-фестиваля «Рок над Волгой», в Самарской области. За день тогда преодолели 850 км, но больше всего вымотал «перегон» от Саратова до Самары. Совершенно «убитая» дорога и дикая усталость в конце.
Обратно Павел решил ехать через Тамбов, с «мааленьким» кружочком в дополнительные, как показывала карта, 100 км. Вернулись домой, отмахав за день… 1,5 тысячи километров. Последнее, что Павел услышал от жены по рации, перед тем, как сели батарейки — «Я в жизни больше никуда не поеду».
Брат попутал
Павел не грезил мотоциклами с детства, не мечтал о них и в юности. Приобщился к моторомантике намного позже, с подачи брата, который в 2009-м году предложил семейному к тому времени родственнику объездить на байках всю Европу.
У Павла не было прав на вождение мототранспорта, но сомнения длились недолго. За месяц он отучился, получил вожделенные документы и отправился к брату в Москву. Тот уже «пришпоривал» пару железных коней, одного из которых, с объёмом двигателя 1800 куб.см и весом 430 кг, он и отдал во владение Павлу.
Подготовка была короткой. Братья собрались в европейский вояж за ночь, сели на Honda Goldwing и Yamaha Royal Star Venture, выбрали главным ориентиром Рим и двинулись в путь. «Попутно мы проехали восемь стран, включая Украину, Польшу, Венгрию, Италию, — вспоминает Павел Моисеенко. — Посмотрели на самые интересные места и мировые столицы».
Когда вернулись в Россию, уже не было пути обратно: Павел прикипел к мотоциклу. Потом, правда, путешествовал с женой, которая отдыхала от байка, когда находилась в интересном положении. Для совместных поездок Моисеенко обзавелись мотоциклом Honda XL1000 Varadero, класс эндуро-турист.
Дороги и люди
Первые маршруты неугомонных Моисеенко пролегали по родной стране, потом несколько раз они заглянули в Грузию. Этим летом мотоциклисты съездили на север России, в Мурманск. Останавливались в Заполярье — Териберка, Ура-Губа, о. Рыбачий.
На вопрос, где у нас самые ровные дороги, Павел отвечает «сейчас практически везде». Лет десять назад для мотопоездок больше подходили страны Евросоюза, где они побывали, намотав около 10 тысяч километров, в 2013-м году.
За пару лет до этого, в 2011-м Павел с Кристиной «тестировали» хваленые автомагистрали Северной Америки. Через океан перенеслись на лайнере, а в Штатах взяли напрокат Harley-Davidson electra glide. На Харлей Дэвидсон исколесили всю Флориду. Увидели индейские резервации, крокодильи фермы и прочую тамошнюю экзотику.
В США развита сеть прокатов: в одном городе берёшь мотоцикл, в другом оставляешь. Всё продумано до мелочей, вплоть до страхования арендуемого транспорта.
Самые гостеприимные люди, считает Павел, живут на Кавказе. В Грузии незнакомцы бегали, искали для них запчасти — «Мы сейчас сами найдем вам колесо, сами вам починим» — и никогда не брали предлагаемых за услугу денег.
— Я впервые видел, что так бывает, — рассказывает волжанин. — Слышал много раз, но не сталкивался. И после таких случаев воспринимаешь бескорыстную помощь нормально.
Отзывчивые северяне
Этим летом Моисеенко устремились в Мурманск, оставив позади 7 тысяч километров и немного не доехав до Норвегии. Стартовали из Волгограда, обдавшего привычным пламенем под 40 градусов. В Карелии их встретило среднестатистическое умеренное лето и огромные комары, а уже в Мурманске пришлось утеплиться: бортовой термометр показывал +7. Побаловал относительным теплом лишь один из дней, когда воздух прогрелся до +13.
В Мурманске постоянно шёл дождь и бесконечно длился полярный день, когда ориентироваться по закату или рассвету невозможно. Приборная панель сбивала с толку, фиксируя текущее время в 12-часовом формате. Солнце не вставало, и не заходило, поэтому непонятно.
Павел и Кристина уточняли время — сейчас 2 часа дня или 2 часа ночи — по рации. Подсчеты выглядели примерно так: вечером мы ходили в баню, парились, потом мы немного поспали, затем позавтракали и поехали. Получается, сейчас 2:16 ночи.
Природа на Севере фантастическая, да и люди другие. Там, где нет ни кафе, ни гостиниц, можно постучаться в любой дом: хозяева приглашают и не берут денег.
Магия мотопутешествий
В Мурманск Моисеенко отправились вместе с братом Павла. За 500 км до Петрозаводска, на берегу Онежского озера у них полетело колесо: до ближайшей деревни не доехать, дороги разбиты, интернет пропал.
Кое-как связались с магазином в Петрозаводске: «Ребята, выручайте, мы тут встали в лесу, до вас не доехать. Как-нибудь отправьте к нам запчасть, может, маршруткой». «Не вопрос, — ответили сотрудники магазина, — сейчас рабочий день закончится, и мы вам привезем колесо».
— Это просто фантастика, — восхищается Павел. — Не могу представить аналогичную ситуацию, если бы я путешествовал на машине. Вот у меня бы слетело колесо, а мне бы ответили, что сейчас привезут его за 400 км. А потом еще накормят и спать уложат. И денег не возьмут.
Мотоциклисты не байкеры
В качестве тюнинга Павел поставил на мотоцикл высокое стекло и большие кофры для багажа. Из каждой поездки чета привозит наклейки — в Европе это виньетки, которые выдают для проезда по платным скоростным дорогам. Наклейки — замена банальным магнитикам — украшают лобовое стекло и кофры семейного мотоцикла, рассказывая о путях-дорогах Моисеенко. В России наклейки с гербами городов выпускают далеко не везде.
Павел обижается, когда их с женой называют байкерами.
— Байки у нас не очень любят. — признается он. — Это вот чуваки в жилетках, со значками, которые людям спать мешают, это они — байкеры. Забывают, что живут не одни и рычат громко. А мы тихие, мирные, не жужжим, никому не мешаем и выглядим прилично. Мы не байкеры, мы — мотоциклисты.
(Фотографии для сайта предоставлены Павлом и Кристиной Моисеенко)
СПРАВКА «ВП»
В 1885 году немецкий инженер Готлиб Даймлер запатентовал велосипед с деревянной рамой, прикрутив к нему мотор, работавший на керосине. Прадедушка современного байка разгонялся до 12 км/ч, а серийное производство мотоциклов, больше напоминавших нынешние мопеды, началось в 1894 году.
Сейчас на планете ежегодно сходит с конвейера свыше 40 миллионов сверкающих мотоциклов. Самым быстрым из них признан Dodge Tomahawk, способный мчаться со скоростью 560 км/ч.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru