Жизнь за решёткой: сотрудники волжской колонии рассказали, за что любят свою работу

2790
реклама

Про самый жуткий бунт и авоськи

История колонии начинает свой отсчет с того момента, как был издан указ о её строительстве. Произошло это в 1962 году, но первые постройки на отведенной территории появились только два года спустя, в 1964-м. На тот момент ИК-12 задумывалась как одно из самых больших исполнительных учреждений в Европе. Колония могла вместить одновременно почти три тысячи осужденных.

Фактически строился целый посёлок, который полностью мог себя обеспечить. Кроме жилых бараков и помещений сотрудников УФСИН, здесь были и образовательные учреждения, и животноводческий комплекс, и несколько цехов по производству самых различных товаров народного потребления.

5c8747d40e302 DSC 4789

– В этой колонии я отработал большую часть своей жизни и могу вам рассказать все почти с самого начала, – признается ветеран УФСИН Александр Мартынов. – А вы знаете, что знаменитые авоськи плели наши зэки? А еще во многих квартирах волжан стояла мебель, которую делали в колонии.

5c8747d4617a8 DSC 5681

 

Вообще производство было очень большое, ИК-12 выполняла различные заказы, была одной из самых обеспеченных в регионе. Александр Николаевич, занимавший должность инженера труда по технике безопасности, как никто другой знает, чем именно занимались заключенные. В его обязанности входило не только следить за тем, чтобы во время работы не произошло несчастных случаев, но и отличать травмы, которые получил осужденный. Так, очень часто порезы от заточек, синяки от драк в бараках пытались выдать за производственные.

– А однажды приезжаю на работу утром, а мне говорят, что у нас половая травма. Для тех, кто не знает сленга – изнасилование. Фактически это большое ЧП. Начинаем разбираться, оказывается, заключенный ночью пытался перелезть через забор, где и сел на штырь. Еще один, помню, на спор решил зависнуть над кипящей краской, как раз для авосек, не удержался и сорвался в бурлящую жижу, – вспоминает ветеран. – Вообще, есть что вспомнить.

Помнит Александр Мартынов и о самом большом бунте за всю историю ИК-12. Полученный тогда опыт сегодня передается молодым сотрудникам как образец подавления массовых беспорядков.

В 70-е было принято решение о переформировании колоний. Из Ленинска в Волжский были этапированы заключенные с тяжкими статьями, а наши, с более легкими, уехали на их места. Эта «рокировка» и стала катализатором взрыва.

– Тогда в колонии столкнулись сразу несколько серьёзных «воров», которые категорически отказывались подчиняться администрации, а кроме того, никак не могли найти общий язык между собой. Проще говоря, решали, кто будет «держать» зону, – говорит Александр Николаевич. – В Волжский прибыло усиление. Больше недели шли переговоры с бунтующими. Приходилось просто заходить к ним и беседовать часами.

Чаще всего реагировали на призывы уважать возраст, ведь многие из служивших тогда сотрудников были участниками Великой Отечественной войны. С тех пор более крупных ЧП на территории учреждения не было.

Про воспитание и дороги к Богу

К сожалению, в 90-е годы предприятия колонии пришли в упадок. Нехватка заказов привела к тому, что некоторые производства вовсе пришлось закрыть. Тем не менее, и сегодня ИК-12 остается одной из самых крупных. Так, по данным пресс-службы регионального УФСИН, на начало марта здесь отбывают наказание более 1 600 осужденных при полной вместимости более чем 2 000 человек.

На профессиональном сленге волжское исправительное учреждение – для «первоходов». Сюда попадают люди, впервые оказавшиеся на скамье подсудимых. По словам сотрудников колонии, это как раз самый сложный контингент.

5c8747d4267dc DSC 4804

– Всё, что они знают о жизни за решеткой – это фильмы и песни, где всё слишком утрированно. Они больше напоминают маленьких детей, которые попали в детский сад и совершенно не хотят слушаться воспитателя, – рассказывает сотрудник ИК-12 Михаил Марушко.

К слову, как воспитывать таких первоходов, он прекрасно знает. Михаил Викторович в исправительное учреждение пришел работать глядя на пример отца и старших братьев. Признается, что всегда считал, что носить погоны – это престижно. Несмотря на то, что попробовал себя в качестве участкового в Липецкой области, Марушко все же решил, что надо вернуться в родную ИК-12.

Сам говорит, что его должность начальника отряда практически не отличается от работы, которая была в полиции.

– Здесь у меня такой же участок, такие же люди, у которых свои проблемы. Хорошо помню, как отец рассказывал о работе. По образованию он был учителем, а воспитывал оступившихся. Говорил, что к каждому надо найти свой подход и какие-то особенные слова, – признается Михаил. – Вот сегодня я занинаюсь тем же самым – перевоспитываю, беседую. Они не все плохие, надо просто достучаться, найти ту самую струнку в душе.

Самый отчаянный уголовник, по словам начальника отряда, меняется на глазах, когда вспоминает свой дом.

А еще именно здесь, за решеткой, понимаешь все значение веры. Осознавая это, руководство колонии приняло решение о строительстве храма.

5c8747d3b65ee DSC 4754

А в 2011 году была открыта воскресная школа. В здании также разместились библиотека, класс для проведения занятий и творческая мастерская. Здесь все желающие осужденные изучают основы и традиции религии, историю, культурологию, философию и многое другое, что позволяет внести определенный вклад в духовное и нравственное воспитание осужденных.

5c8747d3bcf6b DSC 4742

 

Занятие с заключенными проводят священники Калачевской епархии Русской Православной Церкви. Для тех, кто исповедует мусульманство, открыта мечеть.

Отдельное внимание уделяется и патриотическому воспитанию. На терртории ИК-12 был создан музей истории Сталинградской битвы, где все экспонаты созданы руками заключенных. 

5c8747d47122a DSC 4757

Ну а сотрудники самым сложным для себя считают возвращение домой. Все негативные мысли и всё, что случилось за день, надо оставить здесь, за запреткой, чтобы с вечера до утра стать заботливым папой для своих детей и любящим мужем.

Про личное время и нумизматику

Все те, кто работает на территории колонии, это люди, фанатично преданные делу. Но в свободное время они остаются обычными гражданами со своими радостями и увлечениями.

5c8747d472f71 DSC 5372

 

– В УФСИНе я больше десяти лет. Основное направление службы – это охрана периметра, выдача пропусков на КПП, – говорит инспектор охраны Валерия Самборская. – Главное в моей работе – это ответственность. Мы не должны допустить побегов.

В уголовно-исполнительную систему Валерия пришла вместе с мужем Павлом. Сегодня они – счастливые родители замечательного сына. А еще делят одно увлечение на двоих – собирают монеты. Коллекция насчитывает более тысячи штук. Все экземпляры – это специальные выпуски банка России, приуроченные к тем или иным датам.

– Так получилось, что интерес к деньгам, как к чему-то любопытному, у нас обоих с детства. Я помню, как нашла у мамы какие-то старые купюры, с которых все и началось. А когда начали жить вместе, то объединили наши коллекции в одну. А вот сын не разделяет нашего хобби и достает альбомы исключительно для того, чтобы посмотреть, – признается Валерия.

Любая купюра или монета, которая попадает в руки инспектору, сначала проходит строгий осмотр на предмет чего-то необычного. Признается, что однажды снимала зарплату, и банкомат выдал 50-рублевку, которую давно сняли с производства. Конечно, ассигнация была отложена отдельно и дома заняла почетное место в альбоме.

И все же бывает так, что хобби и работа переплетаются настолько тесно, что просто становятся одним целым. Об этом рассказывает начальник кинологического отделения ИК-12 Егор Скрипенок. Собака на территории колонии – это неотъемлемая часть охраны учреждения.

5c8747d3ec04e DSC 5654

 

– Ни одна камера видеонаблюдения не заменит это умнейшее животное. Собака может не видеть, но почувствует человека или его запах, – признается Егор Александрович. – Самый наглядный пример. В колесной паре железнодорожного состава, который заходил в зону, овчарка нашла сотовый телефон и симкарты. Естественно, учуяла она запах человека, который это туда положил, разве техника так сможет?

5c8747d456406 DSC 5589

 

К четвероногим начальник питомника относится особенно. Говорит, что иногда собака намного умнее человека, с ней проще работать. А еще она никогда не предаст. Хорошо помнит и первую овчарку, с которой работал. С болью говорит, что она уже списана.

– Сейчас, к сожалению, по должности мне не положено иметь собаку, но всегда с удовольствием смотрю, как тренируются наши сотрудники. Стараюсь сам ездить выбирать щенков, если есть такая возможность, – признаётся Егор Скрипенок.

Стоит сказать, что лохматые воспитанники питомника ИК-12 – неоднократные победители соревнований как регионального, так и российского уровней. А учебный полигон признан одним из лучших. Кстати, самой «страшной» сторожевой собакой считается алабай. Для того, чтобы разжать ей челюсти, должны приложить усилия не менее трех мужчин. В случае с немецкой овчаркой вполне хватает одного.

Послесловие

5c8747d4b68bc koloniya

Когда за твоей спиной захлопывается железная решетка, понимаешь, что оказываешься в каком-то особенном мире. Здесь свои правила, свои порядки, и время течет совсем по-другому. Черные робы заключенных и какие-то пустые глаза…. Насколько сложно выйти отсюда, оставив мысли о работе, знают только те, кто каждый день надевает погоны, чтобы кого-то перевоспитать.