Первые волжские призывники ловили Гагарина, проверяли трибуну для Хрущева и оцепляли стадион

2313
реклама

25 ноября исполнилось 70 лет со дня образования воинской части № 73420, дислоцирующейся на о. Зеленом. Обычно такие торжества сопровождаются помпезными поздравлениями. Но в этот раз мы нарушим традиции и дадим слово тем, кто был призван на срочную в 50-х годах прошлого века, еще в Школу подготовки младших специалистов плавающих машин, а демобилизовался в 60-х, уже из воинской части. Тем, кто дружит до сих пор. 64 года.

Человек и амфибия

Все началось в 1951-м с создания специального инженерного батальона для разминирования территории перед строительством Сталинградской ГЭС. В 55-м его переформировали в «учебный переправочно-десантный», который в этом же году выпустил механиков наводных машин. А в 1958-м уже Школа подготовки младших специалистов плавающих машин готовила здесь механиков-водителей транспортеров и вездеходов. То есть — амфибий…

Тогда-то и призвали Гену Густомясова, Мишу Кочкина и Володю Дубенского. Первый был коренным сталинградцем с Тракторного. Родители погибли, когда ему было 13. Воспитывался у тетушек, закончил Сталинградский гидротехнический техникум аккурат в 18 лет, в 57-м…

Геннадий Густомясов
Геннадий Густомясов

Хотели мы тогда все на Ангарскую ГЭС, — вспоминает Геннадий Павлович, — но нас убедили остаться в Сталинградгидрострое, где я и отработал 1,5 года. Видел перекрытие Волги, затопление котлована… А 8 декабря 58-го сам явился в военкомат. Направили меня к полковнику Василию Щеглову — первому командиру части. «Ты кто?» — спросил он меня с порога. «Родители погибли, я – один, вот пришел, — ответил я. – Строил ГЭС, играю на баяне». «Пойдешь в музвзвод», — решил полковник.

Гена Густомясов со своим видавшим виды баяном

В музвзводе Гена оказался единственным новобранцем в плотном кольце старослужащих. Помыв полы раз, второй, третий, смышленый паренек сообразил, что лучше сменить дислокацию, и попросился в восьмую роту. К старшине, который его обмундировывал. И все как-то наладилось.

Гена с сослуживцами из 8 роты на транспортере К-61

— Призывали сюда в основном механизаторов и водителей, — продолжает наш собеседник. — Обучали водить амфибии. Я водил транспортер К-61. Он вмещает взвод из 30 человек или машину ЗИЛ и выдерживает 60 пулевых пробоин благодаря автоматической системе откачки воды.

Катюнин платочек

Миша Кочкин родился и вырос в семье хлеборобов из Средней Ахтубы. В войну остался без отца и дядьки. В 58-м, когда ему пришла повестка, только-только завершилась уборка хлеба и началась предосенняя вспашка зяби.

Михаил Кочкин

«В день отправки собралась вся родня, ведь его первого после войны из молодого поколения провожали служить в армию, — напишет о себе много позже в рассказе «Стоит березка на бугре» Михаил Кочкин. — У военкомата было более сотни провожающих и призывников. Играли гармони, песни, пляски, слезы матерей и подружек. Объявили посадку, призывников построили в шеренгу, прекратились музыка и песни. Из толпы вдруг подбежала к нему его ненаглядная Катюня, сунула в руку платочек, чмокнула в щеку и убежала. Платочек был расшит цветами, а в средине было вышито сердце, пробитое стрелой, и слова «Береги и помни»…

8 рота

Поводом для знакомства с Володей Дубенским стало наше с ним чемпионство, — поделился с «Волжской правдой» Михаил Кочкин. — Дело в том, что я был рекордсменом по СКС (карабин Симонова), а Володя чемпионил с автоматом Калашникова. Вот нам и захотелось познакомиться. А с появлением в роте разбитного и веселого Гены Густомясова стало еще веселее. До сих пор помню, как он достает свой видавший виды баян, чинно садится на табурет, поправляет чуб и невидимый галстук и начинает играть. У него был большой репертуар, но больше всего в роте любили «Стоит береза на бугре». Он пел ее с особым чувством, и все знали, почему…

На привале…

Про стройку, танцы и девушку с вуалью

«Кроме обучения, офицеры, сержанты и курсанты тогдашней Школы помогали строить ГЭС и город, очищали дно Волги от мин, тоннели шлюзов от мусора, чистили дно котлована перед затоплением, — позже напишет в рассказе «Шла с ученья третья рота» Михаил Кочкин. — Эти работы не оплачивались, но взамен воинской части поручили демонтировать малый бетонный завод и использовать цемент для своих нужд. Результатом стало несколько машин, направленных на строительство казарм, учебки и объектов полигона».

Возведение второго этажа учебного корпуса

— В мае 59-го из нас сколотили команду для возведения второго этажа учебного корпуса, — рассказывает Геннадий Густомясов. — Четыре каменщика, два подсобных и два — на замес раствора. Сдали через пять месяцев.

А когда шло строительство, Гена познакомился со своей будущей женой Элей, вместе с которой в этом году отметили 62-летие совместной жизни.

Гимнастерка, галифе…
Пока без лычек

— Я увидел ее на танцплощадке за кинотеатром «Мир», — рассказывает Геннадий Павлович. — Он был был буквально за забором части. Эля приехала поступать в филиал Горьковского института инженеров водного транспорта и остановилась у двоюродного брата, с женой которого и отправилась на танцы. Она очень выделялась: вуаль, перчатки, красота… Я глаз не мог оторвать. Мой сослуживец Юрка только хмыкнул: «Куда тебе в своих сапогах и шароварах!» Но я не заробел. Подошел, разговорились и проболтали целых полтора часа…

Прощай, Германия, и досрочный дембель

На втором году службы Геннадию как отличнику выпало служить в северной группе войск в Германии.

Грамота отличника учебной и боевой подготовки

— Раньше учебка длилась год, — говорит Геннадий Павлович, — но у меня выявили проблемы со зрением и не пустили. Тогда ротный выпросил у полковника Щеглова меня оставить после учебки в части. Через полгода я уже был писарем при батальоне и подчинялся пяти начальникам, у каждого из которых мог отпроситься в увольнение. Бывало, уходил на целые сутки…

Писарь при батальоне…
Геннадий с товарищем

В октябре 60-го Гене предложили должность замкомвзвода. Из 132 человек в роте 12 были сержантами, из оставшихся 120 лишь четверо имели образование. Тогда даже 10-летка была редкостью.

Спортивный соревнования
После стометровки

— И как раз вышло постановление о досрочной демобилизации отличников учебной и боевой подготовки, имеющих среднетехническое образование, — подытожил Геннадий Павлович. — Для поступления в вуз. Нас таких собралось человек 12. Прошли при части месячный курс для поступления и демобилизовались при условии, что сразу поступим в институт. В противном случае – возвращаемся и дослуживаем. Так я поступил в горхоз.

С карабином (СКС)

Скучать не приходилось

— В 61-м запустили ГЭС, и на праздник в город приехал глава государства, — рассказывает Михаил Кочкин. — Для него на стадион построили дорогу «хрущевку», вычистили маршрут и возвели на стадионе большую трибуну стоимостью подороже большого крестьянского дома. Вечером, после ужина, нашу роту построили, привели на стадион, приказали подняться на трибуну и прыгать на месте, подпрыгивая чем выше, тем лучше… Через пять минут все закончилось, и всех вернули в казармы… Оказалось, что это было испытание трибуны на тот случай, если Никита Сергеевич вдруг надумает топнуть ногой или стукнуть в запале башмаком…

«Служить было нескучно, — пишет в рассказе «Шла с ученья третья рота» Михаил Кочкин. — Через некоторое время опять тайна. Срочно, по тревоге, снарядили десяток амфибий и направили в Волгоградское водохранилище, в район Дубовки и Камышина».

— Я тогда был дежурным по роте, — вспоминает Геннадий Густомясов. — Это было 12 апреля 61-го. Ночью пришел дежурный по части и велел поднять нескольких курсантов. Тех, которые лучше всех водили транспортеры. А под утро объявляют, что наш человек Юрий Алексеевич Гагарин был в космосе. Поэтому амфибии переправились через Ахтубу и ждали его в пойме, чтобы быстро выловить из воды.

На учениях

«По расчетам по этой траектории Гагарин должен был снижаться, — пишет Михаил Кочкин. – Только пролетел он высоко и приземлился за Волгой, в Саратовской области, в Энгельсе. А потом так же Титова на своих амфибиях караулили».

Удостоверение механика — водителя с подписью первого командира тогда еще Школы подготовки младших специалистов плавающих машин полковника Василия Щеглова

Это сейчас легко вычислить точные координаты приземления. А тогда все было приблизительным, — улыбается Михаил Иванович.

Про волгоградскую «Пицунду»

Спустя 50 лет, в 2002-м друзья собрались в красивейшем месте Ерзовского залива, на берегу Волгоградского моря, в так называемой волгоградской «Пицунде», на даче у заслуженного работника физической культуры РФ Владимира Дубенского. Вспоминали то время, пели «Березку», причем в этот раз им подпевали жены. И казалось, что не было той полсотни лет… Встретились они и на 60-летний юбилей части. Планируют спеть «Березку» и на ее 70-летие.

Волгоградская «Пицунда». сослуживцы через 50 лет после дембеля….
60-лете воинской части № 73420

— Каждый год я выступаю в воинской части и поздравляю всех своих однополчан, — говорит Михаил Иванович, — тех, кто служит сейчас, и тех, кто уже отслужил. Рассказываю, как мы учились, служили, охраняли Хрущева, ловили Гагарина. А на вопрос «Что мне это дало?» я всегда говорю: «Радость дружбы, длящейся 64 года».

Справка «ВП»

В 1998 году на территории части открылся 187-й Псковский межвидовой региональный учебный центр по подготовке младших специалистов инженерных войск. Воинская часть готовит специалистов инженерных войск: водолазов, водителей инженерных машин, крановщиков, специалистов полевого водообеспечения и саперов.