Пятница, 13е: в Волгоградском театре всего один раз покажут мистическую оперу-детектив

1115
реклама

В пятницу 13 декабря на сцене театра состоится премьера «Пиковой дамы» П. И. Чайковского, оперы, которую сам композитор очень любил и считал шедевром. Волгоградский театр выиграл целевой грант федерального Министерства культуры на эту постановку.

Артисты и музыканты театра увлечённо работают над технически и эмоционально сложным полотном. Психологическую драму в трех действиях вместе с труппой «Царицынской оперы» ставит приглашенная команда из Санкт-Петербурга, Москвы и Казани под руководством уже знакомого зрителю по постановке оперы «Кармен» режиссера Грига Скоморовски. Музыкальный руководитель спектакля — дирижер театра «Царицынская опера» Сергей Гринев. 

Репетиции идут в интенсивном режиме, ведь всего месяц назад театр представил публике другую премьеру — грандиозную оперу А. Бородина «Князь Игорь».

— Идея постановки оперы «Пиковая Дама» родилась буквально «под землей» —  под Венским театром на улице Карл Платц (Karlplatz), — рассказал директор театра «Царицынская опера» Леонид Пикман. – С этого момента и началась мистика, которая сопровождает работу над спектаклем. Премьера состоится в пятницу, 13 декабря. И пройдет спектакль в этом году только один раз. Обычно мы делаем два премьерных дня, но не в этот раз. Зрителей ожидает загадочное действо с элементами детектива, мистики, любовного романа и драмы. Сюрпризы, погружение в атмосферу спектакля будут ждать их уже в фойе. Ну и самое главное – гениальная музыка Чайковского. 

— Когда меня спрашивают о концепции спектакля, — рассказывает режиссер-постановщик Григ Скоморовски, — я отвечаю – стараюсь идти за музыкой Чайковского. Процитирую одно из писем Петра Ильича: «Я писал «Пиковую даму» с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака «Пиковой дамы»), и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах слушателей». Мы прочитываем не только либретто, но и партитуру оперы. Материал очень сложный, многослойный. Мы пытаемся расшифровать всю его глубину. Свет, тьма, любовь, надежда, страдание, мистика, разрыв, распад, смерть… Все это есть в музыке, мы от этого отталкиваемся. Драматическое действие оперы будет выстроено из множества деталей, разные уровни сцены позволят использовать ее пространство в полной мере. Преломленная эпоха (« вне конкретного времени»), стильные костюмы, сдержанная цветовая гамма, неожиданная пластика в движениях. И конечно же – город Санкт- Петербург с его Летним садом, каналами, мостами, грифонами, Зимней канавкой, Дворцом княгини Голицыной, ставшей прототипом Пиковой дамы. Если подняться на Петербургом как птица, то можно увидеть, что пространство города разрезано четкими линиями… и мы как будто разрезаем жизнь, «кроим» пространство…

— Отличительная черта музыки Чайковского — лейтмотивы, пронизывающие всю оперу, — подчеркивает  главный дирижер театра «Царицынская опера» Сергей Гринев. – Зрители будут мгновенно угадывать о ком из героев идет речь и что происходит внутри каждого из них. Однако я опасливо отношусь к опере «Пиковая Дама».  Это не первая постановка для меня, и я знаю, что все, кто связывается с этой историей, начинают испытывать на себе воздействие мистики, меняется состояние людей, даже отношение к жизни. Не каждый театр берется за такое серьезное произведение. Кроме того, мы поставлены в довольно жесткие временные рамки. Но мы справимся, поскольку и труппе, и оркестру очень интересно работать над этим спектаклем.