Режим потребления — ВЫКЛ, режим сбережения — ВКЛ

663
реклама

Основанием для столь обнадеживающего прогноза стали данные Росстата, согласно которым объем банковских вкладов на личных счетах граждан вырос в минувшем году на 15 процентов.

Правда, другое исследование отечественного потребительского рынка, которое было выполнено Институтом социологии Российской академии наук по заказу Центробанка, выявило противоречащий аспект: возможность откладывать сбережения, оказывается, имеют только 22 процента жителей страны, чьи подушевые доходы превышают два прожиточных минимума. Остальные едва дотягивают от зарплаты до зарплаты или от пенсии до пенсии – в зависимости от возраста. Какой уж тут, скажите на милость, инвестиционный рывок?

Выходит, новую модель бытования российских домохозяйств точнее было бы назвать режимом не сбережения, а всемерной экономии, по большей части – вынужденной. А что остается делать, если реальные зарплаты трудоспособного населения сократились, в пересчете на доллары, почти в два с половиной раза.

Точкой отсчета эконом-режима следует считать четвертый квартал. За предыдущие девять месяцев потребительские расходы жителей страны превысили доходы более чем на триллион рублей. Причиной покупательского бума в начале года стала первая волна удешевления нефти и ослабления национальной валюты. А в октябре, судя по всему, «заначка» окончательно кончилась. И начался резкий спад продаж.

Между тем, сокращение конечного потребления российских домохозяйств – опасный симптом для российской экономики. Чтобы это понять, достаточно сравнить две цифры. Экспорт нефти и газа обеспечивает 16 процентов объема ВВП, а потребительский рынок – около 56 процентов. То есть в три с лишним раза больше. И, стало быть, есть риск очутиться в свойственном периоду рецессии порочном замкнутом круге: падение доходов – падение потребления – падение производства – новое падение доходов и т.д., и т.п.

А к тому, похоже, всё и идет. Правительство по-прежнему нацелено не на преумножение государственной казны, а на ее перераспределение. Но всего на всех не хватает. Потому что, как разъяснялось еще в стародавнем анекдоте, всего – мало, а всех – много.

В росте тарифов тоже видны красноречивые цифры. Особенно когда дело касается жилищно-коммунальных услуг. Вслед за сборами на капитальный ремонт готовится еще одно ноу-хау… На канцелярском языке оно называется «стоимость содержания объектов электросетевого хозяйства». Под этой словесной конструкцией скрывается ежемесячная абонентская плата за саму возможность пользоваться электричеством – от 20 до 100 рублей в зависимости от жилой площади квартиры. В соответствующем постановлении, подготовленном министерством энергетики, предлагается ввести ее с 1 июля. Причем размер абонентской платы – не фиксированный. Его, в отличие от зарплат и пенсий, планируется индексировать на величину реальной инфляции.

Дальше – больше. Оплату потребленной электроэнергии тоже собираются сделать дифференцированной. Уложился в 150 киловатт-часов в месяц – получи двухпроцентную скидку к действующему тарифу. А вот коли этот лимит превысил, то попеняют так, что мало не покажется. Если на счетчике набежит от 150 до 600 киловатт-часов, платить придется на 12 процентов больше. Ну а если найдутся транжиры, потребляющие больше 600 киловатт-часов, то в чувство их будут приводить надбавкой в 52 процента.

Новость, что и говорить, не из приятных. В подобных случаях современные острословы рекомендуют чашечку кофе. Лучше не станет, но хоть кофе выпьете, пока цены на него еще более-менее доступны. А там, глядишь, и правительство, наконец, поймет, что новая экономическая реальность требует и новой экономической политики. Той, которая вычитанию и делению предпочитает сложение и умножение.