Сладкий Джонни Депп и тараканы вприкуску: Волжанка делает торты выше одного метра, и продаёт их за сотни тысяч рублей

1126
реклама

Глядя на фотографии работ кондитера-самоучки из Волжского, никогда не подумаешь, что они съедобные. Кажется, что это какие-то пластиковые инсталляции из объёмных мультяшных персонажей. Вот принцесса на большой горошине, раздавившей кровать; вот акула в ванной нависает над дайвером, а здесь целый мир морских обитателей и даже Джонни Депп в образе Джека Воробья. Удивительно, что такое гастрономическое увлечение появилось в жизни Ирины Люцер всего два года назад, а как она пришла к этой сладкой жизни, узнал наш корреспондент.

В ожидании кондитерской музы

Экономист по образованию, а художник по призванию, Ирина Люцер была связана с Волжским 30 лет, но теперь предпочитает более южные широты – Сочи. Сегодня она позиционирует себя уже не в качестве кондитера, а скорее, как скульптора-декоратора.

Девушка не делает обычные круглые торты, которые мы привыкли видеть в магазинах. Ей это неинтересно. Наша землячка любит давать полёт своей фантазии и создает настоящие шедевры из сахарных паст, бисквита, муссов, шоколада и прочих вкусных материалов. Свидетельство тому – награды в профессиональных конкурсах.

В нынешнем году Ирина успешно выступила в кулинарном мероприятии «Мультимонстры», которое проводилось в Великобритании корпорацией Cake show International. Главным судьёй там был Гэри Поллард, американский скульптор-декоратор, создававший чудищ в таких кинокартинах, как «Пятый элемент», «Малефисента», «Гарри Поттер» и других голливудских блокбастерах.

Из пятисот претендентов на победу наша девушка вошла в пятёрку обладателей «золота», представив на суд строгого жюри 85-сантиметрового инопланетянина. Естественно, что небожитель никуда не ездил, Ирина отправляла фото и видео, которые тщательно отсматривала судейская команда.

А осенью минувшего года её участие во Всемирном шоу тортов было ещё более успешным. Там же, в Англии, проходил конкурс под названием «Тайны морских глубин». Предваряли состязательную часть мастер-классы, на участие в которых у Ирины совершенно не хватало времени, потому что она выполняла поступившие заказы.

Ирина Люцер

– Я дотянула до последнего и взялась за конкурсное задание за девять дней до сдачи, – вспоминает волжанка. – Мы, кондитеры, – такие существа, которые всё делают в последний момент. У нас тоже есть такое понятие, как муза. Она прилетает, когда приближается срок сдачи заказа, и тогда начинаешь днями и ночами делать нужную работу.

В этот раз муза Ирины помогла сотворить скульптурную композицию высотой 1,25 метра, вес которой составил около 40 килограммов. Коралловый риф с парящими возле него морскими обитателями – пятнистой черепахой, затаившимся осьминогом, чёрными в белый горох скатами, потирающим клешни крабом, акулой и рыбой-молотом, ракушками и даже с затонувшей парусной лодкой, и все это великолепие выполнено с мельчайшей детализацией. Естественно, не впечатлить жюри такой торт не мог. Из пяти работ, набравших одинаковое количество баллов, выбор главного судьи пал на композицию нашей землячки, притом что на победу изначально претендовали около тысячи кондитеров.

Десерт на гайках и болтах

Толчок к сладкой жизни Ирине Люцер дала пандемия. Из-за неё же бизнес, связанный со строительством деревянных домов, которым будущий кондитер занималась вместе со своим супругом, сошёл на нет. И тогда наша землячка вспомнила о своей давней мечте заняться кондитерским делом.

Начала с шантифлекса – технологии, позволяющей изготавливать съедобные цветы из фасолевой пасты. Потом продолжила изучать с помощью интернета муссовые торты, пирожные, бисквиты… Познакомилась со многими направлениями, изучила тенденции и поняла, что хочет изготавливать вау-торты. А это нечто совершенно особенное уже только потому, что предполагает использование специальных конструкций – опор и подложек, которые прячутся внутри вкуснятины, помогают ей принимать любые формы и делать их визуально невесомыми.

Для этого нашей землячке пришлось освоить работу с металлом, она сама его режет, а затем скрепляет гайками и болтами, а также кроит необходимые элементы из фанерных листов и пеноплекса.

– Это не просто каркас, это целое инженерное сооружение, без него ничего держаться не будет, – поясняет мастер. – Оно изолируется пищевой плёнкой и шоколадом, а затем на конструкцию крепятся составляющие самого торта. Со съедобным материалом очень интересно работать, потому что это трудно, совершенно не так, как с пластилином. Мастику, основными ингредиентами которой являются сахар и вода, варю сама. Если нужно делать портретную лепку или реалистичных животных, то добавляю какао-масло. Также используется вафельная и сахарная бумага, моделирующие пасты, шоколадный велюр…

А ещё чтобы добиться нужного эффекта и максимально приблизиться к реалистичности, Ирина использует специальный аэрограф, который заправляется пищевыми красителями, и краскопульт.

Насекомые – приветствуются

В большинстве своём у Ирины заказывают торты до полуметра высотой. На изготовление каждого уходит около недели. Пять дней готовятся декорации, а ещё два нужно на выпечку и соединение всех деталей воедино. И каждый раз получается новая вкусная инсталляция.

– Мне неинтересно повторять работу, которую я уже делала, – признаётся скульптор-декоратор из Волжского. – Всё время придумываю что-то новое. Самый ходовой торт – гамбургер. Их сделано уже с десяток, но всякий раз я занимаюсь его усовершенствованием.

А ещё наш мастер любит пошутить и поэпатировать публику. Самым фееричным на сегодня стал торт «Мухи на помойке». Мультяшные представители двукрылых с выпученными глазами изучают инструкцию по утилизации отходов. Они расположились на грязном баке, из которого высовываются огрызки и свисают шкурки бананов. Фото этого десерта после публикации просто взорвало интернет.

– Заказавшие этот торт клиенты – очень своеобразные люди, – рассказывает Ирина. – Они любят приезжать в Сочи и подкалывать друг друга. Их пожелания были следующими: «Нужно сделать такой торт для парня, чтобы он, когда увидел его, очень долго смеялся. Идею придумайте сами. Мы готовы на всё». Сначала возник образ мух, а потом «созрел» бак. Я поставила себе цель создать максимально реалистично гнилые продукты из съедобного материала. Съедобным сделала всё, даже траву и камушки. Я никогда не высылаю фото того, что получилось, а привожу коробку, открываю её и снимаю на видео реакцию. Так было и здесь. Когда они увидели композицию, то смеялись все, им очень понравилось, и никакого отвращения «отходы» не вызвали, торт был съеден полностью.

Потом Ирина продолжила использовать тематику насекомых, создавая тараканов, червей, блох…

Яйца Фаберже из шоколада

Клиенты нередко заказывают сладкие фигурки известных людей и персонажей из фильмов. Например, однажды захотели Гордона. Были также Пенелопа Крус, Джонни Депп, Харли Квинн, Гомункулус… Всего около 20 штук.

– Мне самой очень нравится Джонни Депп, и его фигурок я сделала уже немало, – продолжает Ирина. – Он был у меня в образе цирюльника из фильма «Суинни-Тодд», Шляпника из «Алисы в стране чудес», Джека Воробья… Три фигурки из «Пиратов Карибского моря» я решила не продавать и оставила себе.

Работа у волжского кондитера очень сложная, а потому удовольствие получается не из дешёвых. Например, победивший на шоу тортов «Подводный мир» у Ирины купили за 75 тысяч рублей. Сейчас эта съедобная декорация украшает один из яхт-клубов Сочи. Есть её пока никто не собирается, потому что все гости с удовольствием рассматривают этот элемент декора, тем более что храниться он может, сохраняя все свои свойства, не один год.

Но это не самая большая цена за торт Ирины Люцер. В минувшем году в Кранодаре волжанке пришлось готовить огромный десерт на корпоратив. Заказчики захотели увидеть семиярусный торт высотой 1,5 метра и заплатили за эту съедобную композицию четверть миллиона рублей.

В настоящий момент Ирина работает над пасхальной коллекцией, изготавливаемой из шоколада по типу яиц Фаберже. Автор уверена, что и эта её работа будет съедена не сразу. Большинство её клиентов сначала любуются приобретением и лишь спустя время – год-два, – когда истекает срок годности, разрешают себе вкусить эту земную красоту.

А ещё Ирина посвящает массу времени лепке, чтобы просто отработать технику. Сейчас она осваивает новое направление в гастрономическом искусстве – изготовление тортов в виде бюстов, причём максимально реалистичных, которые тоже станут интересным подарком для виновника торжества.

– Торты – это моя «болезнь», мне ничего не доставляет такого удовольствия, какое я получаю в процессе их изготовления, – заключает волжанка. – Как будет дальше с моим увлечением, я не знаю, сейчас всё подорожало, но надеюсь, что ситуация вскоре наладится.

Фото предоставлены Ирины Люцер