У депутатов хотят отнять… Они, вроде как, не против

449
реклама

Сразу после Дня защитника Отечества спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил коллегам обсудить вопрос о возможном сокращении денежного довольствия и высказал надежду, что эта идея «получит правильный отклик».

Нынешние депутатские зарплаты, особенно в сравнении со средними по стране, невольно заставляет вспомнить, что «довольствие» и удовольствие – однокорневые слова. После вычета подоходного налога государственным думцам причитается 347 тысяч 490 рублей в месяц. В случае «правильного отклика» зарплаты урежут на 10 процентов, что позволит ежегодно экономить около 190 миллионов рублей.

Первые отзывы с Охотного Ряда позволяют сделать вывод, что предложение спикера будет поддержано. «Элита должна разделять все те последствия кризиса, которые испытывает население, поэтому принципиальных возражений у нас нет», –заявил газете «Коммерсантъ» первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. Примерно в том же ключе высказался депутат от КПРФ Вадим Соловьев: «Еще Ленин говорил, что зарплата чиновника не должна превышать зарплату квалифицированного рабочего. Если все наши чиновники, начиная от президента и заканчивая депутатами и министрами, будут такому правилу следовать, это будет правильно».

Судя по последней цитате, экономить в одиночку парламентарии не согласны. Вот и заместитель генерального секретаря партии «Единая Россия» Андрей Исаев, считает, что примеру Госдумы должны последовать не только министерства и ведомства, но и госкорпорации. Как говорится, кто бы возражал. Ведь если государевы люди действительно запустят цепную реакцию добровольного отказа от части привычного денежного довольствия, экономия бюджетных средств будет исчисляться уже не миллионами, а миллиардами.

Глядишь, и найдутся тогда средства на организацию производства технологически сложных товаров, по объему выпуска которых Россия уступает не только развитым государствам мира, но даже Тунису. В научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки наша страна вкладывает только 1 процент ВВП – втрое меньше, чем Япония, занимающая первое место в рейтинге технологических инноваций.

Как это ни удивительно, но от необоснованной экономии на модернизации производства страдают даже ресурсодобывающие отрасли, остановившиеся в своем развитии. По подсчетам директора Центра развития постиндустриального общества Владислава Иноземцева, добыча нефти в России застыла на уровне 1990 года, в то время как в Казахстане, например, она увеличилась в 3.5 раза.

К чему приводит такая экономия на инновациях показывают отчет Росстата за первый месяц текущего года. Куда ни кинь, почти повсюду клин. Исключение составляет только сельскохозяйственное производство, увеличившее выпуск продукции на 2.8 процента. Что, впрочем, было предсказуемо, поскольку импорт продовольственных товаров и сырья снизился за январь (в годовом выражении) на 41.9 процента.

На этом поводы для сдержанного оптимизма и заканчиваются. Дальше – сплошные потери. Инвестиции в основной капитал (а какое без них импортозамещение?) упали на 6.3 процента, грузооборот транспорта – на 4,1, объем строительства – на 3.5, а внешнеторговый оборот – и вовсе на 24,1 процента.

Но самое тревожное положение в розничной торговле. Как известно, ее удельный вес во внутреннем валовом продукте составляет около 20 процентов, что в полтора раза больше аналогичного показателя в странах «большой семерки». Так вот, по сравнению с январем прошлого года розничный товарооборот снизился на 4.4 процента. Объяснение этому, что называется, на поверхности – нет спроса. Да и откуда ему взяться, если цены растут, а реальная средняя заплата уменьшилась за январь сразу на 8 процентов.

Впрочем, спрос может в ближайшее время и подрасти. На этой неделе Ассоциация компаний розничной торговли направила в Федеральную антимонопольную службу проект соглашения, устанавливающего фиксированные цены на социально значимые продукты,

Для справки. В АКОРТ входят крупнейшие сетевые магазины страны – «Магнит», «Лента», «Ашан», «Пятерочка», «Карусель» и другие. А в категорию социально значимых попадают два десятка наименований продовольственных товаров: говядина, свинина, баранина, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко, некоторые молочные продукты, сахар, соль, подсолнечное масло, крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки.

Если предложенное ассоциацией соглашение получит одобрение, цены будут заморожены на 2 месяца. Антимонопольщики, вроде бы, не возражают. Как сообщил газете «Ведомости» заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров, ФАС положительно относится к инициативе ритейлеров. Тем более что действующее законодательство допускает подобные согласованные действия при условии получения покупателями преимуществ, соразмерных выгодам, полученным хозяйствующими субъектами. Оказывается и такое бывает – замороженные продукты по замороженной цене. Одновременно экономить и деньги на покупку еды, и время на ее приготовление – это по нынешним временам сродни роскоши.

Иллюстрация: hwmguide.ru