В генах – крепость волжского бетона

653
реклама

Куда пойти учиться?

День 23 августа 1942 года, когда враг вторгся в его город, парнишка крепко запомнил. Пожалуй, именно тогда и оборвалось его безмятежное детство. В считанные дни стерли «цивилизованные» варвары уютную Ломоносовскую улицу, изуродовали здание драматического театра, растоптали городской сад. Огненный кошмар ежедневно менял картины Сталинграда. Роскошные некогда старинные купеческие дома превращались в груды кирпича, а в Комсомольском парке, в котором еще совсем недавно звучали дивные романсы Вертинского и Козина, наступила разруха.

Однако несмотря ни на что, пережив вторжение дьявола, семья рано повзрослевшего ребенка войны выжила.

В 1946-м Марк окончил школу. Вопроса – «Куда пойти учиться?» – перед парнем не стояло. Родственники по отцовской и материнской линиям работали архитекторами и строителями. Юноша и сам хорошо владел карандашом и кистью. Поэтому и подал документы в Ленинградский инженерно-строительный институт, на архитектурный факультет. Правда, не хватило совсем малого – одного балла, но Марк не огорчился. Тут же отнес документы в деканат факультета «Промышленное и гражданское строительство». И ни разу после окончания ВУЗа не пожалел о своем выборе…

По распределению молодой специалист попал в Армавир, на строительство завода испытательных машин. Работа в качестве мастера нравилась, но хотелось большего. Желание подогревалось информацией в газетах о начале великой стройки коммунизма на Волге, близ родного города. Молодой инженер принял для себя твердое решение: уеду, несмотря ни на что…

Руководство строящегося Армавирского завода и слышать не хотело о его увольнении. Тогда Марк Петрович пишет письмо начальнику строительства Сталинградской ГЭС Логинову. Ответ не заставил себя долго ждать. Письмо директору Армавирского предприятия было предельно лаконичным и не допускало возражений. В начале марта 1952-го Марк Калиниченко прибыл в город детства.

«Крещение» от Логинова

Встреча с Логиновым прошла деловито и удивительно просто. Федор Георгиевич сразу же предложил молодому специалисту два варианта: либо принять непосредственное участие в строительстве гидроэлектростанции, либо использовать полученные институтские знания в проектно-конструкторской конторе (ПКК) управления «Сталинградгидрострой». Выбор Марка Петровича пал на проектную работу.

Буквально с первого дня молодой специалист жадно включился в работу. Зимой 1953-го, когда еще не было канатной дороги через Волгу, от главного инженера строительства ГЭС Степана Медведева поступило указание: спроектировать по тонкому льду по ширине Волги транспортировочную ленту. И буквально за ночь благодаря механикам, электрикам, рабочим-подсобникам транспортер, спроектированный Калиниченко, был запущен в эксплуатацию.

В проектно-конструкторской конторе Марк Петрович работал в тесном контакте с порядочными, талантливыми инженерами, архитекторами, конструкторами. Они жили в бараках, построенных на территории 4-го отдельного лагпункта (нынешний жилой квартал «А»). Они отбывали сроки по известной 58-й статье. «Однажды разговорился с одним эстонцем – рассказывает Калиниченко. – Сейчас уже не помню его фамилии, но специалист был грамотный. Так вот он сел за обычный анекдот». А в 1958-м контора переросла во Всесоюзный институт «Энергожилиндустрпроект», в составе которого работало уже около 500 специалистов.

– С гордостью могу сказать, – говорит Марк Петрович, – благодаря начальнику ПКК Савелию Киркорову, а впоследствии и нашим общим усилиям, институт первым в СССР внедрил уникальный строительный материал – керамзит. Дело в том, что на территории области были обнаружены залежи особой, «хвалынской» глины. При производстве керамзита глиняные шарики вспучиваются, а внешняя оболочка приобретает прочную защитную скорлупу, напоминающую керамическое покрытие. На основе этого материала и было внедрено производство керамзитобетона – легкого, прочного материала, обладающего высокими теплоизоляционными свойствами.

Обуздать заводские выбросы

В 1972-м Марк Калиниченко перешел в управление «Волгоградгидрострой», став заместителем главного инженера Эдуарда Авсейкова. Калиниченко курировал строительство гостиничного комплекса «Ахтуба», центрального рынка в 7-м микрорайоне, дворца культуры «Октябрь».

Летом 1972-го Авсейков поручил своему заместителю руководство реставрационными работами скульптуры «Родина-мать зовет!». Проблема возникла в связи с тем, что по истечении пяти лет с момента открытия, на монументе были выявлена корроозия поверхностного слоя бетона, и началось разрушение меча. Возникла необходимость покрытия поверхности водоотталкивающим составом, и замены этого ключевого элемента скульптуры.

На одном из совещаний Марк Петрович высказал «крамольную» мысль – негативное влияние на монумент оказывают выбросы находящегося рядом завода «Красный Октябрь».

– Я сказал им, что тяжелые частицы дыма оседают на скульптуре, а в сезон дождей при взаимодействии с водой образуются щелочи и кислоты, разрушающие бетонную поверхность.- вспоминает Калиниченко. Это высказывание убедило работников обкома КПСС – на трубах предприятия спешно были установлены дополнительные фильтры.

Замена меча стала еще более творческой задачей. Работы были поручены субподрядной организации «Волгостальмонтаж». Из металлических листов был изготовлен меч новой конструкции – не такой как был первый, квадратного сечения, а ромбовидный, соединенный по длине тремя самостоятельными кусками толщиной листов соответственно 16, 12 и 8 мм.

калениченко

Династия стране еще послужит

Работы по реконструкции скульптуры «Родина-мать зовет!» были вновь возобновлены через 14 лет, в 1986-м. Волгоградские промышленные альпинисты вновь обследовали состояние монумента, и пришли к выводу: главный памятник вновь нуждается в реставрации. Специалисты ленинградского института «НИИкерамики» предложили абсолютно новый, прогрессивный по тем временам состав антикоррозионного покрытия, в корне отличающийся от состава, предложенного столичными специалистами 14 лет назад.

– Главное свойство ленинградского покрытия заключалось в глубоком проникновении жидкого состава в микропоры обрабатываемой поверхности. – говорит Калиниченко. – Его в течение двух месяцев с помощью тросов и подвесных люлек наносили на фигуру «Родины-матери» промышленные альпинисты. Кстати, за удачно проведенную реставрацию эти субподрядчики получили в качестве премиальных по легковому автомобилю…

Марк Петрович относится к плеяде истинно-русских интеллигентов. Это заметно и в манере его разговора, и во внимательном взгляде, и даже в обычном рукопожатии. 10 марта первостроитель в кругу родных и близких отметил 90-летие. В конце нашей беседы он с улыбкой рассказал, что династия Калиниченко насчитывает одиннадцать инженеров-строителей и архитекторов. Марк Петрович искренне надеется, что еще долгие годы профессиональные семейные навыки будут работать на благо страны. Ну а мы пожелаем ему крепкого здоровья!

Павел Малышкин