Речь, обильно сдобренная бранными словами, в нынешнее время не удивляет никого. Вплетаясь в экранные, книжные и онлайн-диалоги, она как-то незаметно начала переползать из ненормативной в нормативную. Причем, невзирая на административную и уголовную ответственность. С чем это связано, приемлемо ли это, и, если — да, то в каких случаях? Об этом мы пообщались с представителями разных сфер и возрастов.
«Нуриев научил парижских балерин ругаться по-русски…»
Председатель первичной ветеранской ячейки №5 Светлана Лавренкова:
— Наша речь – это в первую очередь показатель нашего интеллекта и культуры. И употребление мерзопакостных слов говорит о том, что люди попросту не дотягивают до нормального уровня. Это, как правило, либо недостаток образования, либо норма общения в семье. И в том, и в ином случае это – негатив.
Ученые считают, что ненормативная лексика вызывает у человека изменения на гормональном уровне, что совершенно неприемлемо. Поэтому я считаю, что всё это нужно прекратить, тем более на телевидении и в литературе. Даже если придется устанавливать специальные знаки «Мат запрещён».
Но, справедливости ради, стоит отметить и конструктивные моменты. Ранее я работала на заводе руководителем. Мужской коллектив, тяжёлый физический труд, ремонтные работы. И я неоднократно становилась свидетелем того, как работа, которая не клеилась, поле крепкого словца вдруг начинала спориться. Как какая-то внутренняя команда…
Бывает, что вырывается и у меня. Недавно вела репетицию в танцклассе, и вдруг звонок – очередное предложение о кредите… Вот, когда у президента спросили, как он расслабляется после напряжения, он ответил, что не напрягается. А я вот напряглась. И выругалась. Отпустило…
Еще один интересный момент. Национальный… Отдыхала как-то на юге. Услышала грузинскую речь и отборный русский мат. Уточняю у своего спутника: почему? А он отвечает: «Грузинские ругательства слишком обидные, а вот русские – нет, они не забитые и хорош для связки слов…»
А еще мой любимый балерун Рудольф Нуриев, когда работал в парижском балете, научил всех балерин ругаться матом. Когда у них что-то не получалось, он использовал этот ненормативный диалект. И, как говорили потом критики, вскоре после его приезда Париж затанцевал…
Однако, всё это, скорее, исключения из правил. Проблема мата неразрешима. И она будет существовать всегда, пока существует человек. Люди мы все разные. Культура общения разная. В одночасье мы её не искореним. Но стремиться нужно. Развиваться и как можно больше читать.
«В школьных туалетах сейчас настоящие «кальянные»…»
Капитан КВН-команды 32-й школы «Молодые» Вячеслав Бобылёв:
— Сегодня ненормативная лексика присутствует как в обиходе у молодёжи, так и у взрослых. Не зависит она и от уровня благополучия. Если пройтись по улице, то можно услышать бранные слова как от хорошо одетого человека, так и от асоциала.
Мне кажется, что желание выругаться равносильно желанию успокоиться. И касается оно в основном тех людей, кто не нашёл для себя отрасли самовыражения и не знает иного способа получения эмоций. Для них бранные слова применимы как в негативном, так и в позитивном контексте. Причем встречаются такие люди везде. Я, как одиннадцатиклассник, слышу их ив школьных коридорах, и на улице, и в учреждениях науки и культуры.
И зависит это, как мне кажется, от психологического и духовного воспитания человека. Особенно мощно на лексикон влияют книги. Они расширяют словарный запас и потребность в брани отпадает. Нужно просто больше читать и саморазвиваться. Как по мне, то саморазвитие – это главное в жизни любого человека. Чем больше мы развиваемся, тем лучше становится наша жизнь и жизнь нашего окружения.
На сцене, к слову, тоже бывают всплески. И звучит ненормативная лексика. Какие-то проколы, ссоры, после которых хочется выйти на балкон или выехать в лес и как следует выговориться…
В школьных туалетах сейчас настоящие «кальянные»… Там о чем только не говорят. Есть это и в спортзалах, во время матчей. Дома тоже проскакивает. Но я стараюсь сдерживаться, потому что считаю, что материться при людях, которые старше тебя и которых ты уважаешь, недопустимо. Если они, конечно, сами не употребляют.
В итоге получается, что точка зрения на мат у всех разная.
Я считаю, что у каждого свой путь. Человек должен сам понять, к чему стремиться и как развиваться. Он должен сам уяснить, что чем меньше мата в общественных местах, тем будет лучше и приятней нашему слуху. И тем комфортней и эстетичней будет находиться в этом обществе.
«Мат — лишь показатель того, что мы представляем из себя как человеческий род»
Педагог-психолог лицея №1 Елизавета Майфет:
— Как психолог я не имею права запрещать. Я могу лишь предоставить выбор. То есть сделать так, чтобы жизнь человека стала лучше и комфортней. И тут важно понять: является ли аспектом качественной и насыщенной жизни ненормативная лексика?
На мой взгляд, сегодня переизбыток бранных слов связан с обстоятельствами жизни общества. Изменения в социально-политическом поле сильно влияют на то, что и как говорят люди. Нашу деятельность формируют наши мысли, а произносимые слова закладывают основу нашего состояния. Бранные слова делают это основу неустойчивой.
Каждый человек стремится к эмоциональному благополучию: спокойствию, безопасности, гармонии. Эмоциональный комфорт формирует речь, которую мы можем не контролировать. А ненормативная лексика, напротив, порождается эмоциональным неблагополучием или бессилием.
Если мы хотим счастливого гармоничного мира, где люди не ненавидят друг друга, а умеют выстраивать взаимоотношения, договариваться, прощать, то нужно начинать со своих реакций. Ведь именно они порождают взаимодействие с людьми. Мат – это лишь отражение примитивных реакций и частично показатель того, что мы представляем из себя как человеческий род…
Хорошим инструментом является логизация своих чувств. Ведь зачастую мы сами не можем объяснить, что вызывает в нас такую экспрессию. Отсюда вывод: нужно объяснять свои чувства, понимать их. И бранные слова не потребуются.
Читайте больше классической литературы. Причем не столько из-за словесного наполнения, сколько из-за ценности, которую она несет.
Учитесь контролировать свои эмоции и выбирать ситуации, в которых вы будете спокойны, расслаблены и радостны. Где не нужно будет переходить брань.
Я понимаю, что человек еще не на том пороге развития, чтобы искоренить всё негативное воздействие. Но мы можем стремиться выбирать лучшее. И постепенно откажемся от мата. А если мы будем с теплом и любовью относиться к другим людям, этого и не придется делать вовсе. Потому, что брань перестанет быть бранью…
«Всё есть яд, всё есть лекарство…»
Директор ЦКиИ «Октябрь» Евгений Кузнецов:
— Мне на ум сразу приходит фраза Раневской о том, что «лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью». Я тоже читал о том, что у человека, который матерится, меняется гормональный фон. Что он — низкокультурный, малообразованный и неначитанный. Но, наряду с этим, существует и ряд иных исследований. К примеру, работы ученых, изучающих поведение военных в критических ситуациях. Мониторинг показывает, что в таких случая лучше мата ничего не лечит.
Так хорошо это или плохо?
Воспитанный человек понимает, что инвективы использовать неправильно. Работает над этим, добивается успехов. И вдруг, в какой-то стрессовой ситуации всё рушится…
У меня был знакомый — очень верующий человек. Не сквернословящий, не пьющий, не курящий. Живущий по заповедям. Но однажды, после операции, когда отходил от наркоза, он вдруг резко начал крыть всех отборным матом. Причем фразы были построены логично и имели разноэтажные конструкции. Спустя какое-то время он даже приглашал к себе духовника, чтобы покаяться в содеянном. Что это было?
Я, к примеру, тоже позволяю себе ругнуться. В точке кипения мне очень хочется схватить сковородку, но поскольку этого делать нельзя, я выбираю более безопасный вариант и употреблю какое-нибудь крепкое словцо.
С одной стороны, мат – это разрядка. Но ведь мы применяем его и как коммуникативный инструмент… Например, чтобы до человека быстрее дошло. Это удивительным образом помогает некоторым людям лучше усвоить то, что мы пытаемся до них донести…
У меня был период деятельности, связанный с педагогикой. Матом я, конечно, не ругался. Но употребить крылатые выражения, типа «твою дивизию», мог. Особенно, когда 50 хористов непрерывно бесятся. И доходило до комичного: дети уточняли у родителей какой театр называется «ёперным» и какое отношение к хору имеет дивизия…
Откуда вообще возникли матерные слова и какова их этимология?
Есть масса версий: от язычников, от татаро-монгол. Есть даже теория о том, что ранее все инвективы означали именно то, что они означают. И не считались ругательством. Однако позже, во времена, когда в Советском Союзе не стало секса, они в одночасье стали бранными… Всё, наверняка, гораздо глубже, чем мы думаем.
Я вообще не могу сказать, хорошо это или плохо. Я как Парацельс: «Всё есть яд, всё есть лекарство…» и зависит лишь от дозы и посыла.
В конце концов не форма уродует сознание, а содержание. В этом смысле комбинация звуков – просто обёртка, в которую человек заворачивают специфическое содержимое, отражающее его сознание. Если сознание низкое – начинка будет разрушительная. И — наоборот. Вспомним библейское: «чистому всё чисто…»
А один из известных педагогов и вовсе изрёк: «русский мат – это сегмент великого языка, нуждающийся в тщательном изучении, сохранении и уважительном отношении».
Так, может, стоит начать не с борьбы, а с изучения этого феномена?
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
Тема яйца выеденного не стоит!
А психолог…нда уж…