В ноябре главным режиссёром Нового Экспериментального театра был назначен заслуженный артист России Владимир Бондаренко. О том, как он намерен руководить двумя учреждениями культуры одновременно (в настоящее время Бондаренко занимает пост художественного руководителя Волгоградского молодёжного театра), о проблемах в труппе и о том, почему в этом сезоне зритель не увидит спектакль «Горе от ума», он рассказал на пресс-конференции журналистам.
«Да здравствует театр!»
В сентябре волгоградские коллективы стали участниками «Всероссийского Театрального марафона»: на сцене НЭТа показал свои спектакли Краснодарский академический театр драмы, а Волгоградский ТЮЗ, в свою очередь, отправился на гастроли в Крым.
В ноябре Новый Экспериментальный театр стал участником межрегионального театрального фестиваля «На родине Владимира Зельдина» в Мичуринске. Спектакль «Вера, надежда, любовь» заслужил высокие оценки жюри: приз за лучшее исполнение женской роли получила Светлана Кулакова-Блохина, а в номинации «Нет маленьких ролей» награду присудили Виталию Мелешникову.
В начале декабря театр побывал на гастролях в Ейске – три спектакля прошли при полных аншлагах.
В августе покинул пост художественного руководителя НЭТа Никита Ширяев – контракт, заключённый на год, не продлили. Новые назначения последовали три месяца спустя: главным режиссёром театра был назначен Владимир Бондаренко, а директором – Ангелина Шершень.
-Прошлый сезон стал важным этапом в жизни театра, — отметила Ангелина Анатольевна. – Уход из жизни основателя НЭТа, народного артиста Отара Джангишерашвили, перемены в репертуарной политике сплотили коллектив. Главный урок, который мы извлекли из этой истории, — не нужно ничего бояться и никому лгать. Но это уже прошлое. Теперь наша главная задача – работать для нашего зрителя.
Также стало известно, что в труппу вернулись актёры, подавшие заявления об уходе в прошлом сезоне (среди них, например, были «молодые надежды» НЭТа Алексей Жидков и Максим Чекашкин), также есть пополнение — актриса из астраханского театра драмы Юлия Даютина. Она сумела найти общий язык с коллективом, в настоящее время репетирует роль в премьерном спектакле.
А вот Евгений Тюфяков возвращаться в Волгоград не намерен: актёр уже два года живёт и работает в столице. Однако поклонники смогут увидеть его в спектаклях волгоградского театра: Евгений будет приезжать на несколько дней раз в несколько месяцев. Следите за афишами театра.
«В театр шли все, от проституток до руководителей вузов»
-Я продолжаю мучительно размышлять о том, каким быть театру после ухода Отара Ивановича, его создателя, даже перечитал историю Сталинградского театра в поисках ответа на вопрос, — говорит Владимир Бондаренко. — К тому, что происходило здесь в течение 30 лет, публика относилась по-разному: одни были в восторге от спектаклей НЭТа, другим они категорически не нравились. Но театр действительно гремел далеко за пределами «нетеатрального» Волгограда.
Отар Иванович был авантюристом в хорошем смысле этого слова. Он строил коммерческий театр, театр-праздник, фейерверк – именно такой формат был востребован публикой 30 лет назад. Как раз в то время в Россию хлынул поток коммерческих пьес, которые мы прежде не знали, – и первой из этой серии на сцене НЭТа поставили комедию Клода Манье «Блэз». Потом были Камолетти, Куни, Флетчер… И НЭТ стал настоящей меккой, куда стремились все, от проституток до руководителей вузов, от бандитов 90х до руководителей города. Но сейчас другое время, борьба за зрителя закончилась, и голым телом или скабрезным анекдотом его в театр не заманишь.
Каким должен быть современный театр? Мне кажется, сегодня в огромном дефиците пища для ума и для души. Потому симбиоз интеллектуального театра с театром мелодраматическим и есть тот формат, что может привлечь публику. Я прекрасно понимаю, насколько сложным и мучительным будет переход от коммерческой драматургии, к которой привыкла часть публики, к драматургии иного свойства. Но это единственный способ переформатировать театр.
«Горе от ума»: ни Фамусова, ни Софьи?
-Место режиссёра-постановщика в театре по-прежнему вакантно. Вы возьмёте на себя эту обязанность?
-Отар Иванович за 30 лет поставил в НЭТе около 90 спектаклей, среди которых были и попадания в десятку, и неудачи. Мне подобный марафон не повторить. Доверю эту миссию молодым перспективным режиссёрам, с которыми познакомился во время работы в Молодёжном театре. К сожалению, у нас нет финансовой возможности приглашать мэтров вроде Роберта Стуруа – постановка будет стоить несколько миллионов рублей. Хотя не исключаю, что с течением времени мы всё же сможем хотя бы раз в год приглашать именитых режиссёров.
Первую премьеру сезона зритель увидит 14 февраля – режиссёр из Казани Рашид Загидуллин репетирует «Проделки Скапена» по комедии Мольера
16 февраля приедет известный волгоградцам по постановкам в Молодёжном театре режиссёр из Абхазии Адгур Кове, который будет ставить драму Островского «Гроза». Почему к ней такой интерес? Потому что это история о любви и об изменах — о том, что так живо интересует людей. Включите любое ток-шоу — и вы сами в этом убедитесь. Премьера 21 апреля. А 75-летию Победы мы посвящаем спектакль «Русская пуля» по пьесе Владимира Жеребцова «Предатель». Премьера 8 мая на Малой сцене. Режиссёр – я, художник – Кирилл Пискунов из Петербурга. Это камерный спектакль, по жанру – военный детектив. Скажу сразу: никакого альтернативного взгляда на историю Великой Отечественной не ждите. Хочу ещё раз напомнить молодёжи о том, какой ценой завоёвана Победа, кто изменил судьбу Европы — не будь советской армии, не будь мая 1945-го года — и она, эта судьба, была бы незавидной…
29 июня у всех сотрудников театра, и у меня в том числе, заканчиваются контракты. Если они будут продлены, то новый сезон мы откроем спектаклем из русской классики в постановке известного российского режиссёра. Пока идут переговоры.
Также мы работаем над восстановлением 20 спектаклей, утраченных по тем или иным причинам в прошлом сезоне. А 6 марта, в день памяти Отара Джангишерашвили, мы покажем одну из лучших его работ – драму «Цареубийцы».
-А какова судьба спектаклей, поставленных в прошлом сезоне Никитой Ширяевым?
-Два из них сняты с репертуара. Третий, «Горе от ума», пока в подвешенном состоянии. Мы намерены показывать его публике, роль Фамусова в настоящее время репетирует Олег Алексеев, однако стало известно, что собралась в декрет исполнительница роли Софьи. Решаем, делать ли вводы сразу на две главные роли – что само по себе достаточно сложно, — или же отложить спектакль до возвращения актрисы на работу.
Шанс будет только один
-Последуют ли изменения в труппе театра?
-Уже два часа после назначения я понял, что моя святая обязанность – работать с теми, кто сегодня есть в театре, может быть, точечно усилив труппу. Моя задача – привести актёров в нужную форму и зажечь в них желание работать на благо волгоградской публики. Как ни парадоксально, выяснилось, что, работая более 20 лет в этом коллективе в качестве актёра, я не знаю возможностей большинства моих коллег. В труппе 44 человека, в спектаклях постоянно заняты всего 10-12 из них, остальные в лучшем случае выходили в массовке. Потому моя задача в трёх постановках этого сезона максимально дать возможность всем актёрам проявить себя. Но шанс им будет дан только один.
-Как вы будете совмещать руководство сразу двумя театрами?
-Выбирать рано или поздно всё равно придётся. Хотя я и знаю случаи успешного совмещения должностей, но не считаю это правильным. Планы на сезон в Молодёжном театре были расписаны задолго до того, как я получил назначение в НЭТ, потому моя обязанность – воплотить в жизнь всё намеченное там. А дальше – время покажет.
-С какими сложностями пришлось столкнуться в НЭТе?
-Главная проблема – нарушения дисциплины. Причём это касается молодых актёров: они приходят на репетицию с телефонами, объясняя это тем, что там текст роли, в паузах умудряются общаться в соцсетях… Когда я это увидел, какое-то время пребывал в культурном шоке. Но, думаю, за месяц мы эту проблему решим.
-Вам не кажется, что эксперименты закончились, раз вы перешли к постановкам классики? Планируете ли вы переименовать театр?
-А зачем? Театр – всегда эксперимент, любая постановка любого режиссёра, от «Колобка» до «Гамлета», — эксперимент, потому что никто не знает, что получится в итоге, как спектакль отзовётся в душе зрителя.
-Намерены ли вы сами выходить на сцену в качестве актёра?
-Считаю, что обязательно нужно играть, хотя бы 3-5 раз в месяц, чтобы быть в форме и разговаривать с актёрами на одном языке.
-Планируется ли очередной набор студентов-нэтовцев во ВГИИК?
-Говорить пока сложно. Тем более, театральный факультет во ВГИИКе в ужасающем состоянии: он выпускает профессионально непригодные кадры. Ситуация требует детального анализа, но уже сегодня мы видим, что, прежде чем набрать курс, нужно найти хороших преподавателей. Требуются педагоги по сцендвижению, по сценречи, по историческим танцам. В программах фактически нет ни одного часа на обучение фехтованию – а актёры должны это уметь. «Сганарель» в Молодёжном театре мог не состояться именно потому, что актёры не умели держать оружие в руках. К счастью, помог режиссёр Дмитрий Сарвин, поставивший сцены поединков. Словом, вопрос с обучением непростой, нужно его решать.
-Известно, что в прошлом сезоне шли разговоры о снятии с репертуара спектакля «Ромео и Джульетта». Он будет идти на сцене НЭТа?
-«Ромео» за 30 лет мы сыграли 408 раз — с аншлагом. Интерес зрителей неизменен, меняются лишь исполнители главных ролей. Сейчас роль Ромео играет Алексей Жидков, Джульетты — Анастасия Семёнова. Этот спектакль – визитная карточка театра, он будет идти ровно столько, сколько будет существовать НЭТ. Как и «Маскарад», который, как мне кажется, тоже обязательно нужно сохранить.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru