Волжане просят восстановить обгоревшую роспись Геннадия Черноскутова в фойе к/т «Родина»

910
Спасенное Олегом Черноскутовым и Виктором Фениным полотно из интерьерной росписи холла кинотеатра "Родина" "Летний день"
реклама

Еще совсем молодой Волжский, помимо своего индустриального начала, сумел обзавестись и весомой культурной оболочкой, жемчужиной которой можно по праву считать его монументальную коллекцию.

И, несмотря на то что именно этому направлению искусства досталось в кичливых 90-х, оно сумело выстоять и продолжает подчеркивать уникальность нашего города, его стиль, эстетику и уровень.

В год 90-летия со дня рождения Геннадия Черноскутова и в год 20-летия со дня его смерти «Волжская правда» предлагает продолжить спасение работ известного мастера, пострадавших от времени и стихии, но не потерянных.

Эскиз росписи «Летний день» в фойе кинотеатра «Родина». Волжский. 1983 г.

Все началось с «Кино»

Опцию спасения удивительных произведений Геннадия Черноскутова запустила в городе директор КМЦ «Юность Волжского» Елена Кочнева, обнаружив в холле под штукатуркой фрагменты его мозаики «Кино».

Подняв архивные фото, и выяснив, как выглядело оформленное монументалистом фойе кинотеатра ранее, Елена Сергеевна и представители общкственного округа № 5 предложили на сессии навигаторов, состоявшейся 8 февраля, проект его восстановления. Чем снискали бурное одобрение горожан и властей. Работы вошли в инициативное бюджетирование 2024 года.

Интерьер к/т «Юность», включающая в себя мозаику «Кино» и 17 картин с орнаментальной росписью, выполненные Геннадием Черноскутовым. Архивное фото 1983 года.

В начале марта слой штукатурки с центральной части панно был снят. Теперь учреждению предстоит очистить мозаичную смальту от строительного налета и демонтировать две стеновые перегородки и колонны, на которых под слоем красного кирпича, мозаичное панно продолжается. Освободив эти объекты интерьера от облицовки, мозаика будет высвобождена полностью. Впоследствии можно будет восстановить и верхнюю часть интерьерной росписи: 17 картин, которые, к счастью сохранились, орнаментальную роспись между ними и два ряда подсветки.

Освобожденная от строительной смеси мозаика

Неожиданная находка и уникальная спасательная операция послужили катализатором к поиску и восстановлению других работ Геннадия Васильевича, пострадавших в 90-е. С помощью неравнодушных жителей города мы выяснили, что в мастерской его сына, Олега Черноскутова, хранится пять картин из фойе второго этажа бывшего кинотеатра «Родина», а ныне – Волжского драмтеатра. Это – красивейший фрагмент интерьерной живописи под названием «Летний день», состоящей из 7 картин. На самом огромном (3м х 4м) полотне — спящие на лугу мама с малышом. На остальных шести — насыщенная зелень и цветы лета. Картины пострадали во время пожара, вспыхнувшего в здании бывшего кинотеатра в конце прошлого века.        

Фойе кинотеатра «Родина». Архивное фото 80-х.
Наталья Черноскутова

— Живопись была сделана по заказу для холла второго этажа кинотеатра «Родина», — рассказала «Волжской правде» Наталья Черноскутова, супруга Олега Геннадьевича. — Люди приходили сюда, наслаждались, отдыхали. А потом, в 90-е помещение кинотеатра отдали под ночной бар. Наверняка, советская проводка не была рассчитана на работу пищеблока и всевозможной аппаратуры. Словом, произошло короткое замыкание, великолепные картины Геннадия Васильевича оплавились, и хозяева ничтоже сумняшеся их выкинули… Слава Богу, добрые люди сообщили мужу, что картины лежат на мусорке, и они вместе с Виктором Фениным перенесли пострадавшую живопись в мастерскую. Я точно знаю, что их можно восстановить. Художники, которые в состоянии это сделать, в Волжском есть. Вопрос в том: заинтересованы ли в этом сами волжане?

Фото из архива семьи Черноскутовых

Картины «Летний день» выполнены в стиле темпера: на фанеру с казеиновым клеем наносится крупный речной песок, а сверху идет роспись темперными красками — сухими водорастворимыми пигментами, скрепленными натуральными эмульсиями. Это – один из самых древних видов красок. Ранее его использовали в соборной живописи, скрепляя пигменты яичным желтком.

Центральная картина «Летнего дня», сильно осыпавшаяся. Мастерская Олега Черноскутова.

Мы побывали в мастерской Геннадия Васильевича, в которой сейчас работает его сын Олег, и увидели шедевры своими глазами.

Один из пяти спасенных фрагментов. Наиболее сохранившийся. Находится в мастерской Олега Черноскутова.
Олег Черноскутов

— Две картины сгорели полностью, — уточняет Олег Черноскутов. — Остальные – частично. Мне удалось спасти самое большое полотно и четыре поменьше: два — сильно пострадали, еще два – поменьше. Из-за пожара песок потек и осыпался. Но их можно восстановить и вернуть в здание теперь уже драмтеатра. Они бы прекрасно вписались в интерьер.

Второе боковое спасенное полотно уже с более сильным стеканием песка.

Монументальный список

Вдохновившись мастерской известного монументалиста, «Волжская правда» изучила список его работ, выполненных для Волжского, и попыталась выяснить, какие из них хорошо сохранились, каким требуется помощь, а каких уже нет.

Порадовали витражи и мозаика на тему детства детском саду № 113 «Гуливер». Это – работа 1995 года, и она действительно в хорошем состоянии и радует глаз.

Мозаика на фасаде детского садика № 113 «Гуливер» (26 м/р). Фото с сайта МИБС
Фрагмент фасада д\с № 113 «Гуливер» с мозаичным панно Г. В. Черноскутова. Фото с сайта МИБС.

Отлично сохранились витражи в политехническом техникуме. Их, в свое время удалось отстоять руководству учреждения.

— Когда в здании начали ставить евроокна, — рассказала Наталья Черноскутова, — техникум буквально грудью стал на защиту витражей Геннадия Васильевича. – И их и удалось спасти…

Прекрасно выглядит и недавно реанимированная мозаика «Связь», одно из четырех панно за торцевых стенах тысячеквартирного дома. Остальные нуждаются в ретуши.

Мозаика Г. В. Черноскутова «Птицы»
Мозаичное панно «Искусство» на пр. Ленина, 97

Великолепный фриз «Ритмы труда», выполненный на крыше ЦКиИ «Октябрь», тоже требует ремонта. «Сначала его фрагменты лепились из глины, — вспоминает Олег Черноскутов, — а потом отливались в бетоне. Сумасшедшая была работа…»

Фриз Г. В. Черноскутова «Ритмы труда» на крыше ЦКиИ «Октябрь»

Требуют ремонта рельеф над входом и сграфити на торце бывшего дворца пионеров. «Это  одна из первых совместных работ Геннадия Васильевича с Николаем Барохой, — рассказывает Олег Геннадьевич, — Тогда был дом пионеров и здание речного вокзала, к которому сейчас, к сожалению, не подобраться».

Рельеф Г. В. Черноскутова над входов в бывший дворец пионеров
Торцевое сграфити Г. В. Черноскутова на здании бывшего дворца пионеров

Вполне прилично выглядят рельефы школы № 23 «Урок географии» и «Урок физкультуры», внесенные, между прочим, в каталог монументального искусства СССР. Хотя они и претерпели антивандальное «замазывание» и даже штрабление, сумели удержаться и продолжают радовать глаз.

Рельеф «Урок географии» Г. В. Черноскутова на здании школы № 23. Фото с сайта МИБС.
Рельеф Г. В. Черноскутова «Урок физкультуры» на здании школы № 23. Фото с сайта МИБС.

А вот все четыре панно на улице Сталинградской, установленные у каждого из четырех высотных зданий, нуждаются в срочном ремонте. На них есть граффити-росчерки и осыпания. А в специально отстроенных стенах виднеются трещины. Они очень стильные, и вряд ли какой-нибудь еще город в России может похвастаться таким экстерьером жилых районов.

Мозаичное панно Г. В. Черноскутова у дома № 7 по ул. Сталинградской
Мозаичное панно Г. В. Черноскутова у дома № 5 по ул. Сталинградской
Мозаичное панно Г. В. Черноскутова у дома № 3 по ул. Сталинградской
Мозаичное панно Г. В. Черноскутова у дома № 1 по ул. Сталинградской

Мозаичное панно «Голуби» над входом во Дворец молодежи «Юность» тоже можно было бы подлатать. Осыпается красавица смальта… Не щадит ее время.

Мозаичное панно Г. В. Черноскутова «Голуби» над входом в КМЦ «Юность Волжского»

Сохранились витражи в краеведческом музее, и довольно неплохо выглядит интерьерная роспись в поликлинике № 5. Внутренний интерьер сохранить все-таки проще.    

Интерьерная роспись Г. В. Черноскутова «История всемирной медицины» в вестибюле поликлиники № 5. Фото Александра Баранова.

Радует глаз и мозаичное панно «История развития автотранспорта», созданное Геннадием Васильевичем в 1994 году на торце здания бывшего таксопарка. С его сохранением тоже связана интересная история…

Мозаичное панно Г. В. Черноскутова «История развития автотранспорта» на торце здания бывшего таксопарка
Мраморная табличка под панно на бывшем таксопарке

— Проектировщики «ПЛАНЕТАЛЕТО» выходили на художественных совет с предложением о сносе мозаики, — рассказал нам Олег Геннадьевич. – Ведь именно в этом здании должен был размещаться каток. Проектировщики подошли к решению вопроса серьезно, привезли экспертов из Волгограда. Компенсацию предлагали, уточняли, можно ли перенести панно на другое здание… Но этот оказалось слишком затратным. Тогда застройщик принял очень правильное решение: он внес изменения в проект. И спас мозаику для города. За что ему большое спасибо.

Ради спасения мозаичного панно застройщики внесли изменения в проект.

Но есть в истории работ Геннадия Черноскутова и грустный перечень. В нем те творения, которые, к величайшему сожалению, уже не спасти…

Давным-давно, все в тех же 90-х, пропала интерьерная роспись «Мировая медицина», созданная в 1975 году в вестибюле 1 этажа поликлиники Фишера.

Уничтожен пожаром металлорельеф «К звездам», размещенный на здании кинотеатра «Спутник» в 1971 году. В 90-х там появился модный стеклянный фасад.

Алюминиевый рельеф Г. В. Черноскутова «К звездам» на фасаде кинотеатра «Спутник», уничтоженный пожаром. Фото с сайта МИБС.

В ДК ВГС исчезла роспись в холле, где музей славы. Витражи сохранились, а росписи больше нет.

Утерян и цветной рельеф 68-го года на здании Дома быта.

— Нет информации по детским садам, — вспоминает с грустью Олег Геннадьевич. — Отец работал в 5 или даже 6 дошкольных учреждениях. В основном они были ведомственные, которые в то время предприятия массово скидывали со своего баланса.

А вот шанс вернуть городу мозаику «Люди в белых халатах», площадь 102 кв. метра, созданную Геннадием Черноскутовым в 1977 году для больницы им. С. З. Фишера, по мнению Олега, еще не потерян.

Часть 109-метрового мозаичного панно Г. В. Черноскутова «Люди в белых халатах» в холле городской больницы им. Фишера, демонтированная в ходе модернизации медучреждения. Фото Александра Баранова.
Фото Александра Баранова

— Мы вели переговоры с Романом Морозовым, экс-главврачом горбольницы им. Фишера, — рассказывает Олег Геннадьевич, — уже в ходе реализации проекта. Тогда они предложили возродить панно в экстерьере, то есть на специально установленной во дворе больницы стене, чтобы мозаику могли видеть все. Морозов, конечно, уже ушел, но ведь идея осталась. И ее можно реализовать.

Фото Александра Баранова
Панно «Люди в белых халатах» 1977 год, располагавшаяся в ГБУЗ «ГКБ №1 им. С.З. Фишера». Демонтирована 23 сентября 2019 года. Панорамный снимок выполнен Александром Барановым.

К сожалению, так случается, что далеко не всё и не всегда получается сохранить, спасти и преумножить. Но, может быть, позитивную созидательную волну, которую подняли сами волжане, стоит поддержать и направить в нужное русло? Чтобы спасти монументальную историю, которая делает наш город таким непохожим на все остальные города России, и в совсем недалеком будущем создать уникальный туристический маршрут по культурному наследию Волжского.

Семья Черноскутовых на выставке. Фото из личного архива Олега Черноскутова.

Геннадий Васильевич Черноскутов. Фото из личного архива Олега Черноскутова.

Справка ВП

Геннадий Черноскутов родился в 1933 году в Фергане. Окончил Свердловское и Ленинградское художественные училища. Член Комиссии по монументальному искусству СССР, член Правления Союза художников РСФСР и СССР, депутат горсовета, обладатель дипломов и почетных грамот Комитета защиты мира СССР и Министерства культуры СССР, Заслуженный художник РСФСР.

Работы Геннадия Черноскутова:

Витраж
Девичья роща
Времена года
Витраж
Осень
Здесь была война
Кони
Березовая роща
Аджария
Призыв к миру
Память
Париж. Мулен-Руж
Сонгми
Лондон. Мост Тауэр.
Однополчане
Сон
Жена художника
Жаркий полдень
С мечтой о будущем Война
На рисовых полях
Бананы
Архангел Михаил
Хирурги
Реквием
Раны земли
Солнечный день в Дананге