Подарок для Сталина: волжанка написала книгу о своем удивительном деде-ювелире

574
реклама

Маргарита Кочетова – первостроитель Волжского. Вместе с родителями девушка приехала в город, когда ей было чуть больше двадцати лет — в 1954 году. С тех пор он стал для нее городом судьбы. Сначала Маргарита работала прямо в котловане будущей гидроэлектростанции – в управлении механизации строительных работ, была секретарем комсомольской организации и лично встречалась с волжской легендой — Федором Логиновым.

Здесь же, в Волжском, Маргарита встретила и свою любовь — Петра Кочетова, родила двоих сыновей. После того, как ГЭС была построена, волжанка 30 лет проработала на заводе ЭВТ, помнит, как рос и развивался молодой город. Но никогда не забывала своих корней. Несколько лет назад она осуществила свою давнюю мечту — написала книгу о своем деде — Михаиле Александровиче Христове. Известном и талантливом костромском ювелире, который сделал портсигар и подстаканник самому Сталину.

Шедевры Красного села

Перед нами с виду обычная папка с напечатанным текстом в 30 страниц и умело сверстанными фотографиями. Маргарита Георгиевна уточняет, что сначала это был рукописный вариант, но потом родственники модернизировали его с помощью компьютера. Получилась настоящая книга. Теперь она есть у всех родных волжанки.

— Я хотела, чтобы память о моем деде сохранилась надолго, — объясняет Маргарита Кочетова. — Эту семейную историю должны знать все его потомки. У меня два сына, 6 внуков и 6 правнуков. Я им всем сделала такие книги. Они живут в разных уголках нашей страны и очень гордятся своей родословной.

Михаил Александрович Христов

Маргарита Георгиевна — внучка известного на костромской земле мастера ювелирных дел Михаила Александровича Христова. Он родился 12 июля 1874 года в семье потомственного ювелира, закончил 4 класса церковно-приходской школы, писал грамотно и красиво. Женился рано, у него было 12 детей и 26 внуков. Детство одной из внучек — Маргариты Кочетовой, как раз и прошло в доме мастера. Семья жила недалеко от Костромы, в центре ювелирного промысла — селе Красном.

Слово «красное» у многих ассоциируется со словом «красивое». Но Михаил Христов часто рассказывал своим внукам местную легенду. После одного из сражений с татаро-монголами место, на котором стоит село, было настолько залито кровью, что сделалось красным. Из-за этого и получило свое название. Когда-то деревня была вотчиной бояр Романовых и в свое время принадлежало другу Пушкина поэту Павлу Вяземскому. А еще село Красное исстари славилось своими ювелирами.

— Кресты и образки делало все село. Почти каждый дом был маленькой фабрикой, на которой работали семьями, — рассказывает Маргарита Кочетова. — В одном ковали серебро, в другом жили резчики по стали, в третьем-полировщики. Каждая семья вырабатывала свое: броши, браслеты, обручальные кольца, цепочки, серьги.

У Михаила Христова рабочим местом была кухня. Посреди нее стоял огромный стол, много стульев, лавка и кровать. Внизу под печкой всегда лежали обугленные поленья-над ними ювелир паял свои изделия. На шесток печки он устанавливал полено, на нем раскладывал заготовки и припой. А справа всегда стояла банка с керосином. С помощью февки – паяльной трубки огонь от керосинки направлялся на изделие. Так делали свои шедевры ювелиры села Красное.

Дом ювелира Христова в селе Красное

Подарок на юбилей Сталина

А однажды, вспоминает Маргарита Кочетова, ее деду дали задание сделать подарок на 70-летие Сталина — портсигар и подстаканник из золота. В то время Михаилу Христову было уже 75 лет и это был очень ответственный момент в его жизни.

— Сначала он очень переживал, — вспоминает Маргарита Кочетова. – Было сделано множество эскизов, пока не почувствовал, что это то, что надо. Я наблюдала за всем процессом изготовления, а когда увидела готовые изделия, то была изумлена их необыкновенной красотой, особенно портсигара. Он был из скани с голубой бархатной подкладкой. Дедушка пошел сдавать свои шедевры на завод, а мы с бабушкой очень переживали и ждали с нетерпением. Когда он вернулся, то по его улыбающимся глазам было ясно, что работу приняли. Позже дедушке выдали большую по тем временам премию.

Книга воспоминаний Маргариты Кочетовой

Михаил Христов поехал в Москву и купил гостинцы и подарки своим родным. Своей жене — красивого ситца на блузку и большой черный кашемировый платок с сиреневыми цветами. Позже она одевала его в церковь. А любимой внучке Маргарите — кофту из ангорки и хромовые сапоги. В селе у нее они были единственные.

А однажды дед Михаил спас жизнь своей любимой внучке. После войны было голодное время. И вместе с соседской детворой Маргарита часто переправлялась на другой берег Волги, чтобы выкопать на полях оставшуюся картошку. Из нее потом пекли лепешки. И это выручало многодетную семью, в которой, кроме Маргариты, было еще четверо детей.

Так ранней весной 1947 года с подружкой Валей Кирилловой и ее братом Павлом девочка отправилась в очередной рейс. На обратном пути поднялся сильный ветер, лодочник отказывался переправляться в такую погоду. Но ребята подняли такой плач, что перевозчику не оставалось ничего другого, как умело лавировать посреди стихии. Волны были громадными и одна из них захлестнула суденышко. Маргарита промокла насквозь, а когда добралась до дома, ее одежда выглядела как ледяной панцирь. Девочка слегла в тот же вечер. Доктор поставил неутешительный диагноз: воспаление почек и сухой плеврит.

Маргарита Кочетова (справа) с родителями и сыном в парке «Гидростроитель» 1959 г.

— Дедушка забрал меня к себе, — вернулась мысленно в те времена Маргарита Георгиевна. — Срочно поехал в Кострому, достал какие-то дефицитные лекарства, сливочное масло, муку. И не отходил от меня, пока я была в тяжелом состоянии. Я считаю, что я обязана своему дедушке жизнью. В быту он был добрейшим, честнейшим, умнейшим, короче говоря необыкновенным человеком. Его ценили и уважали окружающие. Когда он умер, то хоронить пришло все село.

Кстати, сама Маргарита Кочетова ювелиром не стала, но дело Михаила Христова продолжили ее сыновья и внуки. Маргарита Георгиевна нашла себя в вышивке, на ее счету уже 200 картин, вышитых лентами. Она с удовольствием дарит свои работы и желает всем волжанам всегда заниматься творчеством и любимым делом. А еще — чтобы у всех были прекрасные семьи.