Волжская скрипачка Инна Касьян готовит программы в театре «Царицынская опера»

реклама

Инна Касьян —  известный в регионе музыкант, она много лет работала концертмейстером Волжского эстрадно-симфонического оркестра. С 2017 года – артистка оркестра театра «Царицынская опера». О сложностях профессии скрипача, отношении к жизни и работе в оркестре рассказала сама Инна Касьян. 

Квартет «ИНТАЛИ» стал судьбой


— Расскажите о создании легендарного струнного квартета «ИНТАЛИ», который можно встретить на закрытых статусных мероприятиях и на тематических музыкальных вечерах…
— Квартет мы организовали в то время, когда я работала в «Волгоградской филармонии». Это было время успешных проектов. В 1990 году появился камерный оркестр, с которым мы часто ездили на гастроли, в том числе за рубеж. В 1994, 1995 годах побывали с оркестром в Австрии на международном фестивале «Венское лето». Мы сотрудничали с замечательным дирижером из Нижнего Новгорода Александром Скульским, из Петрозаводска — Владимиром Стачинским, Александром Безугловым. На базе камерного оркестра был организован квартет, который был при филармонии до того момента, когда начались серьезные кадровые изменения. Название «ИНТАЛИ» сложилось из имён музыкантов: Инна, Таня, Алла, Ирина. Название квартета мы оставили прежним, хотя состав его сменился. Сегодня наш состав: Ирина Белова (альт, концертмейстер альтов), Юлия Камышина (вторая скрипка), Алла Макарова (виолончель) и я. Мы играли самую разную музыку. Все эти годы работали на самых престижных мероприятиях региона, Москвы, за рубежом. За все время, которое провели вместе, научились слышать и слушать друг друга. Конечно, я привыкла сама руководить процессом. Был случай, когда начали на концерте играть И. Брамса «Венгерские танцы», я играю и… пошла на другую репризу, девочки за мной. Мы чувствуем друг друга с первой ноты.  

— Однако после перипетий вы оказались в составе оркестра «Царицынская опера». Насколько сложно было привыкать к новому статусу и обязанностям? 

— Для нас это был новый опыт. Я никогда не работала в оперном репертуаре. Камерная музыка – это мое. В Волжском эстрадно-симфоническом оркестре отработала почти 20 лет концертмейстером, у меня были сольные концерты от классики до эстрады. Было непривычно исполнять оперную музыку. Поначалу целую оперу в течение 4-х часов играть было очень сложно. Потом влились в процесс и стали получать от него удовольствие. Сейчас мы работаем как струнный квартет театра «Царицынской оперы», хотя наше название до сих помнят и приглашают нас как «ИНТАЛИ» на различные мероприятия. 

— Вы были руководителем, а сейчас составляющая единого организма, часть оркестра…

— Я с собой в ладу. У меня есть квартет и я в нем реализуюсь. Мне не хватает сольных выступлений, но есть проекты. Стараюсь инициировать камерно — эстрадные программы в театре. Надеюсь, что на следующий год мы сможем провести концерт «О чем поют мужчины», который был запланирован на этот год. Мечтаю поставить камерную оперу «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова. Она на двух солистов. Директор Сергей Гринев мечтает об опере «Колокольчик» Доницетти Гаэтано. Хочу подготовить интересную программу камерной музыки в интересном ансамблевом сочетании — скрипка, гитара и рояль..  

Это   оригинальное сочетание. Есть идея организовать романсовый вечер: квартет и гитара. Один из масштабных проектов, который хотелось бы провести — «Вечер танго» под музыку короля танго-nuevo Астора Пьяццоллы. 

— Вы стараетесь продвигать «Царицынскую оперу» в Волжском, не так ли?

— Я знаю всех наших замечательных солистов и хочу, чтобы волжане познакомились с ними. К сожалению, не у всех есть возможность приехать к нам в театр, поэтому важно показывать наши программы в Волжском. Есть идея привести наших замечательных теноров: Алексея Шапошникова, Вадима Дмитрова, Виталия Ревякина. Знаете такую популярную концертную программу — легендарное «трио»: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас. У нас есть свои ресурсы. Я буквально зажглась этой темой. Мы можем организовать свой собственный «Хор Турецкого». В «Царицынской опере» достаточно уникальных голосов, харизматичных ребят с невероятной энергетикой. 

Про дирижеров, «медляки» и романтиков

— Вы работали с разными дирижерами, какие впечатления и навыки остаются после проведения разных проектов с каждым из них?

— Очень важное качество для дирижёра — солидарность, когда дирижер ощущает себя частью коллектива и музыканты его чувствуют. После того как я сама закончила курсы дирижирования у главного дирижера «Царицынской оперы» Сергея Гринева во ВГИИКе, стала замечать многие моменты. Стала приглядываться. Когда вижу его руки, то понимаю и принимаю такой стиль дирижирования. Ведь Сергей Гринев мой учитель. Очень мне понравилось работать с приглашенным дирижером Николаем Хондзинским из Псковской филармонии – руки очень понятные, компетенция высокая, очень чувствительный. Любопытная манера дирижирования у Владимира Стачинского. Для музыкантов очень важно это качество — понятные руки. Особенно, когда начинаются паузы — это имеет огромное значение. Многие музыканты злятся в такие моменты, потому что пятьдесят тактов паузы лучше показать, чтобы исполнители подготовились. 

— У вас теперь есть собственный опыт дирижирования…

— Дирижировать очень сложно! Надо уметь руками передать — и характер, и темп, и эмоции. Ни в коем случае не дирижировать телом. А я так привыкла, что когда играю на скрипке, то и тело участвует в процессе. Не представляете как тяжело показать все, ничего не упустить и чтобы тебя поняли другие музыканты! Где-то опыта не хватает, не почувствовала темп… При этом оркестр уже не остановишь, он действует по рукам. Приходится выкручиваться мастерством, умением перестроить игру. Все приходит с опытом, главное не поддаваться рефлексии и шаг за шагом идти вперед в этой безумно интересной профессии!

— Сколько музыканту нужно играть, чтобы быть в форме?

— У каждого свой режим и нагрузка. Держать скрипку четыре часа очень сложно. Когда готовим новую постановку и есть сложные места, то необходимо прорабатывать их дома. У нас есть групповые репетиции, концертмейстер собирает нас  и мы «подчищаем» программу. У каждого свое даже интонационное восприятие на слух. Все мы слышим по-разному. На рояле интервал звучания в полутоне, а у нас, струнников, четверть тона. И ты его слышишь! 

— Игра на скрипке выглядит необыкновенно грациозно и изящно…

— Физически многие даже знакомые недооценивают нагрузку: что вы там на скрипке «пиликаете»? А я говорю: «Попробуйте просто подержать руки в одном положение в течение четырех часов!» В прошлом году у меня на репетиции повисла рука, меня срочно повезли в больницу, сделали специальные инъекции. Чрезмерная нагрузка провоцирует различные профессиональные заболевания. Я смотрю, что даже молодые скрипачи хватаются за руки и за спину.

— Все говорят о любимых произведениях, а есть у вас нелюбимые спектакли?

— Не люблю «медляки». Есть такие статичные по физиологии спектакли, когда хочется использовать каждую свободную минуту для шевеления телом. В.А. Моцарта люблю, но играть его очень сложно. Руки все время в одном положении, легкие красивые по звучанию места оказываются по физиологии очень занудными. Если заглянуть в яму в последние 20 минут спектаклей «Свадьба Фигаро», «Cosi fan tutte», то можно увидеть скрипачей, которые стараются найти более удобное положение и пошевелить руками и пальцами в любой свободный момент. Сложная в исполнении «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. П.И. Чайковского играть совсем не просто, одно из самых сложных произведений — балет «Спящая красавица». Гениальный композитор мыслил как пианист, передавал все пассажи эмоционально именно для этого инструмента. Техника исполнения музыки П.И. Чайковского не скрипичная. А вот романтиков играть намного легче, например, оперу С. Рахманинова «Алеко». С удовольствием играю «страсти»: оперу «Кармен» Ж. Бизе. Несмотря на то, что техника сложная — играть намного легче из-за накала эмоций. «Кармину Бурану» К. Орфа обожаю, хотя и говорят, что музыка куплетная, однотонная. Я люблю современных новаторов-композиторов. У них всегда можно найти свой стиль и прочтение. В этом отличии — самый кайф. Когда вникаешь и находишь метроритм, который складывается, то испытываешь особые ощущения.

Инструмент выбрал меня сам

—  Говорят, что скрипка – это инструмент любви, она сопровождает искренние чувства…

— Я бы сказала виолончель и скрипка. Виолончель считают наиболее приближенным к человеческому голосу. У скрипки высокая тесситура и это в основном дает тембр, характерность. Самое проникновенное звучание и альтов и виолончели. Скрипку считают царицей оркестра, но мы говорим, что мы рабыни оркестра. Самые сложные партии у скрипки, всегда находимся в напряжении. Но, безусловно, я люблю свой инструмент.

— Как вы выбрали скрипку?

— Можно сказать, что инструмент выбрал меня сам. Мне было 7 лет и я сообщила маме, что поступила в музыкальную школу. Я пошла за компанию со своей подругой с верхнего этажа. Ее мама выбрала скрипку, поскольку по оплате это был самый дешевый музыкальный инструмент. Так и получилось, что я стала заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. 

— В Вашей семье были музыканты?

— В моей семье никто профессионально не занимался музыкой. Мой дедушка по маминой линии с удовольствием учил и прекрасно исполнял арии. Он коренной немец и у него была удивительная судьба. Дед попросил убежища в СССР во время  войны, был в армии переводчиком. Он был ещё школьником, когда ему пришлось бежать из своей страны. Однажды дед возвращался из школы, когда ему сообщили, что маму, сестер и братьев забрали в Освенцим. Он перешел границу в Польшу, затем во Францию, позже перебрался в СССР. Здесь он встретил бабушку… В детстве я с ним на немецком разговаривала. Он пел арии на немецком, итальянском… Очень любил оперетты. Я часто ездила с дедушкой в Москву, мы вместе ходили в театры. Кстати, я похожа на своего деда. 

— Своих детей вы приобщили к музыке?

— Обе дочери закончили школу по классу скрипки. Старшая во втором классе выиграла конкурс и сказала мне, что посвящает эту победу маме — скрипачке, но мечтает стать юристом. Сейчас она работает в крупной юридической компании в Москве. Младшая помимо скрипки обучалась еще игре на гитаре, она у меня математик. Сын не захотел заниматься музыкой, после окончания университета он уехал в Санкт-Петербург. Я настраивала детей на развитие и они выбрали столицы нашей страны для учебы и проживания. Я сама хотела учиться в Москве, ездила в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского, прослушивалась и меня пригласили. Но меня остановила педагогическая практика, а маме не приглянулась перспектива такого дальнего проживания дочери. В Саратовскую консерваторию им. Л.В.Собинова меня взяли без экзаменов. И учебное заведение оказалось гораздо ближе к дому. 

Миссис Волжского — куратор скрипок

— Как вам удается поддерживать такую прекрасную форму?

— Я не занимаюсь спортом. Однако много двигаюсь. Трачу много энергии, всегда нахожу для себя занятие. Сейчас, например, выкладываю дорожки на даче, делаю ремонт в квартире. У меня живность дома, которая тоже требует внимания: собака, кошка, морские свинки. За всеми нужно следить, собаку выгуливать. У меня всегда были кошки, сын сейчас привез мне свою собачку из Питера, а младшая дочь любит свинок. И все достаются на попечение мамы, а не папы. Помогаю родителям. У меня очень насыщенная жизнь и я стараюсь все успеть. Всегда стараюсь найти время для книги. Думаю, что немаловажную роль имеет отношение к жизни, людям. Я оптимист и всегда стараюсь видеть хорошее во всем. Детям постаралась передать своё видение мира. 

— Получилось?

— Думаю, да. Старшая дочь живет очень активно. Помимо работы юристом, она пишет картины и книги. Участвовала в выставке молодых художников. Ее первый роман, который она написала во время пандемии, опубликован издательством «Литрес». Книга называется «Сквозь себя», автор Рита Фогель (Юлия Касьян). Псевдоним дочь взяла от имени моей бабушки — Маргариты Фогельнест. Второй роман — о переселении душ с детективной направленностью, пока не опубликован. Сын в поиске себя, он не захотел работать по специальности — «программирование», у него есть время для самореализации. Младшая дочь мечтает стать ученым-химиком — биологом. Я всегда поддерживала своих детей в их начинаниях. 

— В 2010 году вы стали «Миссис Волжский». Этот конкурс — долгожитель считается главным культурным событием Волжского и собирает десятки тысяч зрителей.

— Я выступала в юбилейном состязании, в 2010-м году было 10-летие конкурса. До этого меня долгое время звали принять участие в этом состязании. Но я обещала пойти туда только, когда младшая дочь пойдет в школу. Так и получилось. Это был прекрасный опыт и с девочками — конкурсантами мы дружим до сих пор. 

— Инна, вы очень разносторонний человек. Помимо всей творческой нагрузке работаете еще и с детьми в детском оркестре. 

— У нас единственный в России детский симфонический оркестр. Сергей Гринев — дирижер Волгоградского детского симфонического оркестра, а я ассистент дирижера. Я давно мечтала работать с детьми. Всё время в исполнительстве и не успевала дойти до музыкальной школы. С детьми мне очень нравится работать. Они приходят в оркестр по желанию. Дети сами играют сложные программы, исполняют сольные номера. Это настоящее сотворчество. 

— Какую музыку предпочитаете в своей повседневной жизни?

— Мне нравится и классическая, и современная, и бардовская музыка. Когда сажусь в машину, то бывает, что включаю даже радио «Шансон». Она помогает переключиться. А когда звучит скрипка, то сразу с интересом прислушиваюсь… работа накладывает серьезный отпечаток.

Беседовала Анжела Буцких

Справка.

Инна Касьян окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В.Собинова по классу скрипки. Подготовила ряд сольных концертов с Волжским эстрадно-симфоническим оркестром: «Тет-а-тет с примой», «Соло для души» и др. С 2017 года – артистка оркестра театра «Царицынская опера». Участвовала в различных Всероссийских конкурсах, Международных конкурсах и фестивалях. Инна Касьян награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ, грамотами Главы Администрации Волгоградской области, грамотами от управления культуры Волгограда и Волжского. В 2010 году стала победительницей конкурса «Миссис Волжский». В 2011 году победила в городском конкурсе в номинации «Артист года».

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru