Волжский дизайнер о моде и бизнесе

1015
реклама

«Я ввела бренд в искусственную кому»

Мы познакомились с Аидой Тумашевой в момент творческого перелома. В начале ноября она «заморозила» дело своей жизни — бренд AIDASTUDIO — чтобы понять, куда её потянет душа. Аида не боится кризисов, считая их точкой роста для любого здравомыслящего человека. У этой хрупкой женщины много социальных ролей — мама, жена, дизайнер, предприниматель, художник, блогер — с которыми она блестяще справляется. Пока она взяла тайм-уат. Что будет дальше, покажет время.

Коллекция от Аиды

Римские каникулы

Столица Италии, что называется, «накрылась медным тазом». Аида с командой вдохновенно колдовала над сюжетной коллекцией — шесть футуристических образов. Летящая ткань, скупые локальные цвета, резкие линии, угловатые фасоны: очень похоже на рубленые строфы Маяковского.

Коллекция от Аиды

— Я вложилась в одежду, кайфанула как дизайнер, — говорит Аида Тумашева. — Впечатлила людей и сама была довольна своей работой. Это капсульная коллекция на стыке прет-а-порте и от кутюр. Платья, баски необычной формы. Юбка с жакетом, брюки, плащ, рубашка. Не все образы даже успели дошить. И обувь для модели покупали сами.

Коллекция от Аиды

Поездку на римский показ предложил Экспортный центр Волгоградской области, поддерживающий по специальной программе участников рынка лёгкой промышленности. Сказали, что весной надо ехать в Рим, а значит, шить коллекцию, пообещав возместить расходы по смете.

Коллекция от Аиды

Модель, балерину ростом 1,82 см, пригласили из Греции. Она профессионально вскидывала ноги выше головы и феерически смотрелась на съёмке, особенно между зеркал.

Коллекция от Аиды

На фотографа тоже денег не пожалели: им стал Егор Шабанов, снимающий столичных «звёзд». Графический дизайнер делал раскадровку для фото- и видеосъёмки, были придуманы сюжет и сценарий.

Коллекция от Аиды

Уже были готовы визы, отшита коллекция, но за несколько дней до вылета в Риме зафиксировали новые вспышки коронавируса… Перед Аидой Тумашевой извинились, но потраченные средства так не вернули.

Коллекция от Аиды

Я леплю из пластилина…

Аида — осетинка и родилась на Кавказе, позже семья перехала в Пермь. Здесь у девочки проснулись задатки модельера. Она лепила из пластилина кукол и их наряды, укладывала в морозильную камеру, чтобы затвердели, а потом водила их по «подиуму».

В старших классах она сшила мини-юбку, как сама иронизирует, их «меха долматина», и щеголяла в ней, накинув сверху чёрное, в пол, пальто. Смелые стилистические изыски не ценили пермские педагоги, регулярно выставлявшие бунтарку с уроков.

После школы была неудачная попытка поступить в институт и удачное — благодаря спонсорству родителей — годовое обучение на курсах от Бурда Моден «Закройщик-модельер. Владелец частного швейного салона».

— Я уже потом поняла, насколько хорошие курсы, — вспоминает Аида. — Это было самое мощное профильное образование, я познакомилась с людьми из сферы моды, освоила азы по пошиву, от футболки до брюк. Техника, крой, моделирование, конструирование, технология обработки и даже составление бизнес-плана. Этот план я открыла через 8 лет и он практически идеально вписался, даже по бюджету.

Коллекция от Аиды

Но тогда до собственного ателье было ещё далеко. Девушка устроилась в декоратором витрин в крупный ритейл одежды, испанский бренд Манго.

«Я одевала манекены в витринах»

Команда, открывавшая магазины Манго, колесила по стране и в 2006-м заехала во Владивосток. Аиду и Андрея, инженера-строителя из Волжского, поселили в одном блоке. Они были вынуждены пересекаться за завтраками, и поначалу волжанин ей очень не понравился. До знакомства с будущим мужем пермячка даже не подозревала о существовании нашего города, да и Андрей тогда сказал, что родом из Волгограда.

Около двух лет влюбленные — в командировках от компании — встречались то в Нижнем, то в Екатеринбурге. А когда Андрей предложил переехать в Волжский, Аида легко согласилась, потому что всегда мечтала жить, где потеплее.

— Изначально Волжский мне не очень приглянулся, — признаётся Аида. — Я визуал, и мне нужна красивая архитектура, выставочные пространства, много ярких событий. А здесь не хватало динамики большого города. Сейчас я понимаю, что могу жить везде. Я не привязана к месту.

В 2008-м из компании пришлось уйти. Аида родила и работодатель не вполне лояльно воспринял её желание стать директором филиала в Волгамолле.

— Тогда от обиды и от злости я решила, что сама себе дам работу, тем более что мысль об ателье зрела давно, — рассказывает Аида. — Я понимала, что следующая точка — это собственный бренд, дом моды. Сейчас, спустя 10 лет, уже много российских марок одежды, а тогда, за исключением Юдашкина, Зайцева, почти никого не знали. В Москве молодые дизайнеры были, а в регионах нет. Все мы хотим к этому прийти — к собственным магазинам и авторским коллекциям.

Коллекция от Аиды

Аида начинала почти с нуля. Швейная машинка и гладильная доска из дома на 9 квадратных метрах в ЦУМе и 15 тысяч рублей из семейного бюджета. В помощницы взяла девушку, которая впоследствии открыла свое ателье. Кстати, таких «отпочковавшихся» от первого ателье Аиды Тумашевой и развернувших свои швейные салоны, по Волжскому наберётся не меньше восьми. «Раньше я тяжело переживала, а сейчас это меня даже радует», — не унывает Аида.

AIDASTUDIO

За первым ателье последовало второе и третье, а затем естественным путём, уже в 2016-м году, возник бренд AIDASTUDIO. Вещи под бренд отшивались заранее: в 2013 году показ дебютной колекции прошёл в ресторане Спутник.

— Я не хочу шить лишнюю одежду, — подчёркивает создатель бренда. — Считаю, что одежда должна быть качественной и покупаться осознанно. Весь мир повернулся в другую сторону, а в России — лишь бы что купить, побольше и подешевле. Бренд AIDASTUDIO ориентирован на долгосрочное использование в гардеробе. Покупаете брюки и носите их 4-5 лет. Модель современная, но не ультрамодная: будет служить, как базовая, на протяжении многих лет. Следовательно, мои брюки женщина купит раз в четыре года. Вот какой долгий цикл.

На вопрос, существуют ли в мире женщины, способные довольствоваться одной юбкой или единственными брюками, Аида отвечает:

— Да, у меня были клиентки, у которых по 50 только наших вещей было в гардеробе. Но однажды гонка за продажами для меня потеряла всякий смысл. Я не делаю ВАУ дизайн, и как дизайнер не реализовываюсь. Мне нравяся футуризм, авангард. Я не могу это предлагать людям, они это не купят. А шить брюки, как во всех магазинах, мне неинтересно.

AIDASTUDIO нужен был оффлайн-магазин в Москве, куда бы клиент пришел. Но этого не произошло по ряду причин. У волжанки нет инвесторов, и она не берет кредиты. Был бизнес, который сам себя окупал. До пандемии он развивался, а после просто держался на плаву. Аида Тумашева закрыла AIDASTUDIO еще и потому, что ей захотелось снизить социальный шум. По её словам, он выматывает и глушит творческий потенциал.

— У меня сейчас период исследований, я знакомлюсь с дизайнерами. Я хочу о них рассказывать, показывать миру. Я у них в лабораториях беру интервью. Я считаю, что было бы круто, если бы мы были в одном пространстве. И клиенту прийти в такой центр дизайна было бы классно.

У меня появился продюсер. С ним мы продумываем информационный продукт, который я могу предлагать. Помощь дизайнерам и тем, кто хочет им стать. Это будет курс по запуску своего бренда одежды, адресованный таким, как я 10 лет назад.

Фото из архива Аиды Тумашевой. Автор Егор Шабанов.