Восстание машин. Начало?

544
На образовательном форуме "Профессии будущего" волжан встречал робот
реклама

Совсем недавно в СМИ промелькнуло сообщение, которое меня поразило обыденностью повествования при полной фантастичности своего содержания.

В нём говорилось, что Верховный суд КНР обязал судей при принятии решений консультироваться с искусственным интеллектом (ИИ) и что прокуратура страны уже использует нейросети для оценки доказательств и опасности подозреваемого для общества. Копнув чуть глубже, обнаружил, что Китай разрабатывает систему «умного суда» аж с 2016 года. Как пишет издание South China Morning Post: «Работа активизировалась после того, как главный судья и председатель Верховного народного суда КНР Цян Чжоу призвал использовать технологии для повышения «справедливости, эффективности и авторитета» судебной системы.

В настоящее время система «умный суд» используется всеми судьями страны. Если такие темпы внедрения ИИ в Поднебесной сохранятся, то в скором времени там на улицах правосудие начнёт отправлять какой-нибудь судья Дредд. А что же в России? Не отстаём ли мы от прогресса? Оказывается, нет.

10 октября 2019 года президент Путин подписал указ. «О развитии искусственного интеллекта в Российской федерации». Этим документом утверждается Национальная стратегия развития ИИ до 2030 года и гарантируется выделение финансовых ресурсов на фундаментальные исследования в этой области. То есть, процесс запущен и у нас. Самый яркий пример – это Сбербанк.

Ведомство Грефа давно экспериментирует в этом направлении, в своей работе они используют алгоритмы машинного обучения, которые позволяют эффективно обрабатывать данные с большим количеством признаков и классов. И благодаря этому банк, к примеру, уже способен предсказать неплатежи и банкротство компаний-клиентов. То есть, приходит бизнесмен за кредитом, а компьютер ему выдаёт отказ, на основании своего же пророчества. Это если по верхам…Мы не знаем, как используется ИИ в нашем оборонном комплексе или космической отрасли, знаем только что, наверняка, искусственный разум работает и там. Это уже данность.

Но тут возникает вопрос этический. Понимают ли люди, что отдают рычаги управления своей жизнью самообучающимся алгоритмам? Неужто у нас наряду с «умными» остановками и голосовыми помощниками, в скором времени появится компьютер в качестве суда присяжных, а заводу больше не понадобятся рабочие и инженеры? Грозит ли нам, что всю нашу жизнь будут регламентировать бездушные математические модели? Надеюсь, что этот мой алармизм не оправдан и со временем вопрос соотношения компьютерного и человеческого будет отрегулирован в правильных пропорциях. Но осадочек то остаётся…