Заморозили пациента: волжские кардиохирурги впервые сделали сложнейшую операцию

237
реклама

Специалисты филиала национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова в городе Волжском выполнили одномоментно три хирургические манипуляции, охладив тело пациента до 22 градусов. 

Житель Новониколаевского района Александр Кургузов обратился в больницу в конце лета с диагнозом аневризма восходящего отдела и дуги аорты. Его постоянно мучило высокое давление. Мужчине было тяжело переносить даже небольшие физические нагрузки. Прием лекарств уже не приносил результата, и он решил проконсультироваться у медиков.

На УЗИ выявили сильное увеличение аорты, что требует проведения серьезной кардиохирургической операции, подразумевающей большие риски. И пациент обратился в Волжский филиал центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова.

— Кардиологическое обследование подтвердило предыдущие диагнозы, выставленные нашими коллегами из областного кардиологического центра, — рассказала заведующая кардиологическим отделением Волжского филиала центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова Наталья Хайбулина. — Помимо проблем с восходящим отделом дуги аорты, по поводу которых операция была необходима, у пациента предполагались сопутствующие проблемы с артериями. Нам было важно понять их серьезность, чтобы хирурги могли ювелирно рассчитать объемы операции и все манипуляции во время нее.

Счастливая семья Кургузовых

Состояние Александра Кургузова требовало безотлагательных действий. К тому же медики обнаружили сопутствующие заболевания сердца и сосудов. Размеры восходящего отдела аорты составляли более 10 сантиметров, что почти в втрое превышает норму. Чтобы спасти пациента, кардиохирурги решились провести одномоментно три сложнейшие операции: аорто- коронарное шунтирование огибающей артерии, протезирование восходящего отдела аорты и протезирование дуги аорты. 

— Мы с коллегами выстроили подробную схему операции, после чего больной был введен в глубокую гипотермию, – его тело было охлаждено до 22 градусов, – прокомментировал заведующий кардиохирургическим отделением Волжского филиала центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова Гатам Набиев. — Кровообращение во всем теле, кроме головного мозга, было остановлено приблизительно на час. Выполнение такой операции требует серьезной квалификации, технологий и современного оборудования. Мы с этой задачей успешно справились.

Операция продолжалась порядка 8 часов. Но основной кардиохирургический этап врачи выполнили приблизительно за час — пока тело пациента находилось в терапевтической гипотермии. Медики ювелирно рассчитали объемы операции, и она прошла успешно.

— Лечащие врачи отличные, и Гатам Владикович мне как-то сразу в душу запал. Сказал, что есть риски, все объяснил. А я ему говорю: давай делать! А то буду идти где-нибудь и «крякну», а так хоть надежда есть, — поделился пациент Александр Кургузов. – После операции пока немного тяжеловато, но намного лучше, чем было. Теперь постепенно восстанавливаюсь, хожу, гуляю каждый день — доктор сказал расхаживаться потихоньку. Внучки мои тоже переживали. Старшая сейчас учится — она звонила, а младшенькая у нас каждые выходные.

За Александра Кургузова волновалась вся семья. Но и до и после операции близкие только подбадривают.

— Конечно, переживали очень сильно, — рассказала супруга Екатерина Кургузова. — Мы женаты уже 15 лет. В душе я сама сильно нервничала, но ему не показывала. Наоборот, старалась подбодрить. На все консультации тоже ходили вместе, и с каждым врачом я разговаривала. Мы сами из Новониколаевского района, но когда операцию назначили, я приехала в Волжский, чтобы с врачом поговорить еще раз. Доктор сказал, что операция сложная, и можно узнать о результатах после 16 часов. Сначала он трубку не взял — еще был в операционной. А потом сам набрал и сказал, что все прошло хорошо.

Сами медики говорят, что операция не уникальна, но это высокая планка кардиохирургического искусства. Такие вмешательства требуют большого опыта специалистов и соответствующего технического оснащения учреждения.

— Согласно мировому опыту, аневризмой грудного отдела аорты страдают около 6 человек на 100 000 населения в год, — обратил внимание заведующий кардиохирургическим отделением филиала Гатам Набиев. — Эта категория больных находится в группе высокого риска, так как диагноз может никак не проявлять себя. В случае, когда у такого больного происходит разрыв или расслоение аорты, вероятность того, что он выживет чуть больше 30%, даже если ему оказывается вся необходимая медицинская помощь. В нашем случае важно было не только провести данную операцию, но в первую очередь сделать все, чтобы он вообще дожил до нее. Надо отдать должное, что сам пациент вовремя обратился за помощью, и это что сыграло большую роль. Мы госпитализировали его за несколько недель до предполагаемой операции, чтобы снизить и стабилизировать давление, подготовить к операции и провести полное обследование.

Александр Кургузов с внучкой

Кстати, центр имени академика Шумакова — единственный в Волгоградской области, где выполняется трансплантация сердца и широкий ряд других сложных хирургических вмешательств на сердце и сосудах. В планах и дальше развиваться в этом направлении, в первую очередь наращивая объемы уникальных операций. Для жителей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов это уникальная возможность получать высокотехнологичную медицинскую помощь не в столице, а ближе к дому.

Справка ВП

В ряде источников можно встретить упоминание о том, что первые в СССР операции на сердце под гипотермией были сделаны в 1955 году в Ленинграде советским хирургом, академиком, генерал-лейтенантом медицинской службы, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического труда Петром Андреевичем Куприяновым.

А вот гипотермию как лечебный метод используют ещё с античных времен. Греческий врач Гиппократ рекомендовал обкладывание раненых солдат снегом и льдом. Хирург Наполеона барон Доминик Ларрей письменно свидетельствовал, что раненые офицеры, которых держали ближе к огню, реже выживали после тяжёлых ранений, нежели пехотинцы, не слишком изнеженные такой заботой.

В новые времена первая медицинская статья, посвящённая гипотермии, была опубликована в 1945 г. Это исследование уделяло основное внимание влиянию гипотермии на пациентов, страдающих от тяжёлых травм головы.