В пятницу, 7 октября, в Центре культуры и искусства «Октябрь» откроется персональная выставка Владимира Родионова. Она приурочена к 70-летию волжского художника. В экспозиции будут представлены более полусотни работ мастера разных лет: живопись, натюрморт, графика, пейзаж.
Впрочем, судьба Владимира Яковлевича мало напоминает размеренную жизнь среднего профессионального художника. Очень уж много неожиданных поворотов.
Страх в детских глазах
Мы в святая святых художника – мастерской. Из множества картин, подготовленных для юбилейной выставки, сразу бросаются в глаза портреты детей.
— Видите эти три картины? – спрашивает Владимир Яковлевич. – Они на контрасте. Испанский мальчик, море, солнце и беззаботное детство. И здесь же — несчастные дети Донбасса. Посмотрите, одна девочка как будто тянет руки из подвала, она оказалась там после бомбежки. Это детский сигнал SOS: спасите. Она еще в силу своего возраста не осознает всей жути происходящего. Но ей хочется жить. И это стремление к существованию заставляет ее просить о помощи. Другая девочка — со слезами на глазах, в них – страх. Это говорит о многом. Дети побывали под обстрелами, взрывами и, возможно, потеряли родителей. Но остались детьми. Видите, у одной из девчушек в руках собачка — игрушка согревает ей душу.
У этих двух картин еще нет названия, пока не придумал. Но трагедия жителей Донбасса не оставила меня равнодушным, она затронула нас всех. Ведь русские, украинцы, белорусы — славяне, а значит, братья. Бытует такое мнение, что люди искусства вне политики. Но это не так. Не зря говорят: если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой. Поэтому я и занимаюсь политикой. Был депутатом Волжской городской Думы, сейчас являюсь помощником главы города.
Полтора мешка терна
Владимир Яковлевич признается, что вплотную занялся творчеством лишь 20 лет назад. Но любовь к рисованию — родом из детства. Для всех мальчишек послевоенной поры изображать в тетрадках танки, пулеметы, пушки и битвы было абсолютно естественно. Хотя самое первое его произведение было совершенно далеким от баталий.
— Почему-то запомнил рисунок на обратной стороне обложки школьной тетрадки, который я сделал в первом классе, — вспоминает Владимир Родионов. — Это был цветок, который помогла нарисовать мама. Она обшивала всю нашу семью, легко делала выкройки, и рисунки у нее тоже здорово получались. Цветок занял первое место на школьном конкурсе, но мне было стыдно, что я нарисовал его не сам. Поэтому я много тетрадок испортил – мне за это досталось, но все-таки добился своего.
Первые семь лет жизни Владимир Родионов провел в Восточном Казахстане. Он родился в селе Зевакино Предгорненского района. Мама Елизавета Ивановна — из поволжских немцев, ее семья была депортирована в 1941 году из Краснодарского края, где обосновалась чуть раньше.
— Этапом в товарных вагонах добирались до места назначения почти месяц, — рассказывает семейную историю Владимир Яковлевич. — Когда запасы продуктов закончились, помогли полтора мешка сушеного терна – бабушка взяла в дорогу все, что было. Семье мамы посчастливилось — все остались в живых. Хотя до места назначения добралась только треть депортированных, остальные погибли. В Казахстане, помимо того, что нужно было обживаться, приходилось работать на лесозаготовках. Делянка находилась далеко, поэтому ночевали в лесу, прямо на валежнике у костра. Однажды мама проснулась и не смогла поднять голову, примерзли волосы.
Отец художника, Яков Петрович, имел физико-математическое образование, но страстно любил литературу, театр и искусство вообще.
— Отец смастерил детворе стульчики, — вспоминает детство художник. — И когда по радиоприемнику шли спектакли, мы внимательно слушали эти постановки. А еще он читал стихи Пушкина, Лермонтова, Маяковского, очень нравился ему Некрасов. Так я наизусть выучил «Арину — мать солдатскую» и «Железную дорогу».
Когда в июне 1956 года Хрущев реабилитировал немцев, Родионовы переехали в казачий край — хутор Атамановский Даниловского района Волгоградской области. Чуть раньше сюда переселились друзья семьи – тоже из репрессированных, а впоследствии и реабилитированных немцев.
— Когда я переехал, мне было семь лет, и казачьи устои поначалу были непонятны, — вспоминает Владимир Яковлевич. — А потом я в них влюбился. Интересное наречие, интересное общение — всегда с юмором, с шуткой-прибауткой. Я полюбил этих людей и считаю себя казаком де-юре и де-факто. Нашей семье, которой было непросто, все очень помогали: приносили и молоко, и фрукты, и овощи, и мясо. Безразличия не было. Отсюда шло и мое воспитание.
И чтец, и певец, и возглавил дворец
После школы Владимир Родионов решил стать зоотехником. Вопроса с выбором профессии не было — вырос в деревне, с восьмого класса работал на комбайне, пас коней, дома тоже было хозяйство. Отучился в Быковском сельскохозяйственном техникуме, потом какое-то время жил в Калачевском и Среднеахтубинском районах, на Украине.
— В Лебяжьей Поляне я работал бригадиром в животноводстве, — рассказывает о своей трудовой биографии Владимир Яковлевич. — В 29 лет я возглавил Кировский сельский совет, это 16 населенных пунктов. Было интересно работать, но потом случилась перестройка. Я пошел в волжский общепит, позже занялся коммерческой деятельностью. Но особого опыта в этом деле не было. И однажды, вернувшись из командировки с пятью рублями в кармане, я решил уйти из бизнеса. Потом тогдашний мэр Анатолий Ширяев пригласил меня на должность помощника. Но бумажная работа не нравилась, и, когда предложили возглавить Дворец культуры «Октябрь», я согласился. Культура — это мое. Я всегда любил искусство. Кстати, я лауреат двух всероссийских конкурсов. Как чтец Твардовского – в 35 лет. А вторую награду завоевал наш семейный квартет за исполнение песни о гражданской войне «В бой идет отряд, командир впереди, алый бант горит на груди».
А вот именно к живописи Владимир Родионов пришел уже в зрелом возрасте несмотря на то, что в детстве и юности много рисовал и оформлял стенгазеты. Но картины Бориса Махова буквально перевернули его жизнь. И он сменил кресло директора ДК «Октябрь» на скамью подмастерья в художественной студии мэтра волжской живописи.
— Раньше эпизодически относился к рисованию, но всегда мечтал встретить такого человека, который мог бы мне так преподнести и показать изюминку академической живописи. 16 лет я был у Бориса Махова в подмастерьях и не жалею об этом. Создать за такой короткий промежуток времени более двух с половиной тысяч работ и реализовать большую часть — это достижение. У Микеланджело есть такое выражение: «Кто владеет рисунком, тот разговаривает с Богом». И это действительно так. Процесс — это самое главное, он отвлекает от всех жизненных передряг. А за мольбертом душа успокаивается, и ты сосредотачиваешься на картине, чтобы показать характер. Он есть у каждой работы, которая отражает мысли и чаяния самого художника.
Испанское море как «место силы»
Его сюжеты берутся из жизни. Например, одна из картин под названием «Позвони мне, сынок» посвящена матери – Елизавете Ивановне. А в Волжской кадетской школе можно увидеть полотно «Бросок комбата». Так художник увидел подвиг Сергея Солнечникова. Владимир Яковлевич собирал материалы около двух лет — много раз бывал в воинской части на Зеленом, общался с родственниками, чтобы узнать характер героя. А еще у него много зарисовок старых волжских двориков и, конечно же, природных пейзажей.
— Моя стихия – это море, — подчеркивает маэстро. – До последнего времени я каждый год по три месяца работал в Испании. Снимал квартиру в городе Аликанте в Валенсии и рисовал морские пейзажи. Казалось бы, моря все одинаковые, но это не так. Когда я увидел Средиземное, меня поразила кристально чистая прибрежная волна. Особенно завораживает, когда она бьется о скалы. Подъезжаю к морю, умываюсь соленой водой, осматриваюсь и начинаю работать. Испанское море – место моей силы.
— Я член ассоциации испанских художников. За время отдыха в этой стране пишу около сотни работ разных по характеру и размеру и участвую в местных ярмарках. Приходит лайнер, на котором приезжают по пять тысяч туристов. На набережной собираются художники, и я — в их числе. Поэтому могу с уверенностью сказать, что картины Владимира Родионова есть в частных коллекциях по всему миру. Однажды мою «Корриду» купили представители Вашингтонской авиакомпании. Много моих работ и у российских знаменитостей. Например, знаю, что «Коней на водопое» приобрел Аман Тулеев, — рассказывает Родионов.
Но главным ценителем своего творчества Владимир Родионов считает жену Людмилу. Они уже 30 лет вместе, и супруга всегда поддерживает художника в самых смелых его начинаниях. А свое мастерство маэстро охотно передает детям в собственной творческой студии и с удовольствием занимается рисунком с внучками. По его признанию, они отлично чувствуют цвета и прекрасно транслируют их на бумаге.
— Рисунок хорош, когда она колоритный, — объясняет мастер. — Нужно всего лишь добавить красок, и тогда сюжет заиграет. Я уверен, что каждая моя картина приносит людям умиротворение — они становится теплее душой и благороднее. Поэтому у меня всегда мажорные работы. Если людям хорошо, то я счастлив. Это для художника самое главное, о чем он может только мечтать.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru