Заложники отдельных квартир

604
реклама

-Может быть, переедешь к нам? — время от времени интересовалась мама. — Или, если хочешь, я к тебе переберусь.

Бабушка качала головой:

-Зачем? Сама пока справляюсь, да и вы помогаете. А переезжать к тебе — да ни в коем случае! Я столько лет мечтала, что у меня будет отдельная квартира. В «примаки» не пойду.

Забыты… по собственной воле

Судьба бабушки — практически такая же, как у многих первостроителей, приехавших в юный город в надежде получить жильё. Получить-то получила, однако, как потом жаловалась, «минуты покоя не знала: семья большая, всё время с кем-то сталкиваешься на кухне».

Так что, переехав в отдельную квартиру, став единоличной хозяйкой на кухне, бабушка вовсе не горела желанием «лишаться свободы и независимости».

Как и многие другие пожилые люди, ставшие в итоге настоящими заложниками собственных квадратных метров.

О проблеме одиноких пожилых людей заставила задуматься история, о которой мы уже рассказывали на страницах газеты: пенсионерке, живущей в одной из волжских многоэтажек, требуется помощь. Человек не в состоянии обслуживать себя, не может сходить в магазин, погулять с любимой собакой. Однако, когда мы предложили связаться с центром социального обслуживания населения (ведь, в силу возраста, пенсионерке положена помощь соцработника), – услышали отказ. Посоветовали обратиться за помощью к волонтёрам (принести продукты, сделать влажную уборку в квартире студенты вузов вполне способны) – снова «нет». Может быть, человек стесняется своего быта, вот и не желает, чтобы кто-то переступал его порог. Может быть, не доверяет чужим людям.

Хотя…

Приманка для афериста

Спросите сотрудников полиции: кто чаще становится жертвой мошенников? Пожилые, конечно. Потому, что страдают от одиночества и рады общению с первым встречным. Потому что доверчивы сверх меры – и готовы отдать всё до копейки каждому, кто скажет доброе слово. Вот лишь одна история (мы о ней рассказывали несколько лет назад): пожилую волжанку остановила на улице незнакомка: «Вы меня не узнаёте? А дочь у вас есть? Как её зовут? Наташа? Всё верно, я её лучшая подруга, приехала в город на два дня и попала в беду, срочно нужны деньги»… Дочь пенсионерки живёт в другом городе, матери звонит только по праздникам, так что та была счастлива, что может помочь «лучшей подруге» своей Наташи: сняла со сберкнижки все сбережения, затем, по просьбе «подруги», обошла соседей, занимая у них крупные суммы. Когда обман открылся, бабушка даже не плакала. Рассказывая участковому о происшедшем, недоумевала: «Ну, как же она могла? Ведь не по-людски это» И добавила, подумав: «Знаете, если бы ко мне теперь пришла Наташина знакомая с просьбой дать денег, я бы дала. Только нечего уже».

Бывает, пожилые люди становятся жертвами «чёрных риэлторов», лишаются квартир.

Впрочем, и здесь мы Америку не открываем: знают, без сомнения, наши читатели, и о таких случаях обмана.

Человек за соседней дверью

После публикации редакционный телефон буквально разрывался: волжане спешили поделиться историями знакомых пенсионеров.

…Анна Никаноровна. 82 года. Близких родственников нет. Из дома выходит в последнее время всё реже — в магазин и аптеку. Целыми днями сидит у окна и смотрит во двор.

Ольга Павловна. 87 лет. Дочь живёт в другом городе, к себе пенсионерку забрать не может. Выручают соседи — приносят продукты, вызывают врача, если требуется. Правда, Ольга Павловна в последнее время обращается к ним нечасто — стесняется, что чересчур обременяет людей. Иногда сидит на хлебе и воде.

Анна Петровна. 84 года. «Сын в Москве живёт, я ему не нужна. Несколько месяцев лежала в больнице из-за соседей с верхнего этажа. Хотят сжить меня со свету: у них дома какие-то приборы, из-за которой стены моей квартиры вибрируют, а сквозь вентиляцию они пускают вредные газы. Помогите, я хочу жить».

Ирина Константиновна. 85 лет, кошка и восемь собак, выгуливать которых она не в состоянии. Соседи жалуются во все инстанции на лай и жуткий запах, а бабушка плачет: «Почему они не хотят понять? Ведь собачки — самое дорогое, что у меня есть».

Истории, истории, истории… Да что там далеко ходить: только в доме, где я живу, несколько одиноких пенсионеров. А сколько их в масштабах города? Причём у многих есть родственники. Просто живут отдельно и навещают стариков нечасто.

Не спешите осуждать детей и внуков. Ситуации бывают разные, как и человеческие характеры.

Вопрос-то в другом: как помочь одиноким старикам, чтобы они не чувствовали себя одинокими? И чтобы не умирали от голода, боясь, что слишком обременяют соседей своими просьбами?

Есть и ещё одна сторона вопроса: а что делать с теми, у кого проблемы не только с физическим, но и с психическим здоровьем?

История, рассказанная коллегой: «В очереди разговорилась с пожилой женщиной. Жалуется на мужа: у него уже несколько месяцев проблемы с памятью, с ориентацией в пространстве. «А главное – случаются приступы агрессии, когда он начинает крушить квартиру, рвать фотографии, ломать вещи. Несколько раз поджигал занавески. Или, бывает, прокрадётся в кухню, повернёт газовый вентиль – и назад в комнату. Боюсь оставаться с ним в квартире: уйду из дома, его закрою, а сама гуляю по улицам или ночую у подруги. А он… Что будет – то и будет».

А что будет с жильцами дома, если несчастный больной снова найдёт спички или откроет газ?

Вечный вопрос – «Что делать?»

Легче всего ответить на этот вопрос тем, кто в свои 60+ сохранил способность радоваться каждому дню.

Сегодня пожилой человек может и спортом заниматься (в том числе, популярной скандинавской ходьбой), и творчеством, и компьютерную грамоту осваивать, и активно участвовать в жизни города, и… даже – как это делают «серебряные волонтёры» — помогать своим ровесникам.

Что касается одиноких пенсионеров, в чьём поведении появились странности, в этом случае могут помочь соседи. А именно: обратиться к участковому врачу-терапевту и сообщить о неадекватном поведении жильца. Медики проведут все необходимые обследования, чтобы определить, какой именно вид обслуживания необходим пациенту: достаточно ли будет визитов соцработника или же требуется поместить его в специализированное учреждение.

«В Волгограде есть замечательный геронтологический центр, который занимается оказанием разносторонней социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, — говорит заместитель директора по социальным вопросам Волжского психоневрологического интерната Оксана Сергеева. – Эти люди не могут обслуживать себя самостоятельно и по состоянию здоровья нуждаются в постоянном уходе. Есть дома престарелых общего типа – приём туда осуществляется по путёвкам министерства социальной политики. Всё более популярна становится такая услуга, как приёмная семья для пожилого человека. А пенсионеры, которым требуется постоянная помощь психиатра, могут получить направление в Волжский психоневрологический интернат».

Есть, правда, одна сложность: для этого требуется согласие либо самого пенсионера, либо его родственников. А получить его удаётся не всегда. И значит, жильцы подъезда так и будут жить, словно на пороховой бочке. Либо (если пожилой человек продолжит доставлять всем неудобства: сносить в квартиру мусор со свалок или заведёт десяток кошек) они могут обратиться в суд. Но это дело небыстрое.

Оформлением пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание занимается Волжский Центр социального обслуживания населения. Рассказывает специалист по социальной работе службы срочного социального обслуживания Волжского ЦСОН Яна Яковлева:

-Пожилой человек может воспользоваться услугами соцработника, либо, если он уже не в состоянии обслуживать себя самостоятельно (а родственники обеспечить ему постоянный уход не могут), попросить оформить его в дом-интернат. Также, если пенсионер прикован к постели, он может воспользоваться помощью службы сиделок.

Однако для того, чтобы оформиться в дом-интернат, нужно пройти медкомиссию, а это приём у нескольких врачей-специалистов (в том числе онколога, фтизиатра, дерматовенеролога), анализы, прививки… Для людей, которые годами не покидают квартиру, поход в поликлинику становится огромной проблемой.

-Прежде нас очень выручало отделение сестринского ухода (25 коек), которое существовало на базе второй городской больницы, однако в 2014 году его закрыли, — комментирует Яна Викторовна.

Так что приходится подключаться специалистам ЦСОН: они либо обращаются с просьбой по возможности организовать врачебный приём на дому или помогают пациенту добраться до медучреждения.

Причём пройденный медосмотр ещё не повод паковать чемоданы. Порой путёвки в дом-интернат приходится ждать месяцами. Причина банальна: нет мест.

А бывает, одинокие старики попросту отказываются от помощи государства. Вот лишь одна история, рассказанная Яной Яковлевой. Не так давно специалистов ЦСОН пригласили в одну из больниц: требовалось доставить домой глухонемого пожилого человека с переломом ноги (служба срочного соцобслуживания в подобных случаях выручает, так как предоставляют такие услуги, как социальное такси и прокат инвалидных колясок). Уже по дороге выяснилось, что в квартире, куда везут старика, уже неделю голодает его супруга: ключ от входной двери только у него, да и попросить помощи бабушка не может, ибо тоже не разговаривает.

-Мы сумели убедить пожилую чету, что им следует написать заявление на помощь соцработника, однако несколько дней спустя они решение изменили: не доверяют людям. Это при том, что пенсионерка очень слаба, из квартиры давно не выходит, а её муж тоже сейчас обездвижен… Теперь вот думаем, что делать дальше с этой парой, как им помочь. Нередко люди отказываются от услуг соцработника и потому, что за это приходится платить (в том случае, если пенсия выше 10 650 рублей).

-Существует ли в волжском какой-нибудь банк данных пожилых людей, которым требуется помощь?

-Как такового нет, но у ЦСОН есть договор с медицинскими учреждениями города. Участковые врачи, наблюдая своих пациентов, зная об обстоятельствах их жизни, нередко информируют нас о тех, кому требуется безотлагательная помощь. Второй вопрос, что не все пожилые люди готовы эту помощь принимать…

-А что делать в тех случаях, если пожилой человек представляет реальную угрозу для окружающих?

-Мы получаем информацию и о таких гражданах. Если она подтверждается, подключаем сотрудников органов опеки, при необходимости — полицейских. Буквально месяц назад к нам обратились жильцы одного из домов с жалобой на соседку: нигде не работает, содержит в квартире нескольких собак, носит со свалок всякий мусор. Первое, что мы почувствовали, подойдя к дверям квартиры жилички, — запах гари. Выяснилось, что женщине отключили свет и газ за неуплату, и она готовила пищу… на костре, который разводила посреди комнаты. Пришлось вызывать пожарных, а потом и «скорую»… Так что жильцы подъезда смогли получить оперативный ответ на свою жалобу. Но такое бывает нечасто: госпитализировать психически нездорового пациента можно только с согласия его родственников — или, за неимением таковых, с его собственного согласия. А в 90 случаях из 100 такие люди уверены, что совершенно здоровы… И всё же, несмотря на все сложности, мы работаем. Информацию о нашей службе можно найти и в городских поликлиниках, и в центре соцзащиты населения. Стараемся сделать всё, чтобы одинокие люди не остались без помощи.

А что можем сделать мы с вами для помощи одиноким пожилым людям?

На самом деле, не так мало. И речь не только о дежурном походе в магазин за хлебом и молоком. Можно поздравить пожилого соседа с праздником, угостить пирогом или хотя бы открытку подарить — наверняка ему будет приятно. Причём, если вы близко не знакомы со своим соседом, будет лучше, если вас представит социальный работник, который его обслуживает, — так человеку будет спокойнее.

Специалисты советуют взять шефство над домом-интернатом: навещать пожилых людей, вывозить их на прогулки (это касается волонтёрских организаций, к одной из которых вы можете присоединиться). Или же начать переписку с людьми, которые живут в домах для престарелых. Причём не отделываться одним письмом, поддавшись порыву альтруизма, а писать незнакомому, по сути, человеку хотя бы раз в месяц. Да, это непросто. Но — эти люди очень хотят знать, что о них не забыли. Что они кому-то нужны…

…Каждый день, до позднего вечера, Анна Никаноровна сидит у окна и смотрит во двор, на спешащих по своим делам соседей. И ждёт, что кто-то из них позвонит и в её дверь.