А СПИД всё-таки не спит : кто из волжан оказался в группе риска

826
реклама

1 декабря отмечался Всемирный день борьбы со СПИДом. Об актуальности его профилактики «Волжская правда» поговорила с медицинским психологом ГБУЗ «Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Татьяной Гавриловой.

«Волжская правда»: Какие тенденции в последнее время наблюдаются в Волжском по СПИДу и ВИЧ- инфекции?

Татьяна Гаврилова: Во –первых хочу разграничить два понятия СПИД и ВИЧ. СПИД- это последняя стадия развития инфекции. Если не лечить ВИЧ, то человек через определенный промежуток времени придет в стадию СПИДа –когда организм разрушен, истощен другими инфекциями. Но в него наши пациенты попадают редко, потому что все они проходят лечение.

Так сложилось, что с начала эпидемии Волжский всегда был тревожной территорией и давал большой прирост. Но сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. И уже несколько лет в Волжском мы наблюдаем стабилизацию по заболеваемости.

Всего инфицированных с начала наблюдений за ВИЧ-инфекцией- а это с 1987 года- и по сегодняшний день в Волжском зарегистрировано 4 714 случаев. За 9 месяцев 2022 года выявлено 105 человек, страдающих вирусом иммунодефицита. Вектор идет на снижение. В целом по Волгоградской области количество инфицированных снизилось на сегодня на 6,1 %.

С начала года тестирование на ВИЧ-инфекцию прошли 47 тысяч волжан

При этом тестирование продолжает оставаться на самом высоком уровне. С начала года обследование на СПИД-маркеры прошли 47 тысяч волжан.

«Волжская правда»: В чем причина такой положительной динамики?

Татьяна Гаврилова: — Мы связываем это с широким информированием населения. Вы заметили, что ежегодно идет широкомасштабная кампания и по радио, и по ТВ, ролики, баннеры, билборды.

Ведь здесь работает все тот же принцип: предупрежден- значит вооружен. Наиболее информированные люди – это молодежь до 30 лет. Мы видим значительное снижения заболеваемости в этой возрастной группе.

Если сравнивать с началом наблюдения, то количество инфицированной молодежи снизилось в 10 раз. Сейчас выявлять ВИЧ-инфекцию стали чаще у людей старшего поколения. И мы усиливаем профилактику в категории 35 +. Ведем работу в трудовых коллективах, выезжаем на рабочие места, делаем доступным анонимное экспресс-тестирование. При этом не забываем и про молодежь. Если ослабить этот фронт работ, то рано или поздно начнется прирост.

Предупрежден значит вооружен

«Волжская правда»: Раньше считалось, что ВИЧ- болезнь молодых. С чем связано, что в зоне риска теперь более взрослые люди?

Татьяна Гаврилова: — Действительно, изначально сложилось так, что это заболевание выявлялось среди молодежи, которая употребляет наркотики. И у населения сложилось понимание, что ВИЧ-инфекция меня не коснется. Но сейчас это не так. Инфекция поменяла направление.  До 80 % новых случаев связаны с половым путем передачи.

У нас есть недавно выявленные пациенты преклонного возрасте 80+. Но возраст основной категории заболевших 35-50 лет. Это не значит, что они заразились вчера. ВИЧ-инфекция бессимптомна. Она могла находится в организме несколько лет, возникали так называемые вторичные заболевания. Чаще всего это проблемы инфекционного плана – туберкулез, пневмония, грибковые поражения слизистых и кожи, рецидивы герпеса. Этот перечень заболеваний является СПИД- маркерным и медики назначают анализы на ВИЧ. Так происходит выявление тех, кто давно болеет, но ни разу не проходил тестирование.

В этом месяце в Волгограде ВИЧ-инфекцию выявили у мужчины 82 лет. Он собирался на плановую операцию, проходил обследование. В результате анализы показали наличие вируса. Удалось установить, что причиной стали незащищенные половые контакты.

Больше всего забоевших среди людей 35-50 лет

«Волжская правда»: Скажите, Татьяна, а ВИЧ выявляют только у тех, кто ведет беспорядочную половую жизнь?

Татьяна Гаврилова: Совсем нет. Инфицированные выявляются и в стабильных парах, проживающих вместе уже несколько лет. Но они не обследовались. У нас есть семейные пары, где оба с ВИЧ- инфекцией, есть такие, где один болен, другой здоров. Мы их называем дискордантные.

В таких семьях второй партнер, если даже он без ВИЧ, обязательно находится под наблюдением эпидемиологов и периодически проходит тестирование. Каждый раз врач напоминает о мерах защиты, об использовании презерватива. 

Если секс будет без защиты, то рано или поздно произойдет инфицирование здорового партнера. Поэтому главное в таких отношениях – это профилактика. А что касается возрастного ценза этих особенных семейных пар, то он разный: это и молодые, и среднего возраста и более взрослые. Когда люди интересны друг другу, наличие диагноза ВИЧ не имеет какое-то первостепенное значение. Не нужно рассказывать всем друзьям и знакомым, но своих половых партнеров носитель обязан ставить в известность, что у него ВИЧ- инфекция.

«Волжская правда»: А есть ли в таких парах дети?

Специалисты проводят разъяснительную работу с людьми разных возрастов

Татьяна Гаврилова: Да, многие, имея такой диагноз, планируют детей. После консультации с эпидемиологами и инфекционистами, мы объясняем, как соблюсти правила безопасности, чтобы второй партнер остался здоровым. Потому что беременность- это все равно незащищенный сексуальный контакт.

Но прием соответствующих препаратов и лечение позволяет нам исключить возможность заражения. Например, если вирус есть у женщины, то она, принимая антиретровирусную терапию и до, и вовремя и после беременности обеспечивает то, что малыш будет здоров. В Волгоградской области у ВИЧ –инфицированных родителей появилось на свет около 3000 здоровых детей.

А вот если ребенок родился с ВИЧ, это значит, что, скорее всего, мама не знала о своем диагнозе и лечение начала поздно. В Волжском на учете с ВИЧ- инфекцией находится 35 малышей.

Обследование на ВИЧ-инфекцию можно пройти анонимно

Я бы пожелала волжанам к взрослым проблемам относиться серьезно. Это касается и профилактики ВИЧ- инфекции. Нужно понимать, что ответственность за наше здоровье лежит на нас самих. Поэтому нужно слушать и доверять медицинским специалистам и выполнять их рекомендации. С ВИЧ- инфекцией нельзя занимать позицию – меня это не коснется. С ней не шутят.