Беспокойные сердца

1575
реклама

Несколько лет назад на одном из мероприятий, посвящённых Дню рождения города, кто-то из гостей праздника пошутил: «Надо же, как в Волжском интересно жить! Чего у вас в городе только нет! Даже Клуб первостроителей есть! А у нас, в Москве, ничего подобного нет почему-то»…

Ум, честь и совесть Волжского

Шутки шутками, но во многих ли городах России, ровесниках Волжского, существуют подобные организации? Интернет-поисковик выдаёт по запросу лишь два названия. Но, думаю, вряд ли в других городах слово «первостроитель» произносят с таким же уважением и гордостью, как у нас.

«Наши первостроители — ум, честь и совесть Волжского, — говорит глава города Игорь Воронин. – Все городские дела и события важны для них, это самые суровые наши критики, самые добрые наши советчики».

Клуб был создан в 1994 году. До этого организация объединила ветеранов «Волгоградгидростроя». Однако в преддверии сорокалетия города по инициативе тогдашнего начальника отдела культуры Тамары Башлыковой и сотрудника администрации города Антонины Зубринской было решено включить в её состав ветеранов стройки – всех, кто приехал на берега Волги с 1950 по 1954 год. Председателем выбрали бывшего  заместителя начальника Волгоградгидростроя Николая Дмитриевича Лопатникова. В совет клуба входили уважаемые в городе люди: Иван Погасий, Даниил Сысоев, Иван Суворов, Дмитрий Валяев, Игорь Москвитин.

Юрий Заболотников

Юрий Заболотников, председатель Совета клуба: «Мы – хранители истории»

-Первостроители должны были стать хранителями истории и традиций нашего города.  Основатели клуба решили сделать так, чтобы ветераны стройки не считали себя забытыми, не оставались в стороне от городской жизни. Ведь так бывает: вышел человек на пенсию – и считает себя ненужным. А ему хочется общаться, обмениваться радостями, делиться горем. Хочется, в конце концов, рассказать молодёжи о том, с чего начинался город. Так  и было: ветераны стройки вели большую общественнуюи патриотическую  работу. 

А в 2000 году Николай Дмитриевич Лопатников пригласил на одно из заседаний клуба нас с Володей Ерёменко и предложил войти в Совет. «Надо омолаживать состав. Давайте, комсомольцы – это он нас по старой привычке комсомольцами называл – включайтесь в работу! 

Мы подумали и согласились. И на первой же отчётно-выборной конференции бывший заместитель начальника «Волгоградгидростроя» Александр Волынский предложил выбрать меня председателем Совета. Я ахнул: «Пожалуйста, дайте мне год, чтобы разобраться в делах организации!». «Хорошо, — говорит Александр Самуилович. – Тогда предлагаю выбрать Юру заместителем председателя». И все проголосовали «за»!

Пришлось включаться в работу. Первым делом я предложил принять Устав организации, затем стал составлять списки первостроителей: важно было узнать, сколько в Волжском людей, приехавших сюда в первые годы строительства. Обратился в соцзащиту, дал объявление о том, что необходимо пройти регистрацию в клубе. И началось: каждую среду в ДК ВГС огромные очереди, со всего города едут люди с документами, мы картотеку составляем.

Товарищи ругали меня: «Как тебе не стыдно! Ты зачем тут бюрократию разводишь?» А я в ответ: «Подождите,  потом сами поймёте, зачем это нужно». И ведь потом отцы-основатели признали, что я прав!

Так вот, в 2002м году у нас по спискам было 8900 первостроителей (сейчас осталось чуть больше двух тысяч – авт.). И выяснилось, что многим необходима поддержка: кому-то требуется материальная помощь на лекарства, кому-то – бесплатный проезд в транспорте или подписка на местные издания. Вы понимаете, они никогда не просили ничего для себя, не ходили по инстанциям, не кричали о своих заслугах. Хотя трудились беззаветно, жизнь посвятили стройке, и даже на пенсии не хотели сидеть без дела. Но думали, в первую очередь, не о себе, а о городе, о его жителях. Разве город не должен сказать им «спасибо» за труд?

И мы обратились в комиссию по присуждению городских наград, выдвинули свои кандидатуры на поощрение. Муниципальная власть нашу инициативу поддержала.

В сфере внимания первостроителей – проблемы городского и областного масштаба. Могу вам показать нашу деловую переписку. Обращаться приходится в организации и структуры самого высокого уровня: в природоохранную и генеральную прокуратуры, в Совет Федерации, в Государственную Думу… Именно Совет клуба выступил с инициативой создания мемориала первостроителям. Я дважды ездил в Волгоград к скульптору Петру Лукичу Малкову. Он тогда уже сильно болел, но, узнав о нашем предложении, загорелся, разработал проект. Помню, что в композицию входили фигура строителя, держащего в руках турбину, бюсты Логинова и Александрова. Однако конкурсная комиссия выбрала другой проект. В 2009 году мемориал был возведён.

Пётр Власов

Пётр Павлович Власов: «Как мы спасали пойму»

-В клубе я с дня его основания, у меня членский билет под номером 16, у жены — №17. Пригласил меня Николай Лопатников: «Ты ведь знаешь город лучше любого строителя, приходи». И верно, как главному санитарному врачу Волжского мне приходилось бывать на всех объектах, за шесть десятков лет изучил город, как свои пять пальцев. 

Мы поднимаем вопросы городского и даже федерального значения и стараемся найти решение. К нам прислушиваются, ведь в Совете Клуба были и есть люди уважаемые, компетентные во многих вопросах: прежде — Дмитрий Валяев, Горгоний Подъяков, Александр Волынский, сейчас – Юрий Заболотников, Геннадий Густомясов…

Одним из важнейших считаю вопрос о Волго-Ахтубинской пойме.

Предыстория такова: в годы советской власти сброс воды на гидростанции осуществлялся так, чтобы не навредить природе. А в новые времена руководство ГЭС стало считать деньги. И в итоге самый большой водосброс был зимой, а весной пойму поить было уже нечем… Волжане писали письма во все инстанции, но ответа не было. А в 2008м году в Волгоград приехал Сергей Миронов, тогда возглавлявший Совет Федерации. И было решено обратиться к нему с просьбой о помощи. Но как это сделать, ведь график высокого гостя расписан буквально по минутам? В администрации Волжского нам выделили машину, и мы – Игорь Москвитин, Юрий Заболотников, я — бросились в погоню за кортежем председателя Совета Федераций. И во время организационной паузы передали Сергею Михайловичу пакет документов о работе Куйбышевского и Волгоградского водохранилища, а тот, в свою очередь, поставил вопрос на совещании, которое проводил в Астрахани президент Дмитрий Медведев. Дмитрий Анатольевич заявил, что нельзя допустить, чтобы Волго-Ахтубинская пойма стала зоной экологического бедствия, нужно спасать «Волжскую жемчужину».

Геннадий Густомясов

Геннадий Густомясов: «К нам приходят как в последнюю инстанцию» 

-Часто к нам обращаются молодёжные организации. Так, коллектив Дворца творчества детей и молодёжи, вместе с которым мы придумали и реализовали экологический проект. И решено работу продолжать. 

К нам в совет жители приходят как в последнюю инстанцию. Говорят о проблемах ЖКХ, о городской экологии, о вывозе мусора – и я рад, когда удаётся помочь. Большинство членов совета – бывшие руководители, мы знаем город, к нам прислушиваются власти. Радует, что есть преемственность, что сегодняшние руководители города так же заботятся о Волжском, как и первостроители. Наблюдаю, как преображается парк «Волжский». Один пример: когда у картинной галереи был открыт памятник «Матерям и детям военного Сталинграда», мы посадили рядом с ним деревца. А спустя какое-то время и парк присоединился к нашей акции: озеленили площадку, ухаживают за молодой порослью. 

А встречи с волжанами? Мы проводим их постоянно, бываем и в школах, и в вузах, и с активистами «Школы социальной активности» сотрудничаем, и с юными блогерами встречались… И выясняется, что история города интересна всем.

…Самое грустное – уходят товарищи. Всё меньше рядом с нами тех, кто в начале 50-х приехал на великую стройку. 

История продолжается

Первостроители сотрудничают и с коллективом музейно-выставочного комплекса, делятся фотографиями из семейных архивов. За каждым снимком  – целая история. Вот, например, концерт в котловане: два МАЗа рядышком, на одном рояль стоит, на другом Сергей Лемешев с микрофоном. 

А было это вот как: однажды в Волгоград на гастроли приехал Иван Семёнович Козловский. 

И представители руководства стройки, Александр Сидорович Заболотников с Даниилом Прохоровичем Сысоевым, отправились к великому тенору договариваться о выступлении для строителей. Но импрессарио заломил за концерт такую цену, что вернулись волжане домой не солоно хлебавши. А через две недели в областной центр приехал Лемешев. С Козловским у них, это вся страна знала, было давнее сценическое соперничество. Волжане и к нему делегацию отправили с просьбой выступить. Сергей Яковлевич, который и сам в прошлом был рабочим, принял их лично, внимательно выслушал. «Спеть в котловане для строителей? С удовольствием! Хороший звук гарантируете?» И пел так, что его долго не хотели отпускать.

Или же фото со спектаклей народного театра Валентина Данилова. На эти постановки весь Волжский ходил, чуть не наизусть знали и «Лазо», и «Шельменко-денщик»…  А волжские комсомольцы, агитбригада и танцевальный кружок, выходили на сцену в массовке и очень этим гордились. Историй немало, успевай записывать. 

А ещё обязанность клуба — забота о ветеранах стройки, вопросы полива зелёных насаждений, ЖКХ… «Нас всё касается, — говорят ветераны стройки. — Мы в ответе за наш любимый город».