Бывшая волжанка собрала коллекцию иностранных вертепов и задумала создать российский вариант

1
232
реклама

О том, что в недавно открывшемся в центре Волгограда арт-пространстве «With angels» представлена частная коллекция советских Дедов Морозов, мы писали в предпоследнем номере ушедшего года. А ещё там есть удивительное собрание рождественских вертепов, которые прибыли из разных стран. Благодаря этому можно узнать, как те или иные народы представляют себе младенца Иисуса Христа. И порой Спаситель имеет совсем не библейский образ. Что думает по этому поводу коллекционер предметов рождественской тематики Анна Момотова, узнал наш корреспондент.

Съехались со всего света

В прошлом Анна была сотрудницей волжского храма Иоанна Богослова. В середине десятых она начала собирать коллекцию вертепов, а побудило её к этому увиденное в зарубежных католических церквях. Игрушечные пещеры с младенцем Иисусом Христом выставлены там на показ круглогодично. И это не просто набор фигурок рождественской тематики.

Анна Момотова

– Там так интересно – бросаешь монетку, и вертеп словно оживает: включаются фонарики, фигурки начинают двигаться, и я подумала, как же это здорово! – делится своими впечатлениями бы-вшая волжанка. – Это два в одном – и возможность привлечь внимание заходящих в церковь людей, и пожертвование на содержание храма. Стала погружаться в тему и всё больше загораться, потому что уже много лет хотела создать музей христианства.

Первые вертепы, появившиеся у Анны, были куплены на сайте eBay. Супруг опрометчиво привязал банковскую карту к этому порталу, а героиня нашего материала стала активно этим пользоваться. Одна из первых композиций, перед которой наша землячка не устояла, представляла собой несколько разрозненных деревянных фигурок — представителей Божественной семьи и волхвов с лицами африканского типа. Они очень отличались от того, что приходилось видеть раньше, поэтому их участь была предрешена. Эти необычные экспонаты прилетели на Волгоградчину из Эфиопии. Другие же прибыли из Перу, Германии, США, Италии и Англии.

Вот тебе и киндер-сюрприз

Сейчас этот канал поставки удивительных вертепов в силу ряда причин прикрылся, коллекция пополняется редко, но Анну это совершенно не расстраивает. Она вынашивает мысль о том, чтобы создать российский вертеп, и не видит в этом ничего противоестественного, потому что «Иисус Христос – он для всех и вне времени».

Для подтверждения своих слов Анна ведёт нас к полке, где стоит более десятка застывших в пластике мгновений появления на свет Спасителя. Каждый из них спокойно умещается на ладошке. Вот младенец лежит в люльке недалеко от моржа, а вот за ним растут кактусы, левее стоят Дева Мария и Иосиф с надетым на голову сомбреро. Справа в кроватке лежит малыш с узкими, как щёлки, глазами, а на следующей композиции за его люлькой высится египетская пирамида. Напротив – в стеклянной витрине – красуются фигурки словно из битой плитки в стиле испанского мастера Гауди, яркого представителя органической архитектуры европейского модерна.

Вертепы, составляющие экспозицию, выполнены из разных материалов: пластика, дерева, фарфора, гипса, ткани… И формы у них тоже отличаются. Есть классические, где на подставке закреплены все участники Рождественских событий, а есть без неё. И сами фигуры не только объёмные, но и прямоугольные, – соединив их воедино, композицию можно запросто принять за необычный кубик. Рядом стоит серия из зарубежного киндер-сюрприза. В своё время, покупая шоколадные яйца, заокеанские жители находили совсем миниатюрных младенца, Деву Марию, Иосифа и так далее.

Рядом на полке вертеп а-ля матрёшка. Казалось бы, вот она, воплотившаяся в жизнь русская идея. Может, конечно, и русская, но только получившая жизнь далеко не в нашей стране. Оказывается, в России вертепы совершенно не делают.

Спаситель на фоне Кремля

– Наша страна ещё не доросла до вертепов: покупательским спросом они не пользуются, – констатирует наш коллекционер. – А каким вообще может быть российский вертеп? Конечно же, зимним. Со снегом, снежками, ёлкой… Люди должны быть одеты в шубки. Рядом с ними – не верблюд, а медведь или амурский тигр. Всё должно быть аутентично. А на заднем плане пусть возвышается храм Василия Блаженного или Московский Кремль, или, возможно, что-то ещё, что отличает и делает нашу страну узнаваемой.

Особняком в экспозиции стоит, а лучше сказать висит на стенах коллекция декоративных тарелок-барельефов. Итальянский мастер Анри Фердинанд вырезал их из дерева. Тарелки разделялись на три серии: одна посвящена Рождеству Христову, вторая – Дню матери, а третья – Дню отца. В Волгоград они приехали из Хабаровского края.

– Я увидела объявление о продаже этих винтажных тарелок на Авито, там указывалось, они находятся в какой-то деревеньке, – вспоминает Анна. – Меня, конечно, немного смутил этот факт – как они могли туда попасть? Да и ни одного отзыва у этого продавца не было. Позже выяснила, что ему эта коллекция от кого-то досталась и была ему не нужна, поэтому он и решил от неё избавиться. Продавались тарелки не очень дорого. Их было штук 12, мы купили все. А ещё приобрели у него американских Дедов Морозов и ангелов. Человек оказался порядочным. Оставили ему хороший отзыв, после чего у него практически всё было раскуплено.

Вся жизнь – кукольный театр

В европейских странах есть традиция создания семейных вертепов. С одной стороны, это наглядный рассказ о том, чем жил и живёт какой-то род — прабабушки с прадедушками, дедушки с бабушками, родители, дети. А с другой, — поучительное и объединяющее занятие для всех членов семейства.

– Конечно, в центре такого вертепа – Иисус Христос, а далее – представители конкретного рода, – поясняет Анна Момотова. – Если у кого происходят изменения, то они находят отражение и в вертепе. Родился ребёнок — добавляется маленькая фигурка малыша, в школу он пошёл – появляется новая статуэтка, отражающая новую веху в жизни человека, и так далее. Также и со взрослыми. Если они меняют профессию, то это тоже можно увидеть в вертепе. Кто-то даже эту кукольную композицию размещает на улице, чтобы больше людей могли её увидеть. Такая традиция ещё пока жива в малых городах Европы, в крупных этого практически уже не встретишь.

У Анны есть желание сделать в будущем вертеп своей семьи, нужно только сначала продумать композицию. И в том, что это у неё получится, мы даже не сомневаемся. Ведь это по задумке Анны в начале десятых годов в Волжском был сделан самый большой уличный вертеп в городе, а может, даже и области, и который до сих пор устанавливается на Рождество у алтарной части храма Иоанна Богослова.

Кстати, чуть позже там же по её идее появились и огромные пасхальные яйца, к росписи которых были привлечены молодые талантливые волжские художницы. Праздничные атрибуты главного торжества христиан из года в год продолжают украшать территорию соборного храма и всякий раз становятся излюбленным местом прихожан для селфи.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here