Эксперты Общественного штаба по наблюдению за выборами прокомментировали доклад НОМ

68
Антон Лукаш, член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга
реклама

На площадке Общественной палаты Российской Федерации 27 февраля состоялась презентация доклада Ассоциации НОМ «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики», котором содержатся основные выводы о готовности системы общественного наблюдения к предстоящим федеральным выборам, а также приводятся наиболее актуальные и эффективные практики мониторинга выборов в регионах России.

Доклад вызвал большой интерес в наблюдательском и экспертном сообществе Волгоградской области.

Григорий Зданович, эксперт Независимого общественного мониторинга:

«Модель общественного контроля за выборами в Волгоградской области включает четыре базовых направления: наблюдение на местах, видеонаблюдение/видеофиксация, публичная экспертиза и мониторинг медиасферы.

К принципам работы экспертного сообщества НОМ относятся:

Оперативность — скорость реакции и вовлечённость — погружённость в контекст. Оперативность пресекает распространение в медиа среде, так как через подачу объективной информации создаёт «заведомость лжи».

Многокананальность — полный охват аудитории, целевых групп: ТВ, печатаные СМИ, новостные сайты, соцсети, радио, лекции, круглые столы с трансляцией.

Доверие целевой аудитории — эксперты отвечают не только на электоральные вопросы, но и помогают жителям в решении конкретных жизненных вопросов, узнаваемы функционально».

Марина Ускова, эксперт независимого общественного мониторинга:

«Очевидны позитивные тенденции – в обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму, чему способствовала открытость и активная медийная позиция ЦИК, Избирательных комиссий в субъектах РФ, качественная и понятная нормативная база выборов, включая «Золотой стандарт», удобство трехдневого голосования, снимающего избыточное напряжение на участках.

Однако, возникают и новые угрозы.

Покинув России с началом СВО, актив протестного движения, в том числе – экстремистки настроенный, получил возможность прямого зарубежного финансирования, что дает возможность использовать следующие методы и приемы:

— «штамповка» дипфейков, аудио, видео, «документов», «свидетельств очевидцев», подтверждающих «вбросы», «переписывание протоколов»;

— яркие стримы под девизом «шок-контент» с потоком информационных провокаций и фейков с формированием сетки влияния, ростом подписчиков.

Мы видим и активные попытки отдельных зарубежных политических сил вмешаться в российские выборы, делегитимизировать их («доклады» и «резолюции» структур, подобных Европарламенту, ОБСЕ, БДИПЧ, ПАСЕ) о заведомой возможности непризнания результатов голосования граждан России.

Такие угрозы эффективно парируется:

— подготовкой аналитических, прогнозных материалов и разъяснениями ситуации со стороны экспертного сообщества (предупрежден-вооружен);

—  участием независимых международных экспертов;

— массовым общественным наблюдением с практикоориентированным обучением общественных наблюдателей».

Никита Зуев, эксперт Независимого общественного мониторинга:

«Выборы Президента России, безусловно, ключевое событие в общественно политической жизни страны, определяющее перспективы развития на десятилетие.

Гарантией свободных, открытых выборов является соблюдение законности и прозрачности избирательных процедур, что обеспечивается в нашей стране общественным наблюдением.

Практика работы Общественной палаты, штаба, экспертов Независимого общественного мониторинга в Волгоградской области показала эффективность в профилактике нарушений и развенчании фейков таких методов и приемов, как: продвижение сайтов и страниц в социальных сетях для информирования и прямого диалога по актуальным вопросам; мониторинг соцсетей и медиаресурсов с реакцией на сообщения в целях их дальнейшей проверки, опровержения (подтверждения и устранения), работа с комментариями и поддержка своих постов; распространение опровержений фейков и проверенного контента в информационном поле с выкладыванием в социальные сети максимума объективной информации о текущей ситуации в регионе под соответствующими хэштегами; общение экспертов с прессой с комментариями фейков и достоверными сообщениями о ситуации».

Антон Лукаш, член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга:

«Общественное наблюдение в Российской Федерации — сформировавшийся правовой институт гражданского общества, и в сфере внимания общественного наблюдателя — мониторинг избирательного процесса на избирательных участках и голосования вне помещения для голосования, видеонаблюдение в центрах общественного наблюдения, непосредственное наблюдение на местах, широкий круг практических инструментов быстрого реагирования, позволяющих не только зафиксировать спорную ситуацию, но и оперативно определить ее правовой статус.

Система общественного контроля на выборах в России характеризуется широчайшим охватом: при проведении общественного контроля на выборах Президента России 2024 года во всех регионах России созданы штабы общественного наблюдения, координирующие действия общественных наблюдателей на территории субъекта РФ, в масштабах страны централизующую роль выполняет Координационный совет по общественному контролю за голосованием, созданный Общественной палатой РФ, активно работают эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». В результате создана прозрачная для наблюдения среда, некомфортная для нарушителей и распространителей фейков».