Художник по костюмам волгоградского театра помогает зрителям почувствовать музыку

1000
реклама

В театре «Царицынская опера» с успехом прошел премьерный спектакль «Богема» Дж. Пуччини. Режиссер-постановщик Анна Фекета, сценография – неоднократного номинанта и обладательницы национальных театральных премий «Золотая маска» Елены Вершининой.  Яркая и талантливая художница умеет превращать обычные вещи в произведения искусства. Елена Вершинина создала грандиозные костюмы и декорации проекта «Русские оперы в Астраханском Кремле», сценографии ее взрослых и кукольных спектаклей поражали зрителей всего мира.  О декорациях и костюмах, о взаимоотношениях художника и режиссера, об особой любви к изготовлению кукол и поделок hand made рассказала Елена Вершинина.

Сотрудничала с театром кукол

— Елена, вы провели два напряженных месяца в «Царицынской опере», занимаясь подготовкой к спектаклю «Богема» Дж. Пуччини. Какие у вас впечатления от работы с разными цехами  театра?

— В вашем театре работают профессионалы своего дела. Пошивочный цех, бутафоры, монтировщики большие молодцы, отдают себя процессу день и ночь. Очень приятно было работать с главным художником по свету Андреем Павловым, он же отвечает  и за звук. Очень талантливый человек, настоящий бриллиант для творческого коллектива. У меня остались самые лучшие впечатления от работы со всеми цехами театра «Царицынская опера».

— Вы уже бывали в нашем городе и даже сотрудничали с волгоградским театром кукол…

-В 2021 году я сотрудничала с театром кукол в качестве художника-постановщика нового спектакля «Царица амазонок». В вашем театре я впервые. Год назад мне поступило предложение поработать над оперой «Богема» Дж. Пуччини от режиссера-постановщика Анны Фекета. Продолжительный карантин серьезно вмешался в наши планы, но к счастью, премьера состоялась и имела успех.

Оригинальный приём

— Концепция спектакля оригинальна, действие происходит внутри гофрированного фотоаппарата. Эффектные декорации и костюмы впечатлили зрителей оперы! Латинский квартал, Мулен Руж выше всяких похвал…

— Мне предстояло сделать три макета, чтобы добиться именного того результата, который был нужен  режиссеру-постановщику. Декорации темные, поскольку акцент на трагедии. Герои живут в давящем,  тесном пространстве. Окно в мир – это объектив  фотоаппарата. Туда они хотят вырваться — в высшее общество, бомонд,  стать кем-то значимым. Но у них ничего не получится, поскольку это окно в конце закрылось и все эти маленькие люди остались внутри. Они обречены, поскольку их образ жизни  – это пути  в никуда.

— Потрясающий художественный прием! Зрителям пришлось активно подключить образное мышление.

— В этом и была задумка. В постановке главный герой Марсель не только художник, но и фотограф. Вся мнимая богема, все эти маленькие люди находятся внутри камеры, внутри замкнутого мира, который они придумали и играют в него. Герои играют в прекрасных, талантливых людей. Они молоды и полны надежд. Они мечтают о славе, но не знают и не хотят знать реалий настоящей жизни и нести ответственность за свои поступки. Никаких усилий они не прикладывают и продолжают жить праздно и разгульно.

Сделано более 100 костюмов

— Расскажите, пожалуйста, о декорациях и костюмах. Сценография получилась необычайно стильная.

—  Металлоконструкции были сделаны на заказ, мы их собирали, вставляли лампочки, подкрашивали, «задували». Очень рада, что в вашем театре работают художники Дарья Николаева и Марина Чепига, которые расписывают декорации. Сейчас такие специалисты на вес золота. Все поставлено на поток, везде гонка и скорость и используется фотопечать. Это уже не искусство, в таких декорациях нет никакой ценности! Писаные декорации смотрятся красиво, объемно, на них приятно направлять свет и любоваться из зрительного зала. Костюмы в постановке стилизованные — использованы крой, силуэт того времени. В общей сложности пошивочный цех изготовил более 100 костюмов. И это был колоссальный труд! После мы «оживили» костюмы», сделали их более объемными.

— Как интересно! А какие методы используются для этого?

— На сцене только что пошитые костюмы смотрятся не театрально и даже безжизненно. Их нужно немного «задуть» (как мы выражаемся профессиональным языком), сделать более объемными с помощью аэрозоли, акриловых красок. Например, на сцене белый костюм будет смотреться белым пятном и при этом увеличивать артиста в объемах.  Белое платье даже на стройняшке нуждается в «поддувке».

— «Оживить» все костюмы было, наверное, непросто..?

— Сложность оперы «Богема» Дж. Пуччини в том, что хор состоит из индивидуальных персонажей. А это значит, что для каждого необходимо было создать свой отличный от других костюм — дворника, полицейского, гризеток, богатого, бедного… И поверьте – это настоящий математический расчет, поскольку всех героев нужно привести к одной тональности. При этом не «забить» солистов.

Музыка сама направляет

— Елена, вы театральный художник…

— Я работаю в оперных и музыкальных театрах. Я люблю работать с музыкой. Музыка сама направляет, она основа в опере. Все остальные только вспомогательная часть.

— Говорят, что декорации – это впечатления художника от музыки…

— Именно так. Художник помогает зрителям почувствовать музыку. Но при постановке учитывается так же концепция режиссера.

С чего начинается работа над постановкой?

—  С названия, музыки, либретто, затем  предлагаемой концепции режиссера-постановщика. Все это складывается воедино и придумывается сценография, отображающая концепт спектакля.

— У вас большой опыт работы с разными режиссерами. Что важно в творческом тандеме режиссера и художника?

— Прежде всего — доверие друг к другу. Для меня как художника важно чувство вкуса и меры при работе над постановкой.

— У вас очень интересный творческий путь.

— Родилась в Нижнем Новгороде в театральной семье. Мама и папа – художники-постановщики. В театре я пропадала вместе с родителями все детство, а позже принципиально не хотела связывать свою жизнь с театром. Тем не менее, окончила Театральное училище им. Е.А. Евстигнеева.  Работала главным художником в кукольном театре, в городе Кстове Нижегородской области. Затем окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ, курс В.А. Окунева). Позже работала художником-постановщиком Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Длительный период была  главным художником Астраханского театра оперы и балета. Последние три года я приглашенный художник-постановщик.

Беседовала Анжела Буцких