И фронтовик, и журналист, и отличный семьянин: каким был корреспондент «Волжской правды» Валентин Шевченко

529
реклама

1 февраля исполнится 102 года со дня рождения участника Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов России и внештатного корреспондента «Волжской правды» Валентина Шевченко.

Валентина Петровича не стало пять лет назад. Он умер в 97 лет, прожив интересную жизнь. О дате нам напомнила его дочь Людмила Владимиренко, которая хранит архив отца, где собраны его записи о военном времени, о боевом пути 317-й Краснознамённой Будапештской стрелковой дивизии, а также уникальные фронтовые снимки.

Выход из окружения, СМЕРШ и тиф

Валентин Шевченко не раз становился героем публикаций «Волжской правды». Журналисты писали о нём и его семье, да и сам он нередко публиковался и в нашем издании, и газете «Наш город», а также в многотиражке подшипникового завода. Большинство его статей было посвящено Великой Отечественной войне, на которую он, молодой учитель начальных классов, попал в декабре 1941 года.

Его, потомственного казака, выросшего в Чечено-Ингушской АССР, определили во 2-й батальон 503-го полка 91-й дивизии 51-й армии. В его составе молодой Валентин охранял побережье Азовского моря от возможной высадки немцев со стороны Керчи, а затем воевал на дальних подступах к Сталинграду.

Людмила Владимиренко

– Сначала его назначили писарем, потому что он был грамотный, ну а немного позже он узнал о настоящей жизни солдата, – рассказывает его дочь Людмила Владимиренко. – Под Ростовом-на-Дону вместе с боевыми товарищами они попали в окружение, но смогли успешно выйти из него и направились в сторону Кавказа. Им удалось дойти до села Подгорного Ставропольского края, которое было занято фашистами. Пришлось скрываться, благо местные жители им помогали.

А когда Красная армия достигла этого населённого пункта, солдаты отправились в комендатуру. А дальше каждого по отдельности ждали допросы СМЕРШевцев. Вроде всё обошлось, но смерть продолжала ходить рядом. Валентин, как и многие другие солдаты, вскоре заболел тифом. От этой болезни тогда умирали многие. Но Валя написал письмо маме, и она приехала поддержать сына. Заботилась о нём и о его друзьях. А потом договорилась с кем-то из местных жителей, чтобы молодого солдата приютили на время и предоставили уход.

Людмила Валентиновна, ведущая летопись своей семьи, записала все основные события, происходящие с отцом на фронте. В своей рукописной книге она повествует о том, что в 1943-м Валентин Шевченко смог вернуться на фронт, теперь уже на Кубань, где его ждала 20-я горно-стрелковая дивизия 86-й отдельной армейской штрафной роты. Здесь он получает ранение, но несильное, и вскоре попадает в 383-ю стрелковую дивизию «Павловская», где становится командиром отделения.

Выкопал штыком себе окоп

– В одну из ночей в августе 1943-го моего папу и других солдат отправили на склон, чтобы оттуда скорее пойти в атаку после утреннего артобстрела, – продолжает волжанка. – Но в назначенный час орудия почему-то молчали, и, когда рассвело, все бойцы оказались на виду у немцев, как на ладони. К концу дня их почти всех расстреляли, а отец по приходе ночью выкопал штыком себе маленький окопчик, благодаря чему спасся. Больше этого никто не сделал, потому что думали, что это им не пригодится.

Тем, кто выжил, дали новый приказ – подобраться ночью к вражеским окопам и закидать фашистов гранатами, закрепиться и подать сигнал командирам батальона для наступления. Никаких ориентиров не было, красноармейцы просто шли к переднему краю. А когда внезапно небо осветилось ракетами и всё стало видно, почти как днём, оказалось, что наши бойцы находятся буквально в 20 метрах от укреплений врага. Фашисты схватились за автоматы и пулемёты. Полетели гранаты. Красноармейцы упали и вжались землю, из-за шквального огня голову невозможно было поднять. Валентина ранило в правую руку и плечо, и ещё множество осколков вонзилось в шею. Герой нашего материала выжил и в этот раз, потому что принял решение ползти. А куда? Туда, куда стреляли фашисты, и, таким образом, дополз до своих.

На лечение ран в госпитале потребовалось порядка двух месяцев. Затем направление в 317-ю стрелковую дивизию. Там Валентин Шевченко встретил своего родного младшего брата Владимира, с которым стал воевать в одной разведроте. Но, к сожалению, недолго. Уже в мае 1944-го Володя погиб. Вместе они были практически всегда, но однажды Валентину поручили выполнить какое-то задание. Он отлучился, и в это время фашистский снаряд угодил в наблюдательный пункт, где остался брат.

Концерт для освободителей

Но на фронте случались радостные, трогательные и удивительные моменты. В январе 1945-го в Будапеште Валентин Шевченко вместе с боевым товарищем ходил по зданиям, чтобы определить, какое из них лучше подходит для размещения штаба дивизии. Почти все они пустовали, но в одном из них открылась дверь, и молодая женщина предложила красноармейцам пройти в квартиру. Там на кровати лежал очень исхудавший и измождённый мужчина.

Увидев ребят, он хотел подняться, но девушка, оказавшаяся его сестрой, стала тому препятствовать. И всё же он встал, чтобы пожать руку освободителям. Они узнали, что брат – музыкант, укрылся от мобилизации и последнее время жил впроголодь, а ещё молился, чтобы побыстрее пришли русские. 

Наши ребята отдали все продукты, которые находились у них в вещмешках: сало, хлеб, сливочное масло, тушёнку. И хотели было уходить, но хозяин попросил их задержаться, чтобы исполнить для них на рояле «Катюшу» и «Интернационал».

А потом была встреча с другом. Валентин узнал, что где-то рядом с Будапештом находится его товарищ, воевавший лётчиком. Это было всего в пяти километрах от дивизии Шевченко. Герой нашего материала получил разрешение у своего командира и на трофейном велосипеде отправился на долгожданную встречу. Пока ехал по бездорожью, весь запачкался, но друга Ивана нашёл.

«Мы крепко обнялись под удивлёнными взглядами. Кто это, мол, такой грязный? – писал в одной из своих статей Валентин Шевченко. – А чего удивляться-то? Лётчики не испытывают того, что достаётся матушке-пехоте. Они не знают многокилометровых переходов и каково лежать в сырых окопах и ползать по-пластунски. Недолгой была наша встреча, мы обменяли часами… А после войны в дни праздников отправляли друг другу поздравления».

В двух шагах от Брежнева

А ещё в 317-ю дивизию регулярно наведывался замполит 18-й армии, в составе которой она находилась. И замполитом этим был будущий генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев.

– Как-то в Карпаты Леонид Брежнев приехал на трёх виллисах, а немцы увидели эту картину и поняли, что это не рядовые солдаты, дали залп, в общем, в тот раз гости сразу и уехали, – вспоминает рассказы отца Людмила Владимиренко. – А до этого случая и после Леонид Ильич регулярно заглядывал на наблюдательный пункт, где старшим числился Валентин Шевченко. Порой они стояли друг от друга в паре метров и даже перебрасывались парой фраз. И хотя Леонида Брежнева солдаты уважали, всему этому тогда не придавалось никакого значения. Лишь потом, когда замполит стал главой государства, папа вспомнил, что им приходилось встречаться.

Победу Валентин Шевченко встретил в Праге. Он писал, что весть о капитуляции фашистской Германии они получили 8 мая вечером: «Радости не было границ. Всю ночь не спали, небо светилось ракетами, стрелами трассирующих пуль, всполохами прожекторов. Но 9 мая, когда группа направилась в сторону обороны противника, оттуда раздались пулемётно-автоматные очереди. С нашей стороны открыли артиллерийско-миномётный огонь. Перестрелка длилась полдня. Я находился на наблюдательном пункте, на чердаке. А когда сюда пришли разведчики, то раздался грохот. И мы все очутились на земле. Это было прямое попадание вражеского снаряда. К счастью, обошлось без жертв».

Золотые отношения

А потом молодого разведчика ждал Дальний Восток, ведь предстояло ещё поставить точку в войне с Японией.

Когда вернулся в родной дом, то познакомился со своей будущей супругой Майей Ивановной. Валентин Петрович занимался пчеловодством, а потом его пригласили работать в районную газету, чтобы освещать сельскохозяйственную тему. Затем возглавлял отдел писем, а потом занимал должность и ответственного секретаря.

В 1982 году из Чечено-Ингушской АССР супруги Шевченко переехали в Волжский вслед за дочерью.

Это была удивительная пара, которая жила, как говорят, душа в душу. Поддерживали и помогали друг другу, вместе ходили на танцы, и в середине 90-х даже завоевали первое место в городском конкурсе «Суперпара». Они отметили не только золотую свадьбу, но и благодатную – 70 лет совместной жизни.

Кроме дочери, чета Шевченко вырастила сына. Сегодня их род продолжают три внука, семь правнуков и три праправнука.

Бывший фронтовик после войны поставил для себя задачу написать историческую справку о боевом пути 317-й Краснознамённой Будапештской стрелковой дивизии. Он собирал информацию по крупицам, ездил в военные архивы, переснимал фотографии, поддерживал связь с боевыми товарищами. В результате у него получилась описательная часть на 10 листах, специальный альбом с фотографиями однополчан, содержащий также сведения о запечатлённых на них людях, и множество других снимков, которые хранятся в отдельной папке.

Людмила Валентиновна понимает, что вся эта информация имеет большую ценность для тех, кто увлекается историей нашей страны первой половины 1940 годов. А потому хотела бы дать собранному Валентином Шевченко материалу новую жизнь, передав его специализированному музею. Телефон волжанки есть в редакции «Волжской правды».

Фото автора и из архива семьи Владимиренко