Как сражались медсанбаты: волжане вспоминают героев-медиков

реклама

«То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом», — написал однажды прославленный советский полководец Иван Баграмян. И это без преувеличения. Санинструкторы, врачи, санитары, фельдшеры, медсёстры под огнём, в лютые морозы и в жару на пределе человеческих возможностей ценою своей жизни спасали раненых бойцов.

В главный военный праздник страны – День Победы — «Волжская правда» вместе с кандидатом исторических наук Максимом Опалевым решила приоткрыть эту фронтовую страницу и рассказать о героях медицинской службы.

Окрыляющая директива вождя

Первые дни войны дались нам нелегко. Красная Армия несла колоссальные потери. Инициатива в военном театре действий долгое время оставалась за немцами. Поэтому и медицинское обслуживание поначалу у них было организовано гораздо лучше. По отчетам Вермахта, соотношение убитых и раненых в немецких порядках составляло 1:4.

Эвакуация раненых через Волгу зимой 1942-1943 годов

В то время как в наших войсках во время отступления на восток, эта пропорция была очень трагической: один убитый на одного раненого. Это означило, что большинство советских солдат, получивших травмы, оставались на поле боя и умирали, так и не дождавшись медицинской помощи.

23 августа 1941 года вышел приказ народного комиссара обороны Иосифа Сталина № 281 «О порядке представления к награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу». Согласно распоряжению, за вынос 15 раненых с их винтовками и другим личным оружием санитара и носильщика предлагалось награждать медалями «За боевые заслуги» или «За отвагу». За вынос 25 раненых- орденом Красной Звезды, за спасение 40 раненых орденом Красного знамени, а 80 раненых- орденами Ленина.

Медицинское оборудование военно-полевых госпиталей Сталинграда

Такая директива поставила в один строй бойца с противотанковым ружьем, и санитара, спасавшего раненых на передовой, и вызвала прилив небывалой энергии у военных медиков. Хотя они и так, без орденов и медалей, показывали чудеса самоотверженности и героизма на фронтах Великой Отечественной.

Собирали мочу в солдатские каски

С южных и западных рубежей вплоть до лета 1942 года раненых вывозили в казавшийся сначала глубоким тылом Сталинград. Отсюда их переправляли санитарными пароходами по Волге в Астрахань, Саратов, Сызрань, Куйбышев, в Сибирь и на Урал по железной дороге через станцию Владимировка (современный город Ахтубинск), используя нашу паромную переправу.

Но 17 июля 1942 года немцы прорвались на западе Сталинградской области. Поток раненых резко увеличился. Теперь в их числе был и те, кто защищал подступы к Волге.  В это время в срочном порядке создаются военно-полевые госпитали на восточном берегу – в Ленинске, Средней Ахтубе, Заплавном, а также в Быково и Николаевске. В Заволжье действовало 127 госпиталей, из них 38 на территории Среднеахтубинского района.  

Медсестра ухаживает за раненым защитником Сталинграда

«В одну из темных ночей подошли пять пароходов с ранеными, в большинстве- носилочными. На берегу были подготовлены автомашины…Коллектив госпиталя принялся за эту работу с энтузиазмом… Погрузка машины занимала буквально несколько минут…Когда все раненые были отправлены, ко мне подошел представитель политотдела армии, майор, и спросил: «За какое время выгрузили раненых с парохода?» Я ответил: «Мне некогда было следить за часами». На это он сказал: «Молодцы! Вы выгрузили пять пароходов за пятьдесят минут…» (из воспоминаний военного врача Николая Ильича Черных, сборник «Битва за Волгу»)

Лазареты были организованы и на передовой. Первостроитель Волжского Михаил Сергеевич Кириллов был в числе защитников острова Людникова, который во время сталинградского сражения оказался зажат немцами на небольшом пятачке земли на подступах к Волге. Боеприпасы, продовольствие и медикаменты доставлялись с трудом и с большими перебоями.

Пули, извлеченные сталинградскими медиками из тел раненых советских бойцов

Но бойцы держались месяц. Хотя количество раненых в дивизии превышало тех, которые оставались в строю. Особо тяжелых поместили в береговые штольни, не хватало перевязочных средств, приходилось стирать в речной воде одни и те же бинты. Лекарств и вовсе не было. Чтобы облегчить страдания раненых, командир 138-й дивизии Иван Людников дал команду собирать мочу в солдатские каски и обрабатывать ей осколочные и пулевые раны, рассказывал ветеран. Такое нестандарное решение спасло жизнь десяткам раненых солдат, ожидавших отправки в госпиталь.

Операция под перевернутой шаландой

Во время Сталинградского сражения медики проявляли чудеса смекалки. Они спасали раненых даже когда над головой рвались снаряды. В полевом госпитале ППГ-689, которым руководил Николай Ильич Черных, хирурги простаивали у операционного стола по 20 часов.  

Когда однажды авиабомба разбила операционно-перевязочный блок, медики вытащили раненых из-под завалов и перенесли их в безопасное место. А врачи Дмитрий Кривонос и Виктор Никольский, ставший впоследствии известным нейрохирургом, прямо на берегу Волги под перевернутой шаландой зашили открытую рану легкого санитару  и оказали первую медицинскую помощь операционной сестре, получившей 23 осколочных ранения.

Сам госпиталь располагался с начала уличных боев в помещении детского сада завода «Красный Октябрь». Когда цеха превратились в арену боевых действий, медики стали оказывать помощь раненым в блиндажах и землянках. Линия фронта проходила всего в полукилометре от ППГ. И это был уникальный случай фронтовой медицинской практики.

Военный хирург Николай Черных с сотрудниками ППГ-689

Перевязочных материалов не хватало не только на передовой, но и в госпиталях. В начале августа 1942 года возле пристани Владимировка удалось обнаружить полузатонувшую баржу с медицинским имуществом. Тогда санитары и врачи под руководствам начальника отдела медицинского снабжения Сталинградского фронта Михаила Мальского организовали спасение ценного груза. Под огнем противника они ныряли в трюм и доставали тюки марли. Таким образом, были подняты почти 1 миллион метров марли и другие перевязочные средства.

Уникальные методы лечения

При лечении раненых хирурги Сталинградского фронта использовали много новых приемов лечения, которые в дальнейшем получили название «сталинградские». Например, глухая гипсовая повязка при огнестрельных переломах буквально спасла положение, потому что у медперсонала не было физической возможности перевязывать всех, кто в этом нуждался. Ее автор –подполковник медицинской службы Михаил Таборисский.

Предложенная им техника обеспечивала «идеальный покой, предохранение ран от высыхания, создание условий для аутостерелизации ран, простоту и экономию перевязочного материала» и помогло вылечить почти половину раненых в Сталинграде. Такое ноу-хау позже было внедрено и на других фронтах и получило название «сталинградская шина».

Фронтовая медицина 1941-45 годов

Военный хирург 44-й армии Владимир Васильевич Кованов в условиях нехватки медикаментов и высококалорийного продовольствия на фронте впервые в СССР начал широко применять свежую бычью кровь в лечении тяжелобольных раненых бойцов Красной Армии. Новый питательный продукт назвали гемокостолом. Благодаря широкому внедрению крови животных как высокоценного лекарственного и питательного средства, раненые быстрее восстанавливали своё здоровье и возвращались в строй. А в 44-й армии было организовано стадо животных-доноров, от которых было получено 700 литров крови.

А под руководством главного хирурга Южного фронта профессора Григория Марковича Гуревича была оказана помощь свыше 200 тысяч раненых-это две армии. Он придумал методику барьерных разрезов при газовой инфекции и спас тысячи раненых солдат от ампутации.

Гордость Волжского

Мария Ивановна Агеева (Козырина) родилась в 1922 году в селе Песковатка Городищенского района. После школы работала швеей на фабрике в Сталинграде. А когда немец стал рваться к Волге, пошла добровольцем на фронт. «Как санинструктор, находилась с бойцами на передовой и только и успевала перевязывать раненых и отправлять их на попутных машинах, которые привозили к нам снаряды. Когда случалось затишье между боями, мы с командиром поляком Гоцаном и его адъютантом-шофером переправлялись на второй участок, где находилась наша часть», —  рассказывала ветеран.

Старший сержант медицинской службы Мария Агеева была ранена, дошла до Каунаса, награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

Мария Козырина (слева) с боевыми подругами

Петр Войцехович Филютович родился в 1922 году в Сталинграде. Боевой путь начал с обороны родного города. 16 ноября 1943 года представлен к своей первой фронтовой награде – медали «За отвагу». В бою за город Мелитополь под ураганным вражеским огнем вынес с поля боя 5 человек и оказал первую медицинскую помощь 293 раненым», — значится в наградном листе.

«Многое ли может человек при росте метр 65 и весе 50 кг? Хорошо, что спортом занимался. А тут еще леденящее чувство страха. Пули так и повизгивают над головой. Ранение у бойца осколочное, в область живота, каждая секунда уменьшает шансы на жизнь. О напряжения – круги под глазами. И все же дотащил раненого до своих»,-  так ветеран вспоминал свое боевое крещение вблизи поселка Купоросный.  

Уникальные экспонаты времен Великой Отечественной войны представлены в музее Памяти солдат войны и правопорядка

Галина Ивановна Савенко родилась в 1922 году в Полтавской области. В день начала войны готовилась к последнему экзамену в фельдшерской школе. Работала сначала в госпитале, потом на станции переливания крови 2-го Украинского фронта.

«На станции переливания крови нас работало всего 12-15 человек, но скольким фронтовикам мы спасли жизнь, трудно сосчитать, —  делилась воспоминаниями на уроках мужества младший лейтенант военной медицинской службы Галина Савенко. —  Я была постоянным донором и сдала за все время 8 литров крови, за что награждена знаком «Почетный донор СССР». Кровь на фронте была на вес золота. И мы старались поставить на ноги как можно больше солдат, отдавая им не только свою кровь, но и частицу своего сердца, своей души».

День Победы Галина Савенко встретила в Братиславе, награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией». В Волжский приехала в 1958 году, работала в больнице скорой медицинской помощи.

Цифра

17 млн человек спасли медики во время Великой Отечественной войны. 10,5 млн раненых и 6,6 млн больных бойцов Красной армии вернулись в строй благодаря работе медицинской службы. За особые подвиги 49 врачей были награждены званием Героя Советского Союза, 20 из них посмертно, 18 стали полными кавалерами солдатского ордена Славы. Более 116 тыс. военных медиков и 30 тыс. работников здравоохранения наградили орденами и медалями СССР.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru