Как вспоминают волжане свои школьные годы?

1294
реклама

Те из нас, кто окончил школу в советское время, привыкли, что День встречи одноклассников приходится на второе февраля. Не так давно традиция претерпела изменения, и теперь эта дата считается плавающей. Люди, которые учились в одном классе, собираются, чтобы вспомнить школьные годы, каждую первую субботу февраля. В 2022 году российские выпускники прошлых лет увиделись 5 февраля. Мы расспросили известных волжан, чем им запомнилась школьная жизнь.

Виктор Каблов, профессор, преподаватель кафедры ВПИ

Школьник Витя Каблов

— Расскажу о жизненных уроках, которые мы вынесли из школы. Начну с физики. У нас была замечательная, но очень строгая учительница. Мы испытывали легкий стресс, просто заходя в кабинет: он был зашторенным и черным. Предмет мы любили, но как-то раз не поняли друг друга, не выучили то, что нужно — всех поочередно она вызвала к доске, и всем, в том числе, и мне поставила жирные двойки.

Вдруг она вызвала туповатого, как нам казалось, ученика. Басов сидел на задней парте, и все махнули на него рукой — второгодник, двоечник, а он, как выяснилось, просто плохо слышал, но никому об этом не говорил. Когда Басов отвечал, я вёл пальцем по параграфу, удивляясь, насколько точно он его перессказывает. Она задала ещё несколько вопросов, он ответил, но услышал: «Садись, четыре». И я возмутился, спросил у неё на перемене «почему четыре, а не пять»? Учительница покраснела, но, поскольку была справедливой, вызвала Басова и на следующий день. Он блестяще ответил и получил «отлично». И парень вырос на глазах, стал её любимым учеником, поступил в институт и защитил кандидатскую. Вот как важно верить в человека, это воодушевляет и порой меняет жизнь.

Из футболистов — в химики!

Второе, что запомнилось — фанатично преданный спортивной гимнастике учитель физкультуры. Звали его Константин Николаевич, бывший гимнаст. Он любил, когда ученики трудились, но не любил талантливых лентяев. Всю неделю, включая выходные, занимался нами. Раз я закрыл глаза на верхней перекладине, мысленно подготавливаясь к прыжку, а он подумал, что я струсил, и заорал на меня: «Гимнаст боится, это недопустимо, вон из зала!» И под напором его энергетики я выполнил элемент, вовремя развел ноги и не свалился. Он вышиб мой страх. А раз я прыгнул в высоту и сбил планку. Ждал ругани, но он сказал: «Смотрите, как гимнаст прыгает — планку сбил, но как носок тянул».

Кстати, школа была двухсменная. И параллельно с нами занимались вечерники, которые, дымя папироской, комментировали наши тренировки — «Длинный сейчас грохнется или не грохнется…»

Пора студенческая

А по вечерам на каждого из нас Константин Николаевич заполнял персональный дневник, а мы гадали, зачем он сидит допоздна в своей комнатушке? Один раз зашли, а у него тетрадочки с нашими фамилиями и прописаны все детали, включая, как кого «зацепить» — подбодрить или прикрикнуть. Вот отношение к делу. И за это ведь ему никто не приплачивал.

Елена Пруцкова, заведующая Выставочным залом им. Черноскутова

— В младшей школе было спокойнее, а, когда я перешла в другую школу, стало проблематичнее. Из 28-й перешла в 27-ю.

Первую учительницу звали Нина Михайловна, и так повернулась судьба, что она же стала первой учительницей моих дочерей. Это случилось неожиданно, у меня даже дыхание перехватило, когда уже взрослой я увидела её снова.

Лена Пруцкова — «Родная речь»

У нас был замечательный класс, дружный. Зарницы, походы, даже необычные классные часы, благодаря родителям одноклассника, педагогам.

После Нины Михайловны у нас была другая учительница, заслуженная, ветеран. Женщина железной воли, она нас довольно жестко наказывала. Я училась хорошо. Но, если кто-то провинился, она оставляла весь класс стоять по стойке «смирно» после урока. И стояли не по пять минут. Родители не смели возмутиться. Тогда это считалось нормальным. А сейчас уже весь класс сидел бы, наверное, на ток-шоу у Малахова.

Леночка Пруцкова — пионерка

У неё я научилась фиксировать свои достижения. Я была председателем совета отряда, и записывала по её совету в тетрадь, всё, что мы в отряде делали — для обмена опытом с другими школами. Как встала, как доложила, и все гости просто развели руками — «Ну, конечно, нам далеко до вас..» Я поняла, что необходимо всё записывать. И теперь мне особенно удаются отчёты.

Еще помню, как стоял у доски одноклассник, хороший, добрый мальчик. Его попросили показать на карте Советский Союз, а на Северном полюсе был изображен красный флажок, куда он и ткнул указкой. И логика понятна — красный флаг, значит, СССР.

Александр Упорников, начальник отдела урбанистики администрации г.о.- г. Волжский

— Корни у меня деревенские, а малая родина — станица Упорниковская Нехаевского района Волгоградской области. Родная школа стояла на берегу Хопра. Как все мальчишки, в детстве мы баловались, а самые яркие воспоминания связаны со школьным ансамблем.

Мы его создали в старших классах. Художественным руководителем стал Анатолий Войтов, игравший на гитаре и приехавший после окончания волгоградского «кулька». Мишарев Юрий — бас гитара, Владимир Иванов — клавишные, и я ударные. Короче, были первыми парнями на деревне, потому что без нас не обходились ни одни танцы и школьные вечера.

Очень любили уроки физики, но не только за то, что учитель интересно рассказывал. Наш преподаватель настаивал на том, чтобы при ответе использовалась вся площадь доски — и девочки привставали на цыпочки, чтобы писать сверху. А поскольку форма была короткой, нам хорошо были видны их стройные ножки, и уроки физики мы не пропускали.

Саша Упорников в детстве

Помню не очень красивую историю, когда спрятали сапоги молодого директора школы. Он только приехал в станицу, и с трудом переносил осеннюю распутицу. Сапоги-то он потом нашел, но внутри они были забиты грязью.

Запомнилась летняя «отработка» — я с одноклассниками устроился на ток. Разгружали машины с зерном, таскали тяжелые мешки. Вечером, гордые, возвращались домой, с легким пренебрежением относясь к тем, кто отрабатывал на приусадебном участке около школы.

В старших классах у нас была «фишка» — взбираться высоко-высоко на дерево и вырезать перочинным ножом на коре имя любимой девушки. Родители мне доверяли, я мог гулять допоздна, а её из дома не отпускали, поэтому я залезал к ней в окно, и мы вместе «ускользали» на вечернюю прогулку. А в младшей школе запомнил только новогодние праздники. Один раз я был мушкетёром, а ещё раз — Соловьём-разбойником.

Диана Джигарос, тренер по дзюдо, неоднократный призер международных чемпионатов

— У меня школа ассоциируется с драками. Я занималась дзюдо, и мальчишки просили показать приём. Я говорила — «Лучше меня не трогайте», но в итоге завязывалась драка.

С девчонками особо не дружила, так как у нас были разные интересы: я больше с пацанами по гаражам прыгала.

В старших классах Диана уже с девчонками дружила

Но с девочками тоже дралась, а потом уже с мальчишками. Даже поводов не помню, из-за которых возникали драки, но папу постоянно в школу вызывали. Он потом увещевал: «Ты только их кулаками не бей, ты же сильнее девочек».

Но когда я только начала тренироваться, сама частенько провоцировала конфликты. А когда мне объяснили, что дзюдо не совсем для этого, я поводы искать перестала.

Выпускницы

Один раз я нос девочке сломала, но и мне нос мальчики ломали.

Других школьных воспоминаний почти нет, если ещё учесть, что я четыре школы поменяла, а в последние годы учебы в классе практически не появлялась, просто брала задания. Один раз мы с родителями переехали, потом меня пригласили в спортшколу. А учитель, которая пришла на место прежнего директора, создавшего спорткласс, потребовала от меня сделать выбор между учебой и дзюдо. Я выбрала спорт, и ушла в другую школу.

Кто узнает в этой нежной девушке школьную задиру? Диана с мужем Михаилом

На последний звонок в 11-м классе я пришла прямо с поезда, после сборов. В 9 утра прошла линейка, одноклассники поехали кататься на теплоходе, а я отправилась домой отсыпаться. А на выпускном мне вручили аттестат и я ушла домой: была уставшей после сборов и в кафе праздновали без меня.

Александр Дикарев, лауреат конкурса «Молодёжный триумф» в номинации «Блогер Волжского»

— Я учился в школе №33, которая при мне стала лицеем №1. Школьные годы я вспоминаю без особой ностальгии и теплоты. Всё самое интересное, яркое и запоминающееся случилось уже после школы, во времена учёбы в Волжском политехическом техникуме. Но если бы не школьная история из шестого класса, то ничего этого бы не было.

Это был единственный год, когда у меня были проблемы с поведением. У нас был учитель физкультуры Сергей Геннадьевич, который очень любил баскетбол, а я этот вид спорта наоборот очень не любил. Я всю жизнь болею футболом. Я всячески саботировал баскетбольные упражнения, пинал по баскетбольным мячам ногами, из-за чего они покрывались шишками и приходили в негодность, и открыто конфликтовал с учителем.

Будущий активист Саша Дикарев

В итоге за вторую четверть по физкультуре мне поставили двойку. В это время школа начала трансформироваться в лицей и у родителей появился выбор, куда перейдёт их ребёнок на следующий учебный год: в обычный класс или лицейский. Родители захотели лицейский класс, но двойка по физкультуре в четверти дорогу мне туда закрыла.

Лауреат конкурса «Молодежный триумф» Александр Дикарев

Я получил большую взбучку и до окончания школы проблем с дисциплиной уже не было. Баскетбол я не люблю до сих пор, а Сергея Геннадьевича вспоминаю частенько, если бы не его двойка, то не было бы у меня сейчас тех «нелицейских» друзей-одноклассников, друзей из техникума и тех ярких событий, что мы вместе пережили.